Налоговые льготы по НДС в 2022

15.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы по НДС в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Что такое вычет по НДС

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

НДС перечисляется в федеральный бюджет и составляет 50% от всех поступлений по сборам. Деньги расходуются на государственные и национальные цели:

  • социальная политика, образование, оказание медицинских услуг;

  • оборона и защита, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;

  • решение общегосударственных и экономических вопросов;

  • защита экологической обстановки;

  • развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;

  • выплаты национального долга;

  • трансферты в другие бюджеты – дотации, субсидии, субвенции в региональный и местный бюджет.

При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.

При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.

Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.

Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).

История ставок по НДС

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):

  • 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
  • 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).

Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.

При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.

Читайте также:  Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Мордовии в 2023 году

В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.

Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Год Основная ставка Льготные ставки
1992 28% 15%, 0%
1993-2003 20% 10%, 0%
2004-2018 18% 10%, 0%
2019 20% 10%, 0%

Налог на добавленную стоимость: общая информация

НДС признается одним из самых непростых фискальных инструментов налогового законодательства. Он сложен как для учета, так и для исчисления налога для перечисления в бюджет. Но не все организации обязаны заниматься учетом данного налога. Существуют специальные режимы, которые полностью освобождают плательщиков от обязательств по учету и выплатам.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса наше правительство предоставляет особые преференции конкретным направлениям бизнеса. Список видов деятельности по каждому из специальных налоговых режимов утвержден налоговым законодательством на федеральном уровне, местные органы власти имеют полное право вносить свои коррективы в части определения видов деятельности, ставок и т.д. Но единственное что объединяет все специальные режимы это полное освобождение от уплаты НДС. Что дает конкурентное преимущество перед крупными компаниями, которые могут легко вытеснить малых конкурентов за счет экономии на масштабе.

Существующие ставки НДС

В российском законодательстве приняты три ставки по данному налогу. Чтобы разобраться какую ставку необходимо применить организации нужно просто посмотреть в кодексе, может ли их направление бизнеса использовать пониженные ставки. Во всех остальных случаях применяются стандартная ставка.

Ставка, % Комментарий
18 Стандартная ставка, применяемая во всех случаях, если иное не оговорено в налоговом законодательстве
10 Сниженная ставка, применяема для определенных групп товаров представляющих социальную значимость (медицинские товары, продовольствие и т.д.)
Применяется для всех операций, связанных с вывозом товаров за пределы страны

Не облагаемые НДС товары

Так исторически сложилось, что налоговая система обладает одной из самых главных функций – это фискальная функция. Государство пополняет свой бюджет посредством сбора налогов для реализации различных государственных социально значимых проектов. Но есть ряд направлений деятельности, которые изначально не подпадают под эту функцию. Во первых это те же социально значимые направления, реализуемые товары которых не могут по каким-либо причинам вступать в правовую рыночную конкуренцию не влияя при этом на некоторые слои населения. А во вторых это те отрасли бизнеса, которые, по мнению нашего государства, именно в данный момент требуют поддержки для развития и становления. Очень яркий пример это реализация программы по импортозамещению, поддержка производителей для вытеснения иностранных производителей с внутреннего рынка.

Льготный режим Полное освобождение Ставка 0% Ставка 10%
Группы товаров и услуг — Медицинская продукция;

— Образовательные услуги;

— Государственные услуги;

— Продажа недвижимости;

— Услуги общественного транспорта;

-Социальное обслуживание;

— Ритуальные услуги;

— Банковские услуги и т.д.

— Космическая деятельность;

— Экспорт товаров и услуг (в том числе энергоносителей);

— Международные перевозки;

— Судостроительная деятельность.

— Продукты питания;

— Детские товары;

— Медицинская продукция;

— Образовательная и научная литература и т.д.

При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.

Читайте также:  Что лучше: подарить квартиру или оставить в наследство

Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:

— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);

— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).

Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.

С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,

существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.

Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)

При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.

****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС

С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:

— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).

Контролируемые сделки

Поправки увеличили порог признания контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами. Сейчас сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн рублей. С учетом изменений порог признания сделки контролируемой повышается с 60 до 120 млн рублей (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Более того, контролируемыми теперь не будут признаваться сделки между взаимозависимыми лицами, по которым одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и доходы по которым признаются с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (независимо от даты заключения договора).

Данное правило устанавливается новой редакцией пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Налоговые каникулы для ИП

Принятые поправки продлевают сроки возможного установления так называемых «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на применение УСН или ПСН (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Согласно поправкам, региональные власти смогут до 31 декабря 2024 года (сейчас – до конца 2023 года) установить ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на применение УСН или ПСН с осуществлением предпринимательской деятельности в производственной, социальной или научной сферах, в сфере бытовых услуг населению. Такие налогоплательщики вправе будут применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Перечни кодов товаров для применения ставки НДС 10%

Перечни кодов товаров, которые облагаются по ставке 10%, в соответствии с ОКПД2, а также ТН ВЭД ЕАЭС при ввозе товаров на территорию России устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 164 НК РФ):

  • по ОКПД2 установлены следующие перечни кодов видов продукции:
    • для продовольственных товаров — Перечень кодов видов продовольственных товаров, которые облагаются НДС по ставке 10% при их ввозе в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908);
    • товаров для детей — Перечень кодов видов товаров для детей, которые облагаются НДС по ставке 10% при их ввозе в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908);
    • периодических печатных изданий и книг — Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41);
    • медицинских товаров — Перечень кодов медицинских товаров, которые облагаются НДС по ставке 10% при их ввозе в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688).

    Последствия повышения ставки

    Повышение налога было довольно критично встречено как экспертами, так и участниками рынка. Учитывая, что НДС уже входит в стоимость значительного количества товаров и услуг, ожидалось, что повышение в значительной степени отразится на благосостоянии конечных потребителей, то есть граждан, а это напрямую приведет к разгону инфляции.

    На практике увеличение НДС действительно привело к повышению цен. Однако следует отметить, что наиболее мрачные прогнозы не оправдались, а уровень инфляции за 2019 год составил 3%, что находится в пределах ожидания ЦБ.

    НДС является косвенным налогом, который оплачивается в бюджет организациями при реализации товаров и услуг, а также при осуществлении отдельных хозяйственных операций. Однако фактические расходы несут конечные потребители, поскольку его сумма включается в стоимость. С 1 января 2019 года ставка НДС составляет 20%, что не исключает наличие 10% и нулевой ставок при продаже отдельных видов товаров и услуг.

    Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

    1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

    2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

      • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

      • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

    Отвечая на вопрос, что облагается НДС, необходимо обратить внимание на 2 аспекта: является ли операция объектом обложения НДС и не поименована ли она в ст. 149 НК РФ. К объекту налогообложения относятся 4 группы операций (п. 1 ст. 146 НК РФ):

    • реализация на территории РФ товаров (работ, услуг), предметов залога, передача товаров (работ, услуг) на основании отступного или новации, передача имущественных прав. При этом реализация может быть как возмездной, так и безвозмездной (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
    • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, т.е. не для целей получения с их помощью дохода от третьих лиц, а для нужд самой организации. Такая передача облагается НДС, если расходы на нее не признаются для целей налогообложения прибыли (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Потому что их нельзя признать экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ), либо они указаны в числе расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ). При этом факт передачи товаров должен быть подтвержден документально (например, при передаче товаров из одного подразделения в другое оформлена ТОРГ-13);
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Это СМР, которые плательщик выполняет своими силами и для себя (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же строительством занимаются подрядчики, а организация выступает в качестве инвестора или застройщика, то объекта обложения НДС не возникает (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12);
    • ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Речь идет о пересечении товарами таможенной границы и ввозе их на территорию таможенного союза (пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).


    Похожие записи: