Налог на имущество организаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).
Порядок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество и сдачи отчетности
За налоговый период по налогу на имущество принят год.
Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.
Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.
Налог уплачивается:
- для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
- для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
- для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.
Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.
Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Единые сроки уплаты налогов
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.
Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).
Отменят отчетность по налогу на имущество
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
Плательщики налога на имущество организаций
Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:
1) российские организации;
2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;
3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.
Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
- ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
- УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
- ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.
Расчёт налога на имущество
Для начала проверьте, нет ли у вас недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если есть, рассчитайте налог по каждому такому объекту отдельно.
По общему правилу, если кадастровая стоимость меняется в течение года, это не влияет на расчёт налога (авансов) за текущий и за предыдущие годы. Новую стоимость нужно использовать при расчёте только с 1 января следующего года.
Но есть исключения:
- Если стоимость поменялась из-за изменения количественных или качественных характеристик объекта, то по новой стоимости нужно считать налог с момента, когда сведения об изменённых характеристиках внесли в ЕГРН.
- Если стоимость поменялась из-за исправления ошибок или из-за того, что после оспаривания её приравняли к рыночной, то по новой стоимости вы пересчитываете налог за все годы, за которые платили его по старой, неправильной стоимости.
Как происходит расчет налога на имущество организации в 2023 году?
В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость основных средств, которые включены в соответствующий список по предприятию. Учет имущества в таком случае происходит по остаточной стоимости (то есть с учетом амортизации). Если рассматривать отдельные объекты, которые относятся к недвижимому имуществу, то в их отношении в качестве базы для исчисления налога берется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который принимается за налоговый период. Для того чтобы узнать правила расчета в частном случае следует обратиться к Налоговому Кодексу, в котором разъясняются все возможные обстоятельства, влияющие на проведение расчета стоимости имущества.
Наибольший интерес, как правило, вызывает вопрос о том, сколько составляет размер ставки по тому или иному налогу. В отношении налога на имущество по закону она не может быть больше 2,2%. Размер ставки, принимаемой в конкретном случае, зависит от ряда факторов, в числе которых категория налогоплательщика и разновидность рассматриваемого имущества.
Плательщики налога на имущество
Плательщиками налога на имущество являются:
- российские организации;
- иностранные организации (которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие недвижимое имущество в собственности на территории РФ).
Плательщиками налога на имущество признаются физические лица, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (Глава 32, статья 401 НК РФ).
Объектом налогообложения физических лиц признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы,
1. Жилой дом.
2. Жилое помещение, квартира или комната.
3. Гараж.
4. Объект незавершенного строительства.
5. Единый недвижимый комплекс.
6. Иные здания (строения, сооружения и помещения).
Налог на имущество организаций в 2021 году не платят:
- юридические лица, переведенные на уплату ЕНВД (Единый налог на вмененный доход). С 01.01.2021 ЕНВД отменен;
- субъекты малого бизнеса, применяющие УСН (Упрощенную систему налогообложения).
- ООО и предприниматели, применяющие ЕСХН, независимо от состава, имеющегося у них имущества.
Порядок уплаты налога на имущество и авансовых платежей
В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, сумма налога по итогам года рассчитывается как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога на имущество в 2019 году по итогам налогового периода, которая подлежит уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год и суммами авансовых платежей (уплаченных на протяжении года).
Авансовый платеж по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода (в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период).
Субъекты РФ вправе право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от внесения авансовых платежей по налогу (в течение всего года).
КБК для уплаты налога на имущество — 182 1 06 02010 02 1000 110.
Таблица ставок и номеров законов по регионам:
Субъект РФ |
Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру |
Нормативное основание – закон субъекта РФ (номер, дата) |
Адыгея |
2.2/2 % |
183 от 22.11.03 г. |
Алтай |
2.2 % |
16-1 от 21.11.03 г. |
Башкирия |
2.2/1.5-2 % |
43-з от 28.11.03 г. |
Бурятия |
2.2/0.2-2 % |
145-III от 26.11.02 г. |
Дагестан |
2.2/0.8-1,5 % |
22 от 08.10.04 г. |
Ингушетия |
2.2/1.5-2 % |
59-РЗ от 24.11.03 г. |
Кабардино-Балкария |
2.2/1.2-2 % |
102-РЗ от 27.11.03 г. |
Калмыкия |
2.2/0.5 % |
3-III-З от 29.12.03 г. |
Карачаево-Черкессия |
2.2 % |
77-РЗ от 30.11.16 г. |
Карелия |
2.2 % |
384-ЗРК от 30.12.99 г. |
Коми |
2.2 % |
67-РЗ от 24.11.03 г. |
Крым |
1.0 % |
7-ЗРК/2014 от 19.11.14 г. |
Марий Эл |
2.2 % |
59-З от 27.10.11 г. |
Мордовия |
2.2/1.1-2 % |
54-З от 27.11.03 г. |
Саха |
2.2 % |
1231-З № 17-V от 07.11.13 г. |
Северная Осетия |
2.2 % |
43-РЗ от 28.11.03 г. |
Татарстан |
2.2/1.2 % |
49-ЗРТ от 28.11.03 г. |
Тыва |
2.2/0.1 % |
476 ВХ-1 от 27.11.03 г. |
Удмуртия |
2.2/1.8 % |
55-РЗ от 27.11.03 г. |
Хакасия |
2.2/2 % |
73 от 27.11.03 г. |
Чечня |
2.2/2 % |
33-РЗ от 13.10.06 г. |
Чувашия |
2.2/2 % |
38 от 23.07.01 г. |
Алтайский кр. |
2.2/2 % |
58-ЗС от 27.11.03 г. |
Забайкальский кр. |
2.2/2 % |
72-ЗЗК от 20.11.08 г. |
Камчатский кр. |
2.2/1.5 % |
688 от 22.11.07 г. |
Краснодарский кр. |
2.2/2 % |
620-КЗ от 26.11.03 г. |
Красноярский кр. |
2.2 % |
3-674 от 08.11.07 г. |
Пермский кр. |
2.2 % |
1685-296 от 30.08.01 г., № 549-ПК от 08.10.152 г. |
Приморский кр. |
2.2/1 % |
82-КЗ от 285.11.03 г. |
Ставропольский кр. |
2.2/1.5 % |
44-кз от 26.11.03 г. |
Хабаровский кр. |
2.2/1.3-2 % |
308 от 10.11.05 г. |
Амурская обл. |
2.2/1-2 % |
266-ОЗ от 28.11.03 г. |
Архангельская обл. |
2.2/2 % |
204-25-ОЗ от 14.11.03 г. |
Астраханская обл. |
2.2 % |
92/2009-ОЗ от 26.11.09 г. |
Белгородская обл. |
2.2/2 % |
104 от 27.11.03 г. |
Брянская обл. |
2.2/0.3-2 % |
79-З от 27.11.03 г. |
Владимирская обл. |
2.2 % |
110-ОЗ от 12.11.03 г. |
Волгоградская обл. |
2.2 % |
888-ОД от 28.11.03 г. |
Вологодская обл. |
2.2/0.5-2 % |
968-ОЗ от 21.11.03 г. |
Воронежская обл. |
2.2/0.5-1.4 % |
62-ОЗ от 27.11.03 г.; № 156-ОЗ от 26.11.15 г.; № 91-ОЗ от 10.06.14 г. |
Ивановская обл. |
2.2 % |
109-ОЗ от 24.11.03 г. |
Иркутская обл. |
2.2/2 % |
75-оз от 08.10.07 г. |
Калининградская обл. |
2.2/1 % |
336 от 27.11.03 г. |
Калужская обл. |
2.2 % |
263-ОЗ от 10.11.03 г. |
Кемеровская обл. |
2.2 % |
60-ОЗ от 26.11.03 г. |
Кировская обл. |
2.2/1-2 % |
692-ЗО от 27.07.16 г. |
Костромская обл. |
2.2/0.5-2 % |
153-ЗКО от 24.11.03 г. |
Курганская обл. |
2.2/0.4-2 % |
347 от 26.11.03 г. |
Курская обл. |
2.2-2 % |
57-ЗКО от 26.11.03 г. |
Ленинградская обл. |
2.2/2 % |
98-оз от 25.11.03 г. |
Липецкая обл. |
2.2/2 % |
80-ОЗ от 27.11.03 г. |
Магаданская обл. |
2.2/1.5-2 % |
382-ОЗ от 20.11.03 г. |
Московская обл. |
2.2/1.5 % |
150/2003-ОЗ от 21.11.03 г. |
Мурманская обл. |
2.2/0.3-2 % |
446-01-ЗМО от 26.11.03 г. |
Нижегородская обл. |
2.2/2 % |
109-З от 27.11.03 г. |
Новгородская обл. |
2.2/2 % |
384-ОЗ от 30.09.08 г. |
Новосибирская обл. |
2.2/2 % |
142-ОЗ от 16.10.03 г. |
Омская обл. |
2.2 % |
478-ОЗ от 21.11.03 г. |
Оренбургская обл. |
2.2/2 % |
613/70-III-ОЗ от 27.11.03 г. |
Орловская обл. |
2.2 % |
364-ОЗ от 25.11.03 г. |
Пензенская обл. |
2.2/2 % |
544-ЗПО от 27.11.03 г. |
Псковская обл. |
2.2/2 % |
316-оз от 25.11.03 г. |
Ростовская обл. |
2.2 % |
843-ЗС от 10.05.12 г. |
Рязанская обл. |
2.2/0,6-1.75 % |
85-ОЗ от 26.11.03 г. |
Самарская обл. |
2.2/1.2 % |
98-ГД от 25.11.03 г. |
Саратовская обл. |
2.2/1.5 % |
73-ЗСО от 24.11.03 г. |
Сахалинская обл. |
2.2/1-2 % |
442 от 24.11.03 г. |
Свердловская обл. |
2.2/2 % |
35-ОЗ от 27.11.03 г. |
Смоленская обл. |
2.2 % |
83-з от 27.11.03 г. |
Тамбовская обл. |
2.2 % |
170-З от 28.11.03 г. |
Тверская обл. |
2.2-2 % |
85-ЗО от 27.11.03 г. |
Томская обл. |
2.2-1.5 % |
148-ОЗ от 27.11.03 г. |
Тульская обл. |
2.2/0.4-2 % |
414-ЗТО от 24.11.03 г.; № 33-ЗТО от 27.04.17 г. |
Тюменская обл. |
2.2/2 % |
172 от 27.11.03 г. |
Ульяновская обл. |
2.2 % |
99-ЗО от 02.09.15 г. |
Челябинская обл. |
2.2/1.5 % |
449-ЗО от 25.11.16 г. |
Ярославская обл. |
2.2 % |
46-з от 15.10.03 г. |
г. Москва |
2.2/1.4 % |
64 от 05.11.03 г. |
г. Севастополь |
1 % |
80-ЗС от 26.11.14 г. |
г. Санкт-Петербург |
2.2/1 % |
684-96 от 26.11.03 г. |
ЕАО |
2.2/1 % |
737-ОЗ от 26.07.06 г. |
НАО |
2.2 % |
452-ОЗ от 27.11.03 г. |
ХМАО – Югра |
2.2/2 % |
190-оз от 29.11.10 г. |
ЧАО |
2.2 % |
47-ОЗ от 18.05.15 г. |
ЯНАО |
2.2/2 % |
56-ЗАО от 27.11.03 г. |
Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года
Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.
Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.
Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:
Н = (Н1 − Н2) × К + Н2,
где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)
С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.
Полная формула с учетом всех параметров:
Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.
Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.
Пример расчета
В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.
Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.
Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.
Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.
Пример расчета налога на имущество
Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице.
В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества — 1,1%.
Величина налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. х 1%).
Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).
По состоянию на: | Остаточная стоимость оборудования (руб.) |
---|---|
01 января | 1 500 000 |
01 февраля | 1 450 000 |
01 марта | 1 400 000 |
01 апреля | 1 350 000 |
01 мая | 1 300 000 |
01 июня | 1 250 000 |
01 июля | 1 200 000 |
01 августа | 1 150 000 |
01 сентября | 1 100 000 |
01 октября | 1 050 000 |
01 ноября | 1 000 000 |
01 декабря | 950 000 |
31 декабря | 900 000 |
Налог на имущество организаций: изменения с 1 января 2020 года
С 1 января 2020 года отменена обязанность по представлению Расчетов по авансовым платежам (п.2 ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ (далее — ФЗ N 63-ФЗ)). Но сами авансовые платежи будут уплачиваться в прежнем порядке (п.12 ст.378.2 и п.4 ст.382 НК РФ).
К сведению! Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ уже утверждена новая форма декларации по налогу на имущество, учитывающая нововведения.
Так, Раздел 1 Декларации дополнен строками, содержащими информацию об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу.
Станет обязательной новая форма декларации по налогу на имущество организаций в 2020 году. Но отчитаться по новой форме налогоплательщикам придется, начиная с отчетности за 2019 год.
Положения о возможности представления единой отчетности будут официально закреплены в п.1.1 ст.368 НК РФ (п. 1.1 введен ФЗ N 63-ФЗ).
Напомним, что налогоплательщик состоящий на учете в нескольких налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из выбранных им налоговых инспекций, если:
- объекты облагаются по среднегодовой стоимости и
- в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Для представления по налогу на имущество организаций единой отчетности налогоплательщику необходимо ежегодно уведомлять соответствующий налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Срок — до 1 марта года, за который организация собирается представлять единую декларацию. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение года не допускается.
Уведомление представляется по форме, утвержденной ФНС РФ. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@ (далее-Приказ ФНС).
Обратите внимание! В 2019 году многие налогоплательщики в соответствии с разъяснениями ФНС РФ представляли единую отчетность по налогу на имущество.
Но для того, чтобы продолжить отчитываться в прежнем порядке и представлять единую декларацию по нескольким объектам за 2020 год необходимо снова уведомить налоговый орган о применении такого порядка до 1 марта 2020 года по форме, утвержденной Приказом ФНС (Письмо ФНС России от 12.08.2019 N СД-4-21/15951@).
Виктория ВарламоваСоветник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам
С 01.01.2020 г. объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, станет больше.
Во-первых, к объектам обложения налогом на имущество, облагаемым по кадастровой стоимости будет относиться не только недвижимость, учитываемая на балансе в качестве основных средств, но и иные объекты недвижимости (например, объекты, предназначенные для продажи и учитываемые на сч. 41 или 43) (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее ФЗ N 325-ФЗ)).
К сведению! По среднегодовой стоимости, как и прежде, будут облагаться только объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств (учитывая особенности налогообложения недвижимости, переданной/приобретенной в рамках договора доверительного управления (ст.378 НК РФ) или концессионного соглашения (ст.378.1 НК РФ) (пп.1 п.1 ст.374 НК РФ).
Во-вторых, к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и «иные объекты», а именно, жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительств (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2019 N 379-ФЗ (далее — ФЗ N 379-ФЗ)).
Заметим, что изначально законодатели добавили к «кадастровым» объектам недвижимости объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 НК РФ, т.е. при такой формулировке пп.4 п.1 ст.378.
2 НК РФ налогом на имущество по кадастровой стоимости могла облагаться любая недвижимость, по которой определена кадастровая стоимость (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).
Но с подачи Минфина РФ законодатели внесли повторные правки и указали конкретный перечень «иных объектов» недвижимости (его мы привели выше) (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. ФЗ N 379-ФЗ).
ФНС РФ напомнила, что перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости устанавливается Законом субъекта РФ (п.2 ст.372 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.10.2019 N БС-4-21/20087@). Т.е. «масштаб бедствия» для налогоплательщиков, владеющих недвижимостью, зависит от воли региональных законодателей.
Для возникновения обязанности по уплате налога исходя из кадастровой стоимости по «иным объектам» достаточно двух факторов:
- недвижимость относится к виду недвижимости (объектов), установленной Законом субъекта РФ;
- кадастровая стоимость недвижимости установлена.
Виктория ВарламоваСоветник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам
Например, у организации есть в собственности машино-места, в т.ч. приобретенные для продажи. В субъекте РФ, где они находятся Законом установлено, что налогом по кадастровой стоимости облагаются машино-места. Соответственно с 2020 года организация будет уплачивать налог на имущество по таким объектам, если кадастровая стоимость машино-мест установлена.
Если кадастровая стоимость «иной» недвижимости не установлена, то такие объекты должны облагаться налогом на имущество по среднегодовой стоимости, но только в случае, если они отражены на балансе организации в качестве объектов основных средств. Такой вывод, по мнению автора, следует из нового пп. 2.2 п. 12 ст.378.2 НК РФ (введен ФЗ N 325-ФЗ).
В случае, когда кадастровая стоимость такой недвижимости будет определена в течение налогового или отчетного периода, то расчет налога и авансовых платежей в отношении данного объекта производятся исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (пп.2.1 п.
12 ст.378.2 НК РФ).
К ведению!
С 1 января 2020 года для лиц, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» не признаются объектом обложения налогом на имущество (пп. 9 и пп.10 п.4 ст.374 НК РФ введены Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ):
- суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов и
- воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
Расчет налога на имущество организаций
Сумма платежа рассчитывается по прохождении периода как установленная ставка, умноженная на налоговую базу – имущество, указанное в разделе 2 Декларации (на забудьте проставить соответствующий код вида имущества). Размер налога, который платят государству, устанавливается с вычетом авансовых платежей, вносимых во время всего налогового периода.
Размер авансового платежа считается как четвертая часть от произведения ставки на среднюю стоимость объекта, установленную за конкретный отчетный период. Данные расчеты подаются в течение следующего месяца (до 30 числа) после окончания отчетного периода.
Декларация по налогу на имущество предоставляется ФНС не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.
Пример расчета налога на имущество:
ООО “Фиеста” создано в 2013 года. Налоговая ставка равна 1,5%. Отчетный период установлен квартал, а налоговый – год. Кадастровая стоимость на момент создания предприятия составила 140 млн. рублей, в январе – 140 млн., феврале – 145 млн., марте – 139 млн., апреле – 137 млн., мае – 141 млн., июне – 143 млн., июле – 140 млн., августе – 145 млн., сентябре – 139 млн., октябре – 135 млн., ноябре – 138 млн., 1 декабря – 139 млн., 31 декабря – 141 млн. рублей.
Налоговая база по итогам первого квартала составляет:
(140+145+139+137)/4=140,25 млн. рублей
Итоги первого полугодия:
(140+145+139+137+141+143+140)/7=140,7 млн. рублей
Итоги 9 месяцев:
(140+145+139+137+141+143+140+145+139+135)/10=140,4 млн. рублей
Среднегодовая остаточная стоимость равна:
(140+145+139+137+141+143+140+145+139+135+138+139+141)/13=140,15 млн. рублей
Размер налога, подлежащий уплате:
140,15*1,5%=2,1 млн. рублей
Проводки налогового учета
Д 91 К 68 – начислен налог
Д 68 К 51 – перечислена сумма налога в бюджет
КБК пени по налогу на имущество
• 182 1 06 02010 02 2100 110 – код пени по налогообложению имущества, входящего и не входящего в Единую систему газоснабжения.