Превышение должностных полномочий чем грозит — статья

12.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Превышение должностных полномочий чем грозит — статья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. При этом важно, что такие действия должны нанести определенный ущерб физическому или юридическому лицу, государству или обществу. К должностным лицам относятся чиновники, руководители государственных предприятий, сотрудники правоохранительных органов, судов, служащие Вооруженных сил, представители местных и федеральных властей. Действие статьи не распространяется на частных лиц, коммерческие организации, объединения граждан и т.д.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Часть 3 ст. 286 ук рф предусматривает особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий, если оно совершено:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Насилие по составу может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в нанесении побоев, истязаниях, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Психическое насилие может выражаться в угрозе применить физическое насилие вообще либо в угрозе совершить одно из перечисленных выше действий.

Под оружием понимают устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию в смысле п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ следует отнести любые виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, кроме конструктивно сходных с оружием изделий, пневматических винтовок, пистолетов и револьверов, сигнальных пистолетов и револьверов калибра не более 6 мм. Под применением оружия понимается его фактическое использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего.

К специальным средствам относятся приспособления и устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков (наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, смирительные рубашки, дубинки и т.д.). Для привлечения лица к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по признаку применения специальных средств, а равно оружия необходимо, чтобы они применялись должностным лицом в нарушение правил и порядка их использования.

К тяжким последствиям следует относить причиненный вред здоровью, ущерб собственности в крупном размере, дезорганизацию производства, имеющего особое значение для экономики и социальной жизни, и т.д.

Отличие превышения должностных полномочий (ст.286) от злоупотребления должностными полномочиями (ст.285).

Ст. 286 УК

Ст. 285 УК

По объективной стороне:

Деяние (только в форме активного действия) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; Под превышением должностных полномочийпонимают совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Формы превышения:

  1. Единоличное совершение действий, которые по закону должны быть выполнены только коллегиально;

  2. Совершение действий, входящих в круг полномочий вышестоящего должностного лица, должностного лица другого органа или учреждения;

  3. Выполнение действий при отсутствии специальных условий, если по закону эти действия входили в круг должностных полномочий данного должностного лица, но могли быть им выполнены только при наличии специальных условий (превышение использования оружия);

  4. Совершение действий, которые никакими должностными лицами ни при каких условиях не могли быть совершены (избивать никого нельзя).

Деяние – использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, то есть во вред задачам, стоящим перед соответствующей структурой.

Под использованием лицом своих служебных полномочий понимают такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Это использование служебных полномочий может быть совершено как путем активных действий должностного лица, так и путем бездействия должностного лица, когда последний не выполняет возложенные на него обязанности.

Действия:

  1. Действия в пределах полномочий;

  2. Действия выполняются с нарушением установленного порядка их осуществления;

  3. Действия совершаются вопреки интересам службы.

Бездействия:

  1. Лицо не совершает действия, входящие в круг его полномочий;

  2. Лицо могло и должно было эти действия совершить;

  3. Вопреки интересам службы. Интересы службы определяются объемом полномочий лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов.

По субъективной стороне:

Мотив и цель – факультативные признаки.

Обязательно наличие мотива – корыстная или иная личная заинтересованность.

Получение и дача взятки (ст. 290, 291).

Объект– интересы службы в органах государственной службы.

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2018 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).

Читайте также:  6-НДФЛ: инструкция по заполнению и пример

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.

Часто граждане, столкнувшись с нарушением в виде превышения полномочий чиновников из властных структур, работников правоохранительных или судебных органов, не знают, куда обратиться за помощью. Обычные методы подразумевают обращение в суды, прокуратуру, вышестоящему начальству.

В соответствии с законами РФ гражданин может обращаться в различные инстанции в случае нарушения его прав и свобод. В частности, в суде могут быть обжалованы неправомерные действия лиц, работающих в госорганах или органах местной власти. Военнослужащие имеют право обжаловать в военном суде действия воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

На превышение полномочий работников полиции, судов и прокуратуры можно пожаловаться в соответствующие Управления собственной безопасности.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Отрицательные последствия и ответственность за злоупотребление служебными полномочиями

В УК РФ превышение служебных полномочий наказуемо соответствующим образом и зависит от последствий злоупотребления обязанностями. Они могут быть как моральными, так и материальными и относиться как к одному человеку, так и к нескольким или же какой-либо организации. Также превышение своих полномочий может наносить ущерб обществу. По сути от того, насколько большим был вред, будет определяться квалификация преступления. Самую большую меру наказания за правонарушения, относящиеся к этой категории, получают лица, допустившие:

  • превышение полномочий с использованием насильственных приемов;
  • злоупотребление обязанностями с незаконным удержанием;
  • превышение обязанностей в отношении лица, не достигшего совершеннолетия.

Преступными действиями согласно статье за превышение должностных полномочий признаются только те неправомерные поступки, которые выходили за круг полномочий, определенных для конкретной должности и содержащихся в специальном списке.

Превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ рассматривается согласно с должностным статусом человека. Обвинять в подобных правонарушениях нельзя:

  • рабочих;
  • штат обслуживания;
  • специалистов, у которых нет соответствующих полномочий.

Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, —

Наглядный пример превышения полномочий в РФ

Подобная ситуация произошла в Республике Крым, когда майор милиции Алексей Переверза был привлечён к уголовной ответственности за получение взятки. Это произошло ещё летом 2014 года, когда он получил сумму в размере 12 тысяч рублей. Деньги были переданы с условием, что майор не привлечёт к административной ответственности человека, нарушившего миграционные законы Российской Федерации. Переверзу задержали работники УФСБ сразу же после передачи взятки, после чего выяснилось, что правонарушитель раньше работал в милиции Украины, и не имеет ничего общего с МВД России.

Ровно через год Алексея Переверзу осудили по 3-ей части статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пойманному на весьма серьёзном преступлении майору украинской милиции дали три года тюремного срока и оштрафовали на 48 000 рублей в качестве сорокакратной величины всей взятки. Исходя из статьи 47 Уголовного кодекса РФ, Переверза не сможет работать целых 2 года представителем власти, высокопоставленным госслужащим или работником муниципальных организаций. Также на основании 48-ой статьи Уголовного кодекса РФ он немедленно лишился должности майора.

Изначально городской суд Феодосии был безжалостен к получившему взятку сотруднику милиции, но уже 1 октября 2015 года коллегия обжаловала принятое решение. В апелляционном порядке дело бывшего майора переквалифицировали с 3-ей части 290-ой статьи на 159-ую статью Уголовного кодекса Российской Федерации и вынесли приговор в виде полутора лет тюремного заключения. При этом судебная коллегия и вовсе отменила назначенный штраф в виде сорокакратной величины полученной взятки. Также было отменено решение суда по поводу того, что Переверзе запрещено несколько лет работать в госструктурах и занимать любую должность представителя власти. Помимо этого, после апелляции приговор по поводу лишения звания майора милиции тоже был отменён.

В конце октября 2015-го года Алексей Переверза получил условно-досрочное освобождение от наказания. Посредством кассационной жалобы майор милиции заявил о том, что считает оценку Феодосийского суда крайне несправедливой. Он объяснил это тем, что его подставил некий гражданин «В» — провокатор из органов ФСБ, который пытался отомстить ему по личным причинам. Также Переверза посчитал, что все свидетельства его преступления получены недопустимым и незаконным путём, а доказательства данного дела являются ничем иным, как сфальсифицированной пустышкой. Дело в том, что провокатор «В» заплатил майору взятку за некого гражданина Узбекистана «Д», живущего на ферме. Однако, как утверждал сам Переверза, ни на какой ферме гражданин Узбекистана не проживал, а субъекта правонарушения вообще не существует, ведь ровным счётом нет никаких доказательств на тему того, что он был на тот момент должностным лицом.

Майор милиции заявил о неполноценности рассмотрения преступления и полнейшей фальсификации всех материалов данного дела. Он посчитал несправедливым тот факт, что суд не принял его апелляцию по поводу возврата прокурору всех пресловутых материалов. По этой причине майор попросил упразднить уже принятые судом решения и вернуть необходимые материалы прокурору для дальнейшего предотвращения рассмотрения их судом.

Если исходить из части 1 статьи 401 УПК Российской Федерации, то весомой причиной отмены или смягчения наказания при кассационной жалобе являются значительные нарушения процесса рассмотрения дела, которые серьёзно повлияли на итоговый результат. Поскольку подобных нарушений не было замечено, то все аргументы насчёт некорректности принятых судом решений, приведённые в кассационной жалобе обвиняемого, не могут быть удовлетворены. В конце концов, было определено, что решение Феодосийского суда по поводу повинности майора украинской милиции корректно и подтверждено наличием собранной доказательной базы. Среди доказательств суд отметил показания нескольких свидетелей, а также вещественные улики, серьёзно определяющие исход данного дела.

Придерживаясь всех требований статьи 87 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебные органы Республики Крым перепроверили и тщательно провели оценку достоверности материалов дела. Отвергнув аргументы обвиняемого гражданина Переверзы по поводу противоправности действий сотрудников Федеральной службы безопасности, коллегия приняла решение о неудовлетворении апелляционной жалобы. Пересматривая основные нюансы данного уголовного дела и жалобу майора милиции по поводу некорректного расследования, коллегия установила, что Феодосийский городской суд безошибочно определил главные факты дела, при этом дав правильную оценку действиям обвиняемого.

Как оказалось, Алексей Переверза обманул гражданина «В» по поводу того, что бездействие со стороны органов поспособствует непривлечению эмигранта к административной ответственности. Однако Переверза не владел служебными полномочиями, позволяющими ему решать дальнейшую судьбу гражданина Узбекистана, но всё же обманным путём получил взятку в 12 тысяч рублей наличными. Но, даже учитывая данное обстоятельство, коллегия решила, что назначенное обвиняемому наказание соответствует всем положениям российского законодательства. Каких-либо ошибок со стороны Верховного Суда Республики Крым допущено не было, поэтому коллегия отказала майору милиции в дальнейшем рассмотрении его кассационной жалобы.

Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения. Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой – 6, второй – 10, третьей – 15 лет. По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.

Что такое должностные преступления

Должностные преступления – это противоправные деяния (действия или бездействие) должностных лиц, которые причиняют существенный вред государственным и общественным интересам.

У таких преступлений есть общие черты, выделяющие их среди прочих преступных деяний:

  • они совершаются представителями власти и государственными или муниципальными служащими с использованием своего должностного положения;
  • они посягают на законное, справедливое осуществление государственной и муниципальной службы;
  • потерпевшими могут быть любые граждане, которым был причинен материальный, моральный или физический вред незаконными действиями служащего.

Преступления должностных лиц подлежат тщательному расследованию, неизменно привлекают внимание СМИ, социальных сетей, общественности.

Адвокат для потерпевшего

Традиционно считается, что адвокат представляет интересы только обвиняемого, однако это не так. Интересы потерпевшего тоже нуждаются в защите, особенно когда виновник, совершивший преступление, старается избежать ответственности. Александров К.С. в данном отношении обладает определенной вариативностью, то есть, в уголовном процессе может представлять любую из сторон. Защита потерпевшего в делах о должностных преступлениях законом не определена, как обязательное условие.

Считается, что на стороне потерпевшего пребывают сотрудники прокуратуры, но следователю важно не установить справедливость, а поскорее закрыть уголовное дело. Для того, чтобы потерпевшему не пришлось длительное время после заседания суда искать справедливого решения, необходимо уже на начальной стадии подключить хорошего адвоката.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так же прочтите: Что такое предмет доказывания в уголовном процессе

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Читайте также:  Как можно приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Комментарии к статье 286 УК РФ

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков:

1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.). В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

Относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

Могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

Совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

Никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений. Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 — 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15.

Часть 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к примечаниям к ст. 285 УК РФ).

Превышение должностных полномочий — осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер — до 80 тыс. р. или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.


Похожие записи: