Ксенон на авто: что грозит за установку и как избежать наказания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон на авто: что грозит за установку и как избежать наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?
Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?
Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.
Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.
Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.
Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону
Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:
- Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
- … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
- … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».
Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.
Отличие штатного ксенона от нештатного
Чтобы быть уверенным в своей правоте и обезопасить себя от штрафа или лишения ВУ, водителю лучше подготовиться к возможной встрече с инспектором заранее. Для этого надо определить легальным или нелегальным ксеноном оснащены фары автомобиля. Если в фарах установлены несоответствующие лампочки, лучше их демонтировать. Приведем таблицу отличий законного и кустарного ксенона в 2023 году.
По ГОСТу | Вне закона |
На фаре есть указание на совместимость фары и лампы. В маркировке есть буква D. | Буква D на фаре отсутствует. |
Наличие специального омывателя фар. | Отсутствие омывателя. |
Имеется встроенный автоматический корректор силы и направленности освещения. | Электрический ручной корректор. |
Свет фар всегда направлен на дорогу, отлично ее освещает и не слепит встречных водителей. | Свет рассеивается и преломляется хаотично, освещая все вокруг, и в меньшей степени саму дорогу. Водители попутных авто ослепляются. |
Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.
У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.
Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:
- Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
- Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
- Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.
Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.
Возбуждение дела об административном нарушении
Если вы установили ксенон и вас остановил инспектор ДПС, то в отношении вас будет возбуждено дело о административном нарушении. Сначала представитель власти обязан вынести вам постановление о правонарушении, затем разъяснить ваши права. Если вы не согласны с предъявленными вам обвинениями, то следует написать свои возражения в протоколе, так вы сможете доказать свою правоту в суде, которого вам не избежать.
Протокол должен составляться либо на месте правонарушения, либо в течении двух суток сотрудником полиции. А через трое суток протокол отправляют в суд на рассмотрение.
При обнаружении нарушения 12 статьи КоАП о эксплуатации осветительных приборов, ксенон будет снят с вашего автомобиля. Но если лампы не подаются демонтажу, то транспортное средство арестуют и отправят на штрафстоянку.
Согласно статистике, не многий инспектор отправляет производит арест автомобиля, чаще автомобилисты самостоятельно снимают лишний осветительный ксеноновый прибор.
Почему ксенон вне закона?
В правилах дорожного движения нет прямого запрета на использование такого света, и штраф за установку ксенона не существует, но в 8 случаях из 10 такой автосвет оказывается вне закона: водителей штрафуют, изымают оборудование, лишают прав и ликвидируют регистрацию транспортного средства.
- Заметен на дорогах, чаще выявляют нарушителей и применяют наказание;
- редко предусмотрен производителями, а значит считается самовольным внесением изменением в конструкцию автомобиля;
- при неправильной установке, слепит встречный транспорт;
- не соответствует ПДД в части разрешенного цвета свечения.
Какой штраф за установку ксеноновых ламп?
Практикой установлено за данное нарушение применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
12.5.3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ дано разъяснение по применению части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Действия водителя в случае выявления нарушения установки ксенона
Если автовладельца обвиняют в незаконной установке газоразрядных лампочек в 2021 году, он может действовать следующим образом:
- Внимательно посмотреть удостоверения сотрудника ГИБДД, зафиксировать его данные. В том числе номер нагрудного жетона и телефон дежурной части.
- Нужно проследить за правильностью проведения досмотра авто. Он должен проводиться при двух понятых или сниматься на видео (правила досмотра регламентируются ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
- В протоколе, составленном инспектором можно написать о своем несогласии с обвинениями. И указать конкретно, что именно зафиксировано неверно. Это пригодится при дальнейших судебных разбирательствах. Если просто не подписывать протокол, никаких плюсов для водителя не будет. Лучше сразу обозначить свою позицию.
Ответственность за незаконную установку ксенона в фары
Можно не искать ответа, какой штраф за ксенон выписывается сегодня. Ведь законодательство в этом вопросе существенно ужесточилось, и не предполагает финансового наказания. Если была проведена самовольная установка, и она обнаружится сотрудником Госавтоинспекции, то водителя ждет ответственность в виде лишения права водить транспорт сроком от 6 до 12 месяцев. Предусмотрено это в следующих случаях:
- За оборудование фар или светоотражателей красного цвета.
- Слишком яркие огни в световых приборах, ослепляющие встречные машины.
- Режим работы света в авто был изменен самовольно и не соответствует конструкции, предусмотренной производителем.
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу.
- Выбранная лампа не соответствует типу светового оборудования (например, была использована галогеновая).
Исключением являются лишь автомобили, которые уже давно не выпускаются. Так как на них невозможно найти оригинальные запчасти, водители вынуждены устанавливать на них фары, снятые с других транспортных средств.
Устанавливать ксенон нельзя даже в противотуманки, так как на них распространяются те же требования, что и для главного освещения. Если заводом такие лампы не предусмотрены для эксплуатации, то водителя ждет такое же наказание – в виде лишения прав. Исключение составляют приборы с определенной маркировкой, разрешенные для использования самим производителем транспортных средств. А именно DC: отличительной их особенностью является отсутствие слепящего света, который создают другие виды ламп.
Предназначение и особенности использования?
Ксеноновые лампы могут устанавливаться в автомобильные фары дальнего и ближнего света. Второй способ является наиболее распространенным, так как ближний свет используется водителями гораздо чаще. Также существует возможность установки биксенона, когда газоразрядные лампы применяются одновременно в обоих типах фар.
Однако любое использование ксенона в автомобиле допустимо лишь в том случае, если возможность установки такого оборудования предусмотрена заводом-производителем
Заводские ксеноновые фары оснащены линзами с переменным фокусом и специальными механизмами, изменяющими направление светового потока при поворотах и изгибах дороги, что крайне важно для обеспечения безопасности других участников дорожного движения
Самостоятельная установка ксеноновых фар в непредназначенные для этого автомобили представляет опасность для других участников дорожного движения: из-за своего яркого света фары могут ослеплять автомобилистов и провоцировать возникновение опасных ситуаций на дороге.
Кроме того, неприспособленность ксенона к электросети, рассчитанной на галогенные лампы, вызывает негативный эффект мерцающего света. Срок службы ламп при этом значительно сокращается, а постоянное мерцание быстро утомляет глаза водителя.
Лишение (аннулирование) регистрации ТС за ксенон
Наблюдательному автомобилисту заметно, что в пунктах 12.4.1 и 12.5.3 КоАП РФ прямого «запрета на ксенон» нет. Это не ксеноновые статьи! И привлечь к ответственности по ним можно только тонко их интерпретировав.
Такое положение вещей, впрочем, дает поводы для сотрудников ГИБДД изобретать новые необычные способы наказания водителей, допустивших установку нестандартных ламп в свои фары.
Относительно новый способ изобрели дорожные полицейские Москвы.
Впервые остановленного водителя с ксеноном ГИБДДшники и сотрудникиГостехнадзора проверяют на наличие странностей в конструкции, устройств, не предусмотренных производителем с завода. Это может быть что угодно, от ксенона до кенгурятника. Есть случаи, когда нестандартным устройством выступает даже фаркоп (крюк для прицепа).
Затем сотрудник ГИБДД проверяет есть ли в техпаспорте на автомобиль отметки о внесении конкретных изменений в конструкцию. Так как их в 99% случаев нет, сотрудник ГИБДД выписывает штраф за тот же ксенон в 500 р. по статье 12.5.1 – «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениямипо допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена».
И вроде бы легко отделались, ан нет, вместе со штрафом сотрудник ГИБДД вручает водителю «нестандартного» автомобиля «предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течении определенного срока». Информация попадает в базу ГИБДД и если при следующей проверке у автомобиля вновь будут выявлены нестандартные доработки машину снимут с регистрации – аннулируют регистрацию транспортного средства. После такой процедуры машина превращается из средства передвижения в металлолом, на колесах который невозможно продать или вновь зарегистрировать. Все чаще по этой схеме поступают в случае с ксеноном.
Каковы требования к ксеноновым фарам
Штатные ксеноновые фары имеют определенную маркировку — букву «D» в коде. Ее наличие на отражателе указывает на допустимость использования ксеноновых ламп в совокупности со спецрефлекторами/линзами.
Виды маркировки таких фар могут быть следующие:
- DC/DR — оборудована двумя отдельными лампами (ближний/дальний свет) и установка ксенона допускается в обе из них.
- DCR — используется одна двухрежимная лампочка, которая может использоваться как для дальнего, так и ближнего света. Монтаж ксенона в такую фару разрешен.
- DC/HR — допускается только ксеноновый ближний свет, для дальнего использование недопустимо.
- HC/HR — если этот код указан на фаре авто, произведенного в Японии, использование газоразрядных ламп допускается. Для европейских автомобилей такая маркировка означает запрет на ксенон, разрешено использовать галогеновые лампы ближнего/дальнего света.
Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон
Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
…также вполне может быть и применен п. 3.4
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.
Что это такое и проблемы, которые создают такие лампочки
Ксеноновые лампы — один из типов ламп, которые используют в автомобильных фарах. Обычно их установку оправдывают тем, что они лучше светят, и дорогу становится видно значительно лучше, чем при использовании других ламп. Конечно, свет от ксенона действительно более сильный, однако условия видимости создает не только количество света, но и строение фар — устройство отражающих элементов в ней.
И эти «отражатели» могут сыграть злую шутку с автовладельцами: если ксеноновые лампы установить в отражатели для других ламп, например, галогеновых, то свет может отразиться не только на дорогу. Отраженный свет может попадать на соседние или встречные автомобили, и создавать серьезный дискомфорт в дорожном движении.
Некоторые автомобилисты об этом даже не задумываются, а если и задумываются, то считают, что это не их проблемы. Но стоит помнить, что если ослепить водителя на встречной полосе, то вероятность, что он врежется именно в «ксеноновую» машину практически максимальна.
Также многие из них свято уверены, что видимость действительно улучшается за счет большего количества излучаемого света. Но как было сказано ранее, если свет неправильно отражается, то он может падать слишком близко к автомобилю, что сильно уменьшит расстояние видимости. Для этого в свое время даже проводились сравнительные тесты, которые указали на эту опасность, которая грозит всем машинам вокруг во время дорожного движения.