Обязательное пенсионное страхование.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное пенсионное страхование.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Условия получения страховой пенсии
Когда говорят о пенсии, чаще всего имеют в виду страховую часть, поскольку она продолжает составлять наибольшую часть в объеме выплат, которые получают пенсионеры. Для того чтобы получить страховую пенсию, требуется выполнить ряд условий.
1. Достичь пенсионного возраста
В 2019 году в результате реформы возраст выхода на пенсию в России повысили. Теперь он составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. Однако переход к новому возрасту будет осуществляться постепенно. Так, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. В 2022 году – мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. и т. д. Более наглядно это представлено в таблицах ниже.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Понятие обязательного пенсионного страхования
Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
- Обязательное пенсионное страхование направлено на защиту граждан, оставшихся без заработка, в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности либо при потере кормильца.
- На протяжении всей трудовой деятельности гражданина работодатель переводит 22% от заработной платы сотрудника в Пенсионный фонд на формирование будущей пенсии.
- К субъектам страхования относятся страхователь, страховщик и застрахованное лицо.
- Обязательное страховое обеспечение – это те обязательства, которые существуют между субъектами страхования. При наступлении страхового случая страховщик обязан будет начать производить пенсионные выплаты.
- СНИЛС – индивидуальный номер лицевого счета, по которому можно уточнить размер страховых взносов, перечисленных работодателем за весь трудовой период.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Система индивидуального (персонифицированного) учета
Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.
На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:
ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.
В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.
Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование
Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).
Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.
Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:
Обязанности застрахованных лиц
Застрахованные лица могут через своих работодателей или представительных органов осуществлять участие в системе по обязательному пенсионному страхованию Российской Федерации. Иметь беспрепятственный доступ к информации работодателя о начисленной сумме страховых взносов (в том числе и дополнительных), контролировать их полное и своевременное перечисление в Фонд пенсионного страхования РФ.
Застрахованное лицо обязано предъявлять для страховщика достоверные документы, а так же информировать обо всех происшедших изменениях, которые будут являться основанием для своевременного назначения и полной выплаты причитающегося страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
При невыполнении норм действующего законодательства застрахованное лицо несет полную ответственность в пределах причиненного им ущерба.
УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ
В 2001 г. Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (№ 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.; ред. от 3 июля 2016 г.). Настоящий закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования1.
Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 2002 года. За прошедший период порядок расчета пенсий неоднократно корректировался, но сам принцип ее расчета остался неизменным. У всех граждан 1967 года рождения и младше появился индивидуальный пенсионный счет, где накапливается пенсионный капитал.
Структура пенсии по старости
Сегодня пенсия россиянина складывается из двух частей:
- Страховой – она зависит от суммы страховых взносов, перечисленных в бюджет. Базовую часть будут выплачивать в том случае, если гражданин имеет минимальный трудовой стаж. Реальный размер страховой пенсии будет зависеть не только от норм законодательства, действующего на момент назначения выплаты, но и от текущей экономической ситуации в стране.
- Накопительной – формирующейся из нескольких источников, в том числе, за счет добровольных взносов на пенсионное страхование. Этими средствами будущих пенсионеров управляют исключительно профессиональные участники финансового рынка: УК, НПФ.
Большая часть пенсий формируется благодаря страховым взносам, которые работодатели ежемесячно перечисляют в бюджет ПФР за своих сотрудников. Однако сочетание страховой и накопительной части пенсии позволяет диверсифицировать риски, защитив, тем самым, свои накопления.
Что же такое взносы на ОПС? Расшифровка этого понятия различается для каждой из сторон, участвующих в правоотношениях:
- Для государства взносы в ПФР являются источником финансирования выплат пенсии и обеспечения бесперебойного функционирования Пенсионного фонда.
- Для компаний страховые взносы — обязательный платеж, ежемесячно перечисляемый в бюджет.
- Для работника взносы в ПФР – гарантия получения в дальнейшем достойной пенсии.
Страховая пенсия: кому и сколько?
Предусмотрено также назначение страховой пенсии до достижения необходимого возраста субъектом обязательного пенсионного страхования. Это происходит в случае наличия у застрахованного специального стажа в необходимом количестве. В законе представлен подробный перечень подобных случаев. Страховая пенсия выплачивается в фиксированном виде и каждый год индексируется государством.
Накопительная пенсия представляет собой ежемесячные выплаты пенсионных накоплений, которые частично состоят из взносов застрахованного лица, а также из доходов от инвестирования денежных средств. 6 % из упомянутых выше 22 процентов по тарифу составляют взносы, которые перечисляют работодатели на формирование накопительной доли пенсии.
Данная накопительная система работает у граждан, которые родились после 1967 года. У тех, кто родился раньше, также сформированы пенсионные накопления, однако, это касается граждан, которые были трудоустроены в период с 2002 по 2004 годы. Как правило, для ежемесячных выплат этого оказывается недостаточно, однако, есть возможность получить накопленные средства единовременно после выхода на пенсию.
Субъекты обязательного пенсионного страхования
-----------------------------------------------¬
------+Субъекты обязательного пенсионного страхования+----¬
¦ L-------------T----------------T---------------- ¦
¦/ ¦ ¦/ ¦
------+--------¬ ¦ -------+-------¬ ¦
¦ Страхователь ¦ ¦ ¦ Страховщик ¦ ¦
L-----T--------- ¦ L------T-------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦/
¦ ¦/ ¦ --------------+--------¬
¦ --------+------¬ ¦ ¦ Федеральные органы ¦
¦ ¦Застрахованные¦ ¦ ¦государственной власти¦
¦ L-------T------- ¦ L-------------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----+------------T------+---------T------+----------T---------+------¬
¦Лицо, которое ¦Лица, за которых¦Орган, который ¦Федеральные ¦
¦осуществляет ¦осуществляется ¦осуществляет ¦органы ¦
¦уплату страховых¦уплата страховых¦обязательное ¦исполнительной ¦
¦взносов на ¦взносов на ¦пенсионное ¦власти, ¦
¦обязательное ¦обязательное ¦страхование (ПФР,¦законодательной ¦
¦пенсионное ¦пенсионное ¦негосударственные¦власти, органы ¦
¦страхование ¦страхование ¦пенсионные фонды)¦судебной власти,¦
¦ ¦ ¦ ¦Президент РФ ¦
L----------------+----------------+-----------------+-----------------
Рис. 1
В ряде случаев одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. Характерным примером этому являются лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно: индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, нотариусы и т.д. Данные категории граждан осуществляют уплату взносов самостоятельно (т.е. выступают в качестве страхователей) и делают это в том числе за себя (т.е. выступают в качестве застрахованных лиц).
Статьей 12 Закона N 167-ФЗ определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования. При этом необходимо отметить, что под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание, Государственную Думу и Совет Федерации), органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции РФ.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации».
Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.
Что нужно знать о пенсионных накоплениях
ознакомиться с инфографикой
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
- формировать только страховую пенсию
- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
- либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
Обязательное пенсионное страхование
Пенсия — наиболее распространенный вид социального обеспечения лиц пожилого возраста и нетрудоспособных граждан.
Обязательное пенсионное страхование:
- система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица),
- получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Участниками системы обязательного пенсионного страхования являются:
- страхователи;
- страховщик;
- застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
- те, кто производит страховые выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица;
-
индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:
- Пенсионный фонд РФ (ПФР);
- Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются:
- граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ;
- работающие по трудовому договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными в Пенсионном фонде РФ лицами.
Особенности обязательного пенсионного страхования смотрите в материалах данного раздела.