Правила использования тахографа двумя водителями в режиме смены
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила использования тахографа двумя водителями в режиме смены». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае нарушения установленных норм в соответствии с положениями закона, регламентирующими такие показатели, как водители, так и должностные лица, по чьей вине или недостаточному контролю было допущено подобное действие, могут быть привлечены к ответственности. Регистрация автомобиля в ГИБДД? Стоит отметить, что данная ответственность в случае обнаружения факта сотрудниками ГИБДД может быть административной, но если такое нарушение привело к причинению вреда имуществу или, что еще хуже, травмам или смерти одного или более лиц, то она уже может быть уголовной.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
На что обратить внимание
1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.
Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.
По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.
При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.
2. Как разделить рабочий день (смену) на части
С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.
Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:
- трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
- пяти часов — для остальных водителей.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.
3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых
По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424
Требования Приказа № 424 не распространяются на:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозках;
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС
Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.
Сходства
В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.
Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.
Различия
Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.
Вывод
Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.
По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Нормы отдыха и работы
В соответствии с действующим регламентом ЕСТР к рабочему дню водителя и отдыха применяются следующие нормы, указанные в таблице:
Показатель | Существующая норма, часов | Возможное отклонение |
Выполнение других видов работ (максимум) | 13 | Допускается до 15 часов не более 3 раз на протяжении 2 недель |
Управление ТС и выполнение других видов работ (максимум) | 6 | — |
Время управления ТС без перерыва, даже кратковременного (максимум) | 4,5 | — |
Управление ТС в течение суток (максимум) | 9 | До 10 часов, но не больше, чем 2 раза за одну неделю |
Управление ТС в течение 1 недели (максимум) | 56 | 90 на протяжении 2 недель |
Кратковременный перерыв (минимум) | 45 минут | 15 и 30 минут раздельно |
Ежедневный отдых (минимум) | 11 | 9 не более 3 раз в неделю |
Еженедельный отдых (минимум) | 45 | Не менее 24 |
Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?
Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.
Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:
- Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
- После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
- Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
- Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
- Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
- То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.
Перерывы для отдыха или обеда питания
Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:
- Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
- Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
- Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.
Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Виды карт, используемых с тахографом
Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.
Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:
- для контролёров – нужны при проверках;
- карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
- карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.
Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу
За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:
Ответственное лицо | Сумма штрафа в руб. |
---|---|
Водитель | 1.500-2.000 |
Должностное лицо | 7.000-10.000 |
ИП | 15.000-25.000 |
Юр. лицо | 20.000-50.000 |
Какие цифровые карточки изготавливает «Тахокарт»
Каждый образец включает следующие функции:
- содержит личную информацию о владельце;
- фиксирует скорость движения и пройденное расстояние;
- отмечает время и длительность остановок.
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Вы можете приобрести одну из трех разновидностей:
- Без средства защиты криптографической информации (СКЗИ). Она обладает базовой комплектацией и подходит для небольших компаний, которые не совершают перевозки на длительное расстояние, а значит, не обязаны оснащать каждый транспорт техническим устройством. Эта карта нужна владельцам, которые хотят контролировать ход поездки и иметь юридическую базу в случае дорожных происшествий.
- С системой СКЗИ, предусмотренной требованием Приказа Минтранса № 36 – законом о времени труда и отдыха водителей по тахографу. Встроенный в устройство чип отвечает за шифровку и дешифровку данных и не допускает изменения или удаления хранящейся на нем информации. Необходимый персональный ключ изготовит в течение двух недель. Помимо базовой комплектации такая карта обеспечивает надежную защиту данных и дает возможность осуществлять транспортные перевозки по России.
- Для устройств европейского образца – ЕСТР. По положению от 1978 года все сотрудники, совершающие международные рейсы, должны работать с приборами, фиксирующими режим труда и отдыха водителя. Для них необходимы особые карты, они включают все функции предыдущих версий и дают владельцу право на поездки между странами.
Что включает в себя рабочее время водителей
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.
Ответственность за несоблюдение норм труда и отдыха водителей
За нарушение указанных выше норм контролирующими органами накладываются следующие административные штрафы (п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ):
- для водителя — от 1 500 до 2 000 руб.;
- для должностных лиц — от 7 000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |