Порядок расследования несчастных случаев на производстве

11.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования несчастных случаев на производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Легкий несчастный случай на производстве – это ситуация, в результате которой один сотрудник предприятия получает повреждение. И квалифицировать эти травмы по приказу Минсоцздравразвития № 160 можно как легкие.

Основание для проведения РНС

В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации к расследованию несчастных случаев относят, если работником были получены:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
  • тепловой удар;
  • ожог;
  • обморожение;
  • отравление;
  • утопление;
  • поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

При этом указанные события должны произойти:

  • в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
  • при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
  • при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время;
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
  • если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий».

ПРОВЕСТИ РАССЛЕДОВАНИЕ — ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ!

В статье 210 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) перечислены направления государственной политики в области охраны труда, в т. ч.:

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим в силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • расследование и учет в установленном законами и иными нормативными актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • беспрепятственный допуск соответствующих должностных лиц государственных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СРОКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

На расследование «легких» несчастных случаев (в т. ч. групповых) ст. 229.1 ТК РФ отводится 3 дня, на «тяжелые» (в т. ч. групповые) и несчастные случаи со смертельным исходом — 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его доверенного лица.

При необходимости (например, для дополнительных проверок, получения медицинских заключений) указанные сроки председателем комиссии могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

Если и в указанные сроки завершить расследование невозможно (в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде), решение о продлении срока принимается уже по согласованию с этими организациями и органами либо с учетом принятых ими решений.

При этом проводить расследование несчастного случая на производстве в более короткие сроки, чем указано в Трудовом кодексе, законом не запрещено (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 23.09.2015 по делу № 33-2298/2015).

При несчастном случае на производстве работодатель, кроме оказания первой медицинской помощи пострадавшему работнику и принятия мер по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации, должен известить о случившемся в установленный срок большой перечень организаций и провести тщательное расследование.

Обращаем внимание читателей, что на рассмотрении Государственной Думы находится Проект Федерального закона № 910925-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно которому работодатель обязан будет информировать о происшедшем несчастном случае и органы Следственного комитета РФ.

Нарушение установленного порядка информирования и расследования грозит работодателю административной ответственностью. Но поскольку основная цель тщательного расследования случившегося — предотвращение несчастных случаев в будущем, считаем, что соблюдать установленные правила важно именно по этой причине, а не по причине финансовых потерь работодателя.

➤ Сроки расследования несчастных случаев на производстве

Одним из наиболее распространенных замечаний во время плановых и внеплановых проверок ГИТ является нарушение срока расследования несчастного случая.

Чтобы четко определить для себя, в какие сроки нужно уложиться, и не нарушить закон, прочитайте нашу статью.

В этой статье мы подробно рассмотрим, какой срок установлен для каждой категории несчастного случая, а также подскажем, как правильно продлить срок работы комиссии.

  • Полезные материалы:
  • Образец уведомления о продлении срока расследования несчастного случая
  • Образец приказа о повторном продлении срока расследования несчастного случая

Состав комиссии по расследованию несчастных случаев

  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:
  • 1.специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • 2.представители работодателя;

3.представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

  1. Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
  2. Если несчастный случай произошел у работодателя — физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:
  3. 1.указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
  4. 2.доверенное лицо пострадавшего;

3.специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай.

В данном случае в состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо.

Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля.

Для расследования несчастного случая на производстве, происшедшего на судне, комиссия формируется из представителей командного состава, судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии — из представителей команды. Комиссию возглавляет капитан судна, приказом которого утверждается состав комиссии.

  • Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с работником на производстве.
  • В состав комиссии по расследованию группового или тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом также включаются следующие лица:
  • 1.государственный инспектор по охране труда, возглавляющий комиссию;
  • 2.представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
Читайте также:  Кто такой душеприказчик и каковы его полномочия согласно ГК РФ

3.представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.

По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего по требованию его родственников, в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если имело место острое отравление или радиационное воздействие, превысившее установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

  1. При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
  3. Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
  4. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

В некоторых случаях при расследовании несчастных случаев на производстве возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений. В таких случаях сроки, отведенные для расследования, могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

  • В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.
  • При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
  • 1.выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • 2.фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

3.предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

  1. При расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.
  2. Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:
  3. 1. приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  4. 2. планы, эскизы, схемы, а при необходимости — фото- и видеоматериалы места происшествия;
  5. 3. документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  6. 4. выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний по охране труда, имеющихся у пострадавших;
  7. 5. протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  8. 6. экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  9. 7. медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  10. 8. копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  11. 9. выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

10. другие документы по усмотрению комиссии.

  • Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, происшедшего у работодателя — физического лица, перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.
  • Собранные документы и материалы позволяют комиссии по расследованию несчастного случая на производстве:
  • 1. установить обстоятельства и причины несчастного случая;
  • 2. определить был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя;
  • 3. квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  • 4. определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;

5. определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ВКЛЮЧАЮТ:

  • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
  • протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • другие документы по усмотрению комиссии.

Организация комиссий по расследованию

Выявление причин несчастного случая с одним пострадавшим начинается с создания комиссии, состоящей из нечетного количества членов: от трех и более человек. Возглавляет комиссию уполномоченный представитель либо сам работодатель, приказом которого утверждается состав комиссии, включающий в себя:

  • специалиста по охране труда и ответственное лицо, назначенное специальным распоряжением (за исключением профильного руководителя и лиц, которые несут ответственность за безопасность труда на объекте, где произошел несчастный случай);
  • представителей работодателя;
  • представителей профсоюзов.

Специалист по охране труда может быть задействован на основе договора в расследовании несчастного случая на производстве работодателя, в котором также участвуют сам работодатель или его представитель и доверенное лицо пострадавшего. Правом на личное участие в расследовании обладает каждый работник или его уполномоченный представитель.

Происшествие, случившееся с исполнителем, направленным к другому работодателю для участия в его производственной деятельности или выполнявшим работу по совместительству, расследуется комиссией, созданной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В ее состав входит представитель работодателя, направившего это лицо. Его отсутствие или несвоевременное прибытие не дает оснований изменять сроки расследования.

Групповой несчастный случай на производстве, также как тяжелый и с летальным исходом предусматривает введение в состав комиссии:

  • государственного инспектора по охране труда;
  • представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления;
  • представителей территориальной профсоюзной организации.

Состав комиссии, сформированный и утвержденный работодателем, возглавляет государственный инспектор по охране труда.

Групповой несчастный случай на производстве с числом погибших 5 и более человек, предполагает расширение состава комиссии, возглавляемой главным государственным инспектором труда соответствующей госинспекции или его заместителем, за счет полномочного представителя федерального органа исполнительной власти по госнадзору и контролю в сфере промышленной безопасности.

Несчастные случаи, являющиеся следствием катастроф, аварий и иных повреждений транспортного средства, расследуется комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем. Она обязательно учитывает материалы расследования, которое было проведено федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору, органами дознания, следствия и собственником транспортного средства.

Читайте также:  Перечисление половины алиментов на счет ребенка до 18 лет: судебная практика

Порядок расследования легкого и тяжелого несчастного случая на производстве

Порядок расследования как легкого, так и тяжелого несчастного случая является практически одинаковым.

Отличия заключаются в сроках расследования (см. выше), а также в количестве процедур и действий, которые необходимо провести.

При расследовании тяжелых несчастных случаев чаще требуется проведение экспертиз, лабораторных или иных исследований, проведение испытаний, получение заключений экспертов или привлечение специалистов различных отраслей. То есть, такое расследование будет более масштабным. Также, помимо акта о несчастном случае заполняется большее количество форм. В зависимости от тяжести несчастного случая может потребоваться более тщательная и глубокая работа по выработке мероприятий, направленных на минимизацию последствий или предупреждение, недопущения таких случаев в дальнейшем.

При расследовании легкого несчастного случая бывает достаточно собрать внутренние документы, провести осмотр места происшествия, опрос очевидцев и получить объяснения от потерпевшего. Процедура оформления результатов также более простая — часто достаточно составить акт о несчастном случае и заполнить минимальное количество необходимых форм.

В остальном же, порядок создания комиссии, порядок регистрация и учета этих двух категорий совпадает.

Глава 2. Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве является Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти вопросы регламентируется ст. ст. 227—231 гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ.

Несмотря на то, что количество статей не велико, но все они очень объемные и емкие. Особо отметим, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесен ряд изменений в эти статьи. Так, большинство статей вообще изложены в новой редакции (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Некоторые положения вынесены в новые статьи (ст. 228.1, 229.1, 229.2, 229.3, 230.1 ТК РФ).

Более подробно Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний регламентирован в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г., которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Ранее данная сфера правоотношений регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Но в соответствии со ст. 229 ТК РФ оно признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 5 «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве».

Постановлением от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития РФ утвердило формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Это Положение устанавливает с учетом ст. 227—231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Кроме того, существуют положения, регламентирующие расследование несчастных случаев на конкретных видах производств с учетом их специфики. Так, Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Госгортехнадзора № 40 от 08 июня 1999 г., устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.

Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 января 2003 г. № 11 устанавливает правила расследования несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов в организациях, поднадзорных Госгортехнадзору России[2].

Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.

Минздрав РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.[3]

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ устанавливает ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон определяет также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

В целях реализации вступившего в силу ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказом Фонда социального страхования от 13 января 2000 г. № 6 «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 4 декабря 2000 г.) утверждены Порядок регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ и Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».

Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

Читайте также:  Расстояние от забора до дома: закон и нормативы СНиП 2021-2022 для ИЖС и СНТ

В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие наруше��ия требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Все выводы, к которым приходит комиссия в ходе расследования, должны быть оформлены документально, то есть с помощью специальных актов. Акты составляются на русском языке либо на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

В соответствии со ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве.

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73 (акт формы Н-1).

Процедура расследования несчастных случаев

В процессе расследования НС указанных в пункте 3 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 №73, комиссия (а в случаях, указанных в разделе 3 статьи 229 ТК РФ – Государственный инспектор):

  • осматривают место где произошел несчастный случай с проведением фото или видеосъемки, фиксируют схемы места случившегося на бумаге, то есть рассматривается местность и определяется объект, от которого выполняется привязка к месту, где случилось происшествие;
  • выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда,
  • получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего,

При этом у опрашиваемых выясняются обстоятельства происшествия и последовательность событий, в результате которых произошел несчастный случай. Полученная у опрошенных информация заноситься в утвержденный Постановлением Минтруда №73 «Протокол опроса пострадавшего при НС (очевидца НС, должностного лица)»;

  • знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними уставлениями религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц,
  • получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности — объяснения от пострадавшего по существу происшествия.

При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

При необходимости, по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств должен обеспечивать:

  • выполнение технических расчетов;
  • проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

При привлечении к расследованию эксперта, в работе самой комиссии он не принимает участия, проводя самостоятельное исследование, отвечая на вопросы, поставленные комиссией. Ход и результаты своего исследования специалист-эксперт описывает в заключении, которое включают в материалы расследования несчастного случая.

Члены комиссии организуют встречи:

  • с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования,
  • при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Сокрытые несчастные случаи

К сокрытым несчастным случаям относят:

  • при выявлении которого работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228;
  • поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии;
  • а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая).

Что признают несчастным случаем на производстве

Согласно действующему порядку расследования несчастных случаев на производстве на 2017 год проверке и анализу подлежит каждое имевшее место в компании происшествие, имеющее в себе признаки несчастного случая. При этом порядок расследования несчастного случая на производстве обязывает предприятие-работодателя неуклонно следовать нормам законодательства.

По общему правилу событие приравнивают к несчастному случаю, если в результате него работником получены:

  • травмы разного характера;
  • ожоговые поражения;
  • обморожение;
  • поражение электрическим током;
  • другой вред здоровью.

Законодательно установленный порядок расследования и учета несчастных случаев предполагает изучение обстоятельств получения как легких телесных повреждений, так и тяжелых травм. В том числе – несовместимых с жизнью. Причём поиск причин происшествия с летальным исходом происходит с участием расширенного состава соответствующей комиссии.

Несчастные случаи могут происходить не только на рабочем месте, но и дома или на улице. Поэтому чтобы происшествие было квалифицировано как производственная травма, порядок расследования несчастного случая должен выявить один из признаков (ст. 227 ТК РФ):

  • событие имело место в течение рабочего дня (смены) пострадавшего сотрудника;
  • травма получена при следовании в пункт назначения по служебному заданию, в период командировки, при возвращении из рабочей поездки;
  • происшествие случилось при пользовании служебным транспортом для проезда к месту работы или в обратном направлении;
  • травма получена при отдыхе между сменами на вахте и др.


Похожие записи: