«Дальше ты сам»

09.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Дальше ты сам»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для девочки на бессознательном уровне мать – это совершенно всемогущее существо одного с ней пола. Этот образ формируется у младенца, который без мамы ни на что не способен. В дальнейшем осознание того, что это великое существо одного с ней пола и она может стать такой же, лишь скрепляет эту связь.

  • Возраст ребенка – 1 год. Ребенок способен уже делать свои первые самостоятельные шаги или движения (дотянуться, доползти, дойти до чего-либо).

Препятствием к психологическому отделению является то, что мама в этот период не поддерживает стремления ребенка к самостоятельности, а продолжает все делать за него (кормить с ложки, подавать игрушки, делать то, что ребенок хочет сделать сам).

  • Кризис 3-х лет. Ребенок начинает осознавать себя как личность. И ему становится интересным, на что он способен сам — без мамы. Во время кризиса 3-х лет ребенок начинает осознавать: «Я и мама – это разные люди».

Фразы родителей, препятствующие становлению личности и психологическому отделению ребенка:

  • «Ты еще маленький! Давай, я это сделаю».
  • «Видишь — у тебя не получается! Я сейчас покажу, как надо».
  • «Так, как я, будет быстрее».
  • Подростковый возраст. Происходит самоидентификация ребенка. Ребенок пытается ориентироваться в большей мере на позицию своих сверстников. Происходит обесценивание родителей в результате того, что ребенок начинает замечать то, на что раньше не обращал внимание. И это приводит к конфликтам.

Препятствием для психологического отделения в этот период является подавление родителями своего ребенка.

  • Возраст 17-19 лет. Период вступления ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Сепарация произошла, когда ребенок отделяется психологически от собственной семьи, начинает опираться на свои представления о жизни, начинает распоряжаться тем, как дальше обустраивать свою жизнь.

Отношения между мамой и дочерью

В возрасте с 3 до 6 лет девочка начинает конкурировать с мамой за внимание отца и поэтому девочкам легче дистанцироваться от мамы. Для мальчиков мама становится объектом любви. И если это дистанцирование не происходит, то слияние может превратиться в зависимость.

Этап слияния. Когда мама и дочь начинают видеть друг в друге только сходство. Главная проблема такого слияния — девочка перестает взрослеть, перестает формировать в себе отдельные качества. Она не чувствует себя самостоятельным человеком.

Только отделившись, можно понять «кто я», «чем я от нее отличаюсь», «какая я на самом деле», «кто я, как женщина».

Не зная ответы на эти вопросы, очень сложно выстроить семейные отношения. Женщине необходимо критически оценить те качества, которые ей достались в наследство от мамы: установки, жизненные взгляды, модели поведения, жизненные сценарии. Крайне важно подойти к ним избирательно, провести их полный аудит и оставить то, что вам подходит. И избавиться от того, что (на ваш взгляд) вам жить мешает.

Часто возникает иллюзия, что мама не отпускает, что мама не позволяет мне становиться взрослой. Но как правило обе не готовы. Мама не готова отпустить, а дочь не готова стать взрослой.

Если вы действительно хотите отделиться, если вы хотите стать самостоятельной независимой личностью и начать отношения с мужчиной и собственными детьми, ответьте на вопросы:

  • Что я от себя скрываю, объясняя проблемы в своей жизни тем, что мама мне жить мешает?
  • Что я на самом деле хочу получить от собственной мамы?
  • Почему я поддерживаю отношения, которые мне неудобны, на которые я жалуюсь, но в которых я продолжаю находиться?
  • На что я надеюсь, продолжая находиться в этих сложных для меня отношениях?

Принято выделять 4 этапа сепарации детей от родителей. Первый этап у малышей начинается после года. Однолетний ребёнок уже делает либо пытается совершить первые шаги, старается дойти или доползти самостоятельно, силится дотянуться до различных предметов.

Родители на данном этапе могут совершать такие ошибки: отсутствие поддержки крохи в его стараниях что-то сделать самостоятельно, выполнение большинства действий вместо отпрыска.

Следующая стадия стартует в трёхлетнем периоде. Трёхлетний малыш начинает себя осознавать личностью, он понимает, что уже способен сделать самостоятельно без помощи взрослого окружения.

В пубертатном периоде начинается третья стадия сепарации. К подростковому периоду у ребёнка происходит самоидентификация, он пробует выдвигать собственные жизненные воззрения и отстаивать свою позицию. Ребенок меняется внешне, появляются вторичные гендерные признаки, одновременно с этим трансформируются и взгляды подростков. Тинэйджеры отдаляются от значимых взрослых, не терпят криков, больше доверяют мнениям ровесников и собственному опыту, нежели родительским словам. Это достаточно сложный период во взаимоотношениях поколений. Он наполнен бесконечными конфликтами, которые возможно успешно разрешить при конструктивных действиях взрослых лиц, когда они нацелены отыскать рациональную составляющую в поведении отпрысков, а не пытаются усмирить их авторитетом.

Этому этапу свойственно обесценивание опыта родителей. Поэтому очень важно на данной стадии демонстрировать подросткам уважение к их личностному самопредъявлению, избегать конфронтаций с детьми и стараться не подавлять отпрысков.

Конечным этапом сепарации от родителей считается тот момент, когда чадо «покинуло гнездо». У кого-то он наступает в шестнадцатилетнем возрасте, когда ребёнок отбывает в другой регион на учёбу, у других – намного позже. Условно данный этап стартует в двадцатилетнем возрасте – бывшие дети вступают во взрослую среду. Здесь наступает понимание, что они уже могут принимать значимые решения, совершать вольный выбор и, соответственно, нести ответственность.

В зависимости от того, как проходит сепарация от родителей, ребёнок либо становится успешной самостоятельной и самодостаточной личностью, либо остаётся зависимым от старшей родни.

Читайте также:  Во Владимирской области в ноябре появились на свет 11 пар двойняшек

Если отделение проходило успешно, то это позитивно отражается на детях: произошло становление собственного «Я» ребёнка, правильно сформировались его жизненные установки, ценности и цели.

Как начинается сепарация?

До 10-11 лет дети наиболее открыты с родителями: они с радостью рассказывают, как у них дела в школе, о чем их спрашивали на уроках, кто их лучшие друзья и т.д. Однако в какой-то момент взрослые начинают слышать на свои расспросы односложные ответы: “у меня все хорошо”, “все как обычно”, “ничего интересного не произошло”. Иногда реакция может быть более агрессивной: подросток воспринимает вопросы как попытку вмешаться в личную жизнь, желание взять ее под контроль.

Если раньше ребенок воспринимал родителей как источник знаний, самых близких людей, не мыслил себя без них, то к подростковому возрасту на первый план выходит коллектив сверстников. Подросток отождествляет себя с друзьями, ему очень важно стать “своим”. Родители, какими бы любящими и понимающими ни были, не относятся к кругу друзей подростка. Они начинают восприниматься как контролеры и советчики. Чувствительные подростки же учатся определять свои личные границы и первое время очень трепетно их отстаивают, поэтому зачастую даже важные и нужные советы взрослых отвергаются, если сверстники считают их “немодными”, неважными.

Безусловно, родителей это беспокоит. Помимо переживаний из-за отдаления ребенка, который еще недавно был так привязан к маме и папе, появляется беспокойство, что компания сверстников окажется неподобающей и у подростка появятся проблемы. Чтобы оградить ребенка от неприятностей, родители стремятся усилить контроль, подросток же в ответ закрывается еще больше. Очень важно не допустить конфликта, который может привести к потере доверия в семье.

Детство и мечты о детях

Сколько себя помню, я всегда мечтала о детях — о двух дочках. Ещё в школе представляла, как буду их наряжать, гулять с ними, дарить всю свою любовь. Мне ничего в жизни так не хотелось, как окружить заботой двух моих будущих дочерей. Я даже замуж не хотела выходить — мне просто нужны были две девочки. Моя мама была очень сильно привязана ко мне и называла любимицей втайне от моей старшей сестры. Тем не менее мама жестоко наказывала, если я капризничала или получала плохие оценки: могла дать пощёчину или поставить в угол. В такие моменты я обижалась и строила мечты о том, что никогда не буду в будущем ругать своих детей. Мама мне многое запрещала и требовала, чтобы я к девяти всегда была дома, потому что ей казалось, что внешний мир таит в себе множество опасностей. Она поселила во мне страх больших городов и шумных компаний.

Последствия незавершённой сепарации

Последствия незавершённой сепарации оказывают негативное влияние на формирование личности. До конца своих дней человек может так и не стать самостоятельным. Вот несколько основных признаков.

  • Он финансово зависит от родителей и не может добиться материального благополучия.
  • Уже в зрелом возрасте парень или девушка позволяют родителям вмешиваться в свои планы.
  • Они часто меняют работу, поскольку ни от какого занятия не получают удовлетворения.
  • Взрослые парень или девушка не хотят жить отдельно от родителей и создавать собственную семью.

Как начинается сепарация?

Сепарация (от латинского separatio — отделение, разделение) в психологии — это отделение ребенка от матери (от родителей, от своей семьи), результатом которого становится умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия.

Чтобы процесс прошел успешно, нужно перестать быть в слиянии с родителями и полностью разделять их установки. Естественно, разделение единого целого болезненно переживается обеими сторонами. Маленькому ребенку его родители кажутся прекрасными, самыми умными и самыми добрыми. Подросток же постепенно отдаляется от родителей, перестает их идеализировать. «Он начинает видеть родителей как будто новыми глазами, и он, конечно, в некотором шоке, — рассказывает психолог Людмила Петрановская. — Потому что он видит перед собой каких-то не очень молодых, не очень красивых, часто не очень умных людей, которые ходят перед ним со всеми своими возрастными признаками, с какой-то бытовой распущенностью, с интеллектуальной ограниченностью, недостаточно широким кругозором. У ребенка появляются основания для скепсиса или даже для какого-то отторжения и презрения, что, конечно, болезненно переносится родителями, особенно если родительская роль занимает большую часть их личности или они не уверены в себе, в успешности своей жизни».

При этом внутренний конфликт происходит и у самого ребенка. Конечно, он любит своих родителей, но разочарование, которое он испытывает, причиняет ему страдания. Он видит несовершенства любимых людей, и ему нелегко это принять.

Когда появляется риск?

Часто подростки начинают вести себя вызывающе, проводят эксперименты со своей внешностью, одеваются эпатажно. Как далеко это может зайти? Когда стоит начать волноваться? «Если ребенок покрасил волосы и в восторге от этого, делает селфи и посылает всем подружкам: „Какой у меня новый цвет волос!“ — тут не о чем беспокоиться, это его способ примерить на себя новую идентичность, — продолжает Людмила Петрановская. — Сколько-то он походит с этим цветом волос, потом либо полюбит его, либо разлюбит и поменяет.

Если он делает татуировку — романтические картиночки, и переживает, не будет ли ему больно, адекватно понимает, что это нужно делать не в подвале, а в салоне с соблюдением мер гигиены, и, например, про это советуется — это нормально. Можно с ним поговорить о том, что татуировку просто так не выведешь: может быть, ты подумаешь, давай сделаем пока временную, вдруг тебе разонравится через два месяца.

А вот self-harm (причинение вреда себе самому) — это совершенно другая история. Этим не хвастаются, это часто скрывают. Этого не будет делать довольный жизнерадостный ребенок, который с утра до вечера с кем-то тусит. Это бывает в ситуации, когда человек чувствует себя отверженным, одиноким, когда он подавлен, — то есть он пытается физической болью утихомирить душевную боль, никто не делает этого просто так, потому что в интернете увидел. Для того чтобы преодолеть инстинкт самосохранения и инстинкт защиты себя от боли, должны быть веские основания».

Признаки не пройденной сепарации

Если сепарация не пройдена, ребенок отказывается от собственных стремлений и пытается оправдать чужие ожидания. Он сталкивается со следующими проблемами:
нет желания съехать;
отсутствует стремление завести свою семью;
нет финансовой независимости, приходиться до сих просить деньги у родителей;
частая смена работы;
чувство неудовлетворенности жизнью, невозможность самореализации;
если семья все-таки появилась, родители вмешиваются в быт молодой семьи и воспитание внуков.
Жизнь несепарировавшего человека неполноценная, неудовлетворительная, полная обид и разочарований. Иногда ребенок сам не хочет брать ответственность за свою жизнь. К задержке сепарации приводят следующие действия взрослых:
непрошенные советы;
неуважение личных границ (мама входит в детскую без стука, позволяет себе просматривать личные вещи);
требование отчитываться о всех передвижениях и встречах;
контроль всех сфер жизнь ребенка: общения, звонков и т.д.;
манипулирование (попытки вызвать чувство вины, если ребенок проявляет своеволие).
Соответственно, ребенок боится отказать семье в чем-либо. Он общается и встречается с «одобренными» людьми, работает по профессии, которую выбрали за него. У него нет личных границ: он знает, что телефон могут проверить, а в гости приехать без приглашения. Родители постоянно просят о помощи, игнорируя возможные планы. После любого неверного с их точки зрения решения последуют наставления.
Многие считают подобное поведение проявлениями заботы. Но на самом деле оно называется опекой. Уже выросшего ребенка родители считают несмышленым и общаются с ним с высока.

Принято выделять 4 этапа сепарации детей от родителей. Первый этап у малышей начинается после года. Однолетний ребёнок уже делает либо пытается совершить первые шаги, старается дойти или доползти самостоятельно, силится дотянуться до различных предметов.

Родители на данном этапе могут совершать такие ошибки: отсутствие поддержки крохи в его стараниях что-то сделать самостоятельно, выполнение большинства действий вместо отпрыска.

Следующая стадия стартует в трёхлетнем периоде. Трёхлетний малыш начинает себя осознавать личностью, он понимает, что уже способен сделать самостоятельно без помощи взрослого окружения.

В пубертатном периоде начинается третья стадия сепарации. К подростковому периоду у ребёнка происходит самоидентификация, он пробует выдвигать собственные жизненные воззрения и отстаивать свою позицию. Ребенок меняется внешне, появляются вторичные гендерные признаки, одновременно с этим трансформируются и взгляды подростков.

Тинэйджеры отдаляются от значимых взрослых, не терпят криков, больше доверяют мнениям ровесников и собственному опыту, нежели родительским словам. Это достаточно сложный период во взаимоотношениях поколений. Он наполнен бесконечными конфликтами, которые возможно успешно разрешить при конструктивных действиях взрослых лиц, когда они нацелены отыскать рациональную составляющую в поведении отпрысков, а не пытаются усмирить их авторитетом.

Этому этапу свойственно обесценивание опыта родителей. Поэтому очень важно на данной стадии демонстрировать подросткам уважение к их личностному самопредъявлению, избегать конфронтаций с детьми и стараться не подавлять отпрысков.

Конечным этапом сепарации от родителей считается тот момент, когда чадо «покинуло гнездо». У кого-то он наступает в шестнадцатилетнем возрасте, когда ребёнок отбывает в другой регион на учёбу, у других – намного позже. Условно данный этап стартует в двадцатилетнем возрасте – бывшие дети вступают во взрослую среду. Здесь наступает понимание, что они уже могут принимать значимые решения, совершать вольный выбор и, соответственно, нести ответственность.

В зависимости от того, как проходит сепарация от родителей, ребёнок либо становится успешной самостоятельной и самодостаточной личностью, либо остаётся зависимым от старшей родни.

Если отделение проходило успешно, то это позитивно отражается на детях: произошло становление собственного «Я» ребёнка, правильно сформировались его жизненные установки, ценности и цели.

Последствия незавершенной сепарации

Если психологическое отделение детей от родителей не увенчалось успехом, то в семьях возникает ряд конфликтов. Мать может постоянно вмешиваться во взрослую жизнь своих детей, давать им наставления, контролировать каждый шаг. Особенно остро эта проблема ощущается в тех семьях, в которых старые родители и молодые люди живут вместе. У них разные интересы и взгляды на жизнь, но им приходится пребывать под одной крышей и постоянно отстаивать свою точку зрения.

Как известно, процесс отдаления от взрослого начинается в момент рождения. Ребёнок год за годом начинает познавать новое и ему хочется больше самостоятельности. Однако родители, опасаясь за безопасность своих детей, стараются их постоянно контролировать. Взрослые тормозят процесс сепарации. Если дети соглашаются с наставлениями родителей, они растут неприспособленными к жизни и постоянно прячутся за мамину юбку.

В подростковом возрасте ребёнок, который находится под прессингом со стороны родных, неинициативен. Он старается не сердить папу и маму, прилежно учиться, примерно себя ведёт в школе. Подросток находится под постоянным контролем родителей и не ощущает собственной значимости.

Устав от постоянного контроля родителей, дети пытаются взбунтоваться. Они уже выросли, хотят самостоятельности, но излишняя опека их слишком избаловала. Подростки не знают, как правильно строить отношения с окружающими и как вести себя в социуме. Парни, почуяв свободу, попадают под влияние улицы, начинают употреблять алкоголь, курить, совершают преступления.

Сепарация в психологии – это отделение ребенка от матери (или другой родительской фигуры) как объекта привязанности. Существуют разные виды сепарации, сопровождающие ребенка уже с младенчества.

После этапа полного единства матери и ребенка, которое начинается с перинатального периода, когда удовлетворение потребности в пище ребенком реализуется за счет материнского организма в форме кормления, наступает биологическая сепарация. Она предполагает возможность организма ребенка прожить без организма матери, что можно назвать первым шагом в их разделении.

С того момента, как ребенок учится ходить и обретает способность передвигаться без помощи родителей и исследовать мир, наступает двигательная сепарация. Отсутствие этого типа можно наблюдать только при патологическом варианте развития ребенка.

В младшем школьном и дошкольном возрасте ребенок чувствует необходимость в коммуникативной сепарации, когда появляется возможность обрести новый круг общения в виде друзей и будущих одноклассников.

В подростковом возрасте ребенок чувствует потребность в самостоятельном принятии решений; в этом возрасте происходит когнитивная сепарация. В дальнейшем полный процесс отделения от семьи сопровождается обретением материальной независимости, переездом, созданием собственной семьи.

Проблемы поэтапной сепарации

На каждом этапе сепарации родители (в особенности, материнская фигура) могут совершать ошибки, которые в дальнейшем будут препятствовать нормальному процессу сепарации ребенка.

Основные проблемы поэтапной сепарации:

Этапы

Описание, основные проблемы

От 1,5 до 6 месяцев Ребенок подает сигналы о том, какие потребности у него не удовлетворены, а мать избирательно реагирует на них. В результате ребенок начинает подстройку под материнские способы реагирования, используя свои врожденные особенности и проявляя тем самым первичные личностные качества, свою индивидуальность. Таким образом, мать своими личностными свойствами влияет на ребенка уже на самых первоначальных этапах общения, их личности сильно переплетаются, взаимно удваиваются благодаря отражению друг в друге, и ребенок чувствует усиление своей идентичности. Чем лучше осуществляла мать роль «поддерживающего субъекта», тем легче ребенку проходить стадию сепарации. При отсутствии активной роли матери или ее невниманию к потребностям и индивидуальности ребенка, процесс дальнейшей сепарации может быть затруднителен.
От 9 до 15 месяцев Ребенок начинает меньше зависеть от матери биологически и двигательно. Ребенок начинает активно исследовать мир, что заглушает его постоянную необходимость в присутствии матери. В данном случае ошибкой женщины может быть в отсутствии поощрения активности ребенка. Необходимо понимать, что невозможно постоянно сохранить симбиоз.
От 16 до 24 месяцев Ребенок начинает ощущать противоречивые чувства по отношению к матери: жажда познания тянет его от нее, иногда заставляя чувствовать раздражение, но стремление воссоединения влечет его к матери, провоцируя негативные эмоции от расставания. При этом мать также двойственно относится в ситуации: с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. Трудности в сепарации возникнут, если мать начнет отстраняться, резко реагировать на неоднозначное поведение ребенка. Матери необходимо оставаться эмоционально доступной, но одновременно направлять ребенка в сторону независимого поведения.
Дошкольный возраст Ребенок учится взаимодействовать не только с родителями, но и со сверстниками, что является еще одним этапом в сепарации – этапом коммуникативного разъединения. Родителям важно помогать ребенку в освоении новых социальных ролей, при необходимости поддерживать его. Ошибкой будет препятствовать вступлению ребенка во взаимоотношения со сверстниками, так как от этого периода зависит степень сложности установления коммуникативных связей ребенка в будущем.
Отрочество Данный период является самым кризисным периодом в отношениях с родителями. На данном этапе подросток подвергает сомнению установленные семьей правила и требования, учится критически воспринимать реальность. Ошибкой родителей будет обесценивание взглядов ребенка и агрессивное навязывание своей позиции. Важно принимать решения подростка и уметь искать с ним компромисс.

Признаки того, что родитель не готов к сепарации ребенка

  • Родитель чувствует потребность постоянно быть на связи («Почему ты не позвонил?»). Ему неспокойно, если он не знает, где прямо сейчас ребенок и чем он занимается.
  • Родитель сильно переживает за финансовое состояние ребенка и нередко считает это своей зоной ответственности («Зачем ты это купил, это слишком дорого!», «Я дам вам денег на ремонт. И не нужно отказываться, я же знаю, что у вас нет»).
  • Родителю сложно удержаться и не дать совет, даже когда совета ребенок не просил. Из самых лучших побуждений он постоянно подсказывает, как хорошо и правильно жить: кого выбирать в спутники жизни и как воспитывать детей, куда ехать в отпуск, с кем дружить, где и кем работать.

Разновидности психологической сепарации

  1. Чувственная сепарация. Опирается на эмоции ребенка (подростка). Дети делают свой выбор независимо от мнения родителей. Эмоции не лучший помощник в решении своих проблем. Если суждение принято под наплывом чувств, большая вероятность, что оно не будет успешным. Допустим, мать запрещает дочке дружить с соседским мальчиком под предлогом, что у него плохая семья. Вполне возможно, что родительница права, у нее большой жизненный опыт, знает, что говорит. Но девочка противится такому запрету и назло маме продолжает общаться с мальчишкой. На чувственной волне она отдаляется от матери, а это может привести к негативным последствиям. Допустим, парень покуривает травку, приучает к ней девушку. Итог такой чувственной сепарации налицо.
  2. Нравственная (ценностная) сепарация. Чаще проявляется в подростковом возрасте. Связана со взглядом на мир. Когда суждение подростка существенно отличается от мнения родителей. Сын (дочь) открыто отстаивает свое воззрение и не боится противоречить предкам. Допустим, им не нравится, что папа и мама живут замкнуто, не приглашают к себе знакомых. А мотивируют это тем, что нынче все дорого, расходы на стол для гостей будут большими, лучше эти деньги потратить на семью. Дети считают, что этакое скопидомство не красит взрослых, они, когда вырастут, такими никогда не станут. Это один из нюансов такой ценностной сепарации. Отходя от взглядов родителей, подростки приобретают свое собственное мнение.
  3. Практическая (функциональная) сепарация. Когда ребенок в состоянии позаботиться о себе. Независимо от того, рядом родители или нет. Допустим, мать и отец на работе, а приготовленной еды в холодильнике не оказалось. Это не смущает дитя, оно само готовит пищу и даже может постирать свою одежду. Такая высокая степень самодостаточности свидетельствует, что ребенок готов к самостоятельной жизни, он мало зависит от родителей.
  4. Сепарация, возникающая в ходе разногласий. Когда разномыслие детей и родителей ведет к конфликту в семье. И никто не считает себя виновным. Если у кого-то из конфликтующих, допустим, матери или ребенка, появляется чувство вины, ссора сглаживается, о разрыве отношений речь не идет. Когда же такого ощущения не возникает, ссора перерастает во вражду. Если подросток еще не вполне самостоятельный, он, протестуя, может уйти из семьи, но потом возвращается (часто приводит полиция). Самостоятельный молодой человек нередко окончательно порывает отношения с родителями. Таков неутешительный результат дает конфликтная сепарация.


Похожие записи: