Налог на транспорт в Казахстане на 2024 год когда платить

08.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспорт в Казахстане на 2024 год когда платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Сколько нужно заплатить?

Чтобы рассчитать и оплатить сумму сбора за 2022 год, следует опираться на ставку МРП в размере 3,063 тыс. тенге. По сравнению с 2021 годом налог вырос на 5% (тогда МРП равнялся 2,917 тыс. тенге). Впрочем, если автовладелец испытывает финансовые сложности, оформление онлайн-кредита с 18 лет поможет вовремя внести нужную сумму без значительных переплат.

Чтобы рассчитать налог на транспорт 2023 (который нужно будет внести в следующем году), ориентируйтесь на МРП 3,450 тыс. тенге. То есть, размер сбора в 2024-м будет больше примерно на 12%.

Ставка сбора для владельцев легковушек зависит в первую очередь от объема мотора, а в ряде ситуаций — от года выпуска или регистрации транспортного средства. Если объем мотора легковушки составляет меньше 3 литров, ключевым фактором является год выпуска транспортного средства или ввоза его на территорию государства: 1–9 МРП (сумма за 2022 год — от 3,063–27,567 тыс. тенге, за 2023-й — 3,450–31,050 тыс. тенге). Для сравнения, минимальная пенсия в 2023 году составляет 24,341 тыс. тенге.

Размер сбора для машин с мотором свыше трех «кубов» зависит от даты регистрации.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Какие изменения в Налоговом кодексе коснулись физлиц?

С нового года казахстанцы и компании получили отсрочку уплаты государственной пошлины в суде, если их финансовое положение оставляет желать лучшего. По плану изменение должно поспособствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Отсрочку предоставят на срок не более года со дня вынесения определения суда. При этом физическое или юридическое лицо могут частично или досрочно оплатить задолженность.

С 1 января в качестве дохода физлица не будут рассматриваться:

  • профессиональные выплаты за счёт средств работодателя;
  • сумму прощённого долга лицом, которому уступлено право требования по кредиту;
  • доход, полученный заёмщиком в результате оплаты за него банком и/или кредитной организацией, целевые накопления из ЕНПФ и направленные на индивидуальный пенсионный счёт для добровольных взносов.

В Налоговом кодексе уточнили момент по оплате автомобилей. Из реестра исключили слова «шасси легкового автомобиля», потому что такого определения для автомобилей-пикапов просто нет.

Что такое налог на транспорт?

Налог на транспорт – это установленный законодательно платеж государству от граждан или компаний, организаций, которые имеют в собственности или пользуются машинами (водными или воздушными судами), зарегистрированными на территории Республики Казахстан.

Ежегодным налогом в РК облагаются все транспортные средства (ТС), за исключением:

  • автомобилей специального назначения;

  • тяжелого транспорта, грузоподъемность которого превышает 40 т;

  • морских судов, которые записаны в международном реестре;

  • прицепов.

Фискальный сбор обязаны платить не только владельцы авто, но и те, кто ездит по доверенности или взял машину в лизинг.

Читайте также:  Материальный состав преступления в уголовном праве и формальный

Регулирует сбор налоговое законодательство. Контролирует процесс Департамент государственных доходов.

Государство освобождает от фискальных платежей на используемый транспорт следующие категории налогоплательщиков:

  • производителей сельскохозяйственной продукции (полностью или частично, в зависимости от формы деятельности);

  • общественные организации, деятельность которых связана с инвалидами (освобождается от платежей по 1 ед. грузового и легкового транспорта);

  • владельцы ТС, относящиеся к льготникам – многодетные родители, участники ВОВ, инвалиды, лица, имеющие государственные награды;

  • специальный транспорт, находящийся в собственности лиц с инвалидностью (1 ед.).

Как проверить задолженность

Узнать о наличии долгов по транспортному налогу можно в отделении налоговой службы лично или через интернет.

Для визита в налоговую следует иметь при себе паспорт и БИН или ИНН.

Онлайн узнать о налогах можно на сайте Электронного правительства (необходимо наличие ЭЦП). Здесь следует:

  • зайти в раздел «таможня и налоги»;

  • выбрать «налогообложение», «просмотр и оплата налогов».

Транспортный налог в Казахстане на 2024: когда платить

Транспортный налог в Казахстане на 2024 год приходится платить ежегодно до 1 апреля. Оплата налога осуществляется в офисах налоговой инспекции или через электронные системы налогообложения. Размер налога зависит от технических характеристик транспортного средства, его возраста и других факторов.

  • Собственники легковых автомобилей обычно платят транспортный налог в зависимости от объема двигателя и категории транспортного средства.
  • Владельцы грузовых автомобилей платят транспортный налог в зависимости от грузоподъемности и возраста транспорта.
  • Мотоциклы и другая мототехника также облагаются транспортным налогом, размер которого зависит от объема двигателя и других факторов.

Для определения точной суммы транспортного налога владелец транспортного средства может воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами, предоставляемыми налоговыми органами Казахстана. Это позволит узнать сумму налога заранее и подготовить необходимую сумму для его оплаты вовремя.

Советы по оптимизации уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год

Для эффективной оптимизации уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год следует учесть несколько важных факторов. Во-первых, стоит ознакомиться с действующими налоговыми ставками и правилами начисления, чтобы избежать возможных ошибок. Во-вторых, рекомендуется своевременно подать заявление о начислении транспортного налога и предоставить необходимые документы, чтобы избежать штрафов и дополнительных расходов.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам оптимизировать процесс уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год:

  • Оцените правильно технические характеристики вашего транспортного средства. Неправильное указание технических параметров может привести к неправильному начислению налога.
  • Используйте возможности налоговых вычетов и льгот. В некоторых случаях вы можете иметь право на снижение налоговой ставки или освобождение от уплаты налога.
  • Не забывайте о сроках уплаты. В случае просрочки уплаты налога взимается штраф, поэтому рекомендуется оплатить налог вовремя или даже заранее.
  • Следите за изменениями законодательства. Налоговые ставки и правила начисления могут меняться со временем, поэтому будьте внимательны к обновлениям.

В целом, оптимизация уплаты транспортного налога в Казахстане на 2024 год требует внимательности, пунктуальности и знания налоговых правил. Соблюдение законодательства, своевременная оплата налога и использование налоговых льгот помогут снизить финансовую нагрузку и избежать неприятностей. Не забывайте проконсультироваться со специалистом, чтобы быть в курсе всех деталей и обновлений в сфере транспортного налога.

Особенности уплаты налога на электромобили

В Казахстане налог на электромобили имеет некоторые особенности, которые следует учесть при его уплате. Ниже перечислены основные правила и порядок оплаты данного налога:

  • Налог на электромобили взимается ежегодно в размере определенного процента от стоимости транспортного средства.
  • Размер налога зависит от мощности электромобиля и его пробега. Чем больше мощность и пробег автомобиля, тем выше будет сумма налога.
  • Оплатить налог на электромобиль можно через электронную систему государственных платежей или в офисах налоговой службы.
  • Срок уплаты налога на электромобиль составляет 15 дней с момента получения уведомления о необходимости его уплаты.
  • В случае неуплаты налога в установленный срок, предусмотрены штрафные санкции, которые могут составить до 50% от суммы налога.

Уплата налога на электромобили является обязательной для всех владельцев электротранспорта в Казахстане. Соблюдение правил и своевременная уплата налога позволят избежать негативных последствий и штрафных санкций.

Сроки и штрафы за неуплату налога на транспорт в Казахстане

Согласно законодательству Республики Казахстан, каждый владелец транспортного средства обязан платить налог на свое авто или мотоцикл ежегодно. Срок уплаты данного налога устанавливается в период с 1 января по 31 марта каждого года. После этой даты неуплата налога считается нарушением закона и владелец транспортного средства подлежит штрафу.

В случае неуплаты налога на транспорт в срок установленный законодательством, владелец будет обязан выплатить штраф в размере 1/300 от суммы неоплаченного налога за каждый день просрочки. Штраф начинает начисляться на следующий день после окончания установленного срока и продолжает набираться до момента уплаты всей суммы задолженности. Кроме того, неуплата налога может повлечь за собой блокирование регистрации транспортного средства или его изъятие компетентными органами в случае нарушения установленных правил.

Читайте также:  Имеют ли пенсионеры льготы на транспортный налог в Башкортостане

Поэтому, владельцам транспортных средств необходимо соблюдать установленные сроки и своевременно производить уплату налога на транспорт для избегания штрафов и проблем с регистрацией. В случае возникновения задолженности, рекомендуется обратиться к налоговым органам для уточнения суммы задолженности и процедуры ее погашения.

Налоговые ставки для легковых авто с объемом более 3 000 куб. см, появившихся в РК после 31.12.2013

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

3 000 – 3 200

35

3 200 – 3 500

46

3 500 – 4 000

66

4 000 – 5 000

130

Свыше 5 000

200

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.

Что такое «центр жизненных интересов» физического лица в Казахстане?

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РК центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в РК при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на постоянное проживание в РК, то есть ВНЖ;

  • в РК проживает супруг (а) или близкие родственники физического лица;

  • наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Читайте также:  Пособие по уходу за инвалидом в 2024 году 1 группы

Хочется отметить, что критерий «центра жизненных интересов», в первую очередь интересен работникам без гражданства РК, заинтересованным в сотрудничестве с компаниями Казахстана, чтобы быстрее доказать связь с РК и получить документ подтверждающий статус налогового резидента РК, после чего уже можно применять налоговые вычеты существенно снижающие налоговую нагрузку.

Диспозицией п. 3 ст. 217 НК РК четко установлено, что признание физического лица по критерию «центра жизненных интересов» возможно исключительно при одновременном выполнении указанных в п. 3 ст. 217 НК РК условий, которые содержат широкие формулировки требующие пояснения, например «недвижимое имущество принадлежащее на иных основаниях», «доступное в любое время для проживания».

Под «иными основаниями владения» можно буквально понимать, не только право собственности на недвижимое имущество, но и право временного владения и пользования недвижимостью, например по договору аренды (найма), когда физическое лицо самостоятельно доказывает связь с республикой, то есть заключило договор аренды (найма), является временным владельцем и пользователем недвижимости в РК, которая «доступна в любое время для проживания» в течение срока действия договора аренды (найма).

Как открыть ИП / ТОО в Казахстане в 2023 г.

Казахстан допускает регистрацию иностранцами товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) на одинаковых условиях с гражданами РК, после получения ИИН и ЭЦП, через личный визит или онлайн, при этом ТОО не привязывается к РПП (ВНЖ) учредителя иностранца или статусу директора, при соблюдении некоторых особенностей, вести деятельность от имени ТОО, можно даже онлайн.

Иностранцы граждане ЕАЭС (Армения, Киргизия, РБ, РФ), а также граждане Таджикистана, вправе зарегистрировать в Казахстане ИП и вести предпринимательскую деятельность, исключительно при наличии у иностранца РПП (ВНЖ), то есть любимая тема фрилансеров, физическое лицо уехало, а ИП осталось тут почти не работает.

В данной статье, я не буду описывать как открыть ИП в Казахстане, так как процесс очень легкий и все делается онлайн, основной сложностью является получение и поддержание ВНЖ в активном состоянии, то есть необходимо пребывать в РК как минимум 183 дня в течение 12 месяцев, в ином случае появляется риск аннулирования ВНЖ и прекращение статуса ИП соответственно.

Сводная таблица налога на транспорт РК

Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП)
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см):
до 1 100 включительно 1
свыше 1 100 до 1 500 включительно 2
свыше 1 500 до 2 000 включительно 3
свыше 2 000 до 2 500 включительно 6
свыше 2 500 до 3 000 включительно 9
свыше 3 000 до 4 000 включительно 15
свыше 4 000 117
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов):
до 1 тонны включительно 3
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5
свыше 1,5 до 5 тонн включительно 7
свыше 5 тонн 9
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования 3
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест:
до 12 посадочных мест включительно 9
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14
свыше 25 посадочных мест 20
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя:
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно 1
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) 10
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах):
до 160 включительно 6
свыше 160 до 500 включительно 18
свыше 500 до 1 000 включительно 32
свыше 1 000 55
Летательные аппараты 4% от МРП с каждого киловатта мощности
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:
для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;
для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства


Похожие записи: