Нужно ли сдавать уточненку по налогу на прибыль за квартал если за год все верно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли сдавать уточненку по налогу на прибыль за квартал если за год все верно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Изменение данных на ЕНС при подаче «уточненок»
На ЕНС налогоплательщика отражается его совокупная налоговая обязанность и суммы ЕНП.
Источников данных для формирования совокупной обязанности множество. Поименованы они в п. 5 ст. 11.3 НК РФ и в их число входят сведения, которые налоговый орган черпает из УНД (пп. 2, 3, 3.1). Порядок отражения совокупной обязанности на ЕНС на базе уточненных деклараций зависит от обстоятельств их представления. Для удобства восприятия сведем данные в таблицу:
Обстоятельства представления УНД | Отражение совокупной обязанности на ЕНС | |
---|---|---|
увеличена причитающаяся к уплате сумма налога (сбора, авансового платежа по налогу, страховых взносов) | со дня представления в налоговые органы УНД, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) | |
заявлена сумма налога к возмещению | со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе этой УНД либо не позднее десяти дней со дня окончания срока проведения камеральной налоговой проверки | |
уменьшена причитающаяся к уплате сумма налога (сбора, авансового платежа по налогу, страховых взносов) | УНД представлена не позднее наступления срока уплаты налога (сбора, авансового платежа по налогу, страховых взносов) | со дня их представления, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога (сбора, авансового платежа по налогу, страховых взносов) |
УНД представлена после наступления срока уплаты налога (сбора, авансового платежа по налогу, страховых взносов) | по инициативе налогоплательщика | со дня представления УНД |
по требованию налогового органа о внесении исправлений в ранее представленную декларацию (расчет) | ||
вслед за этой УНД налогоплательщик в течение следующего рабочего дня представил еще одну УНД, в которой увеличил сумму налога (сбора, авансового платежа, страховых взносов) в размере, равном уменьшению, произведенному на основе предыдущей УНД |
Особенности начисления пеней при подаче УНД по налогам, срок уплаты которых истек до 31.12.2022
Если представление УНД привело к увеличению обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов), то пени начисляются в зависимости от того каким было сальдо ЕНС налогоплательщика по состоянию на начало 2023 г. (ст. 75 НК РФ, пп. 1, 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Сальдо ЕНС на 01.01.2023 | Расчет пени за период до 01.01.2023 | Расчет пени за период начиная с 01.01.2023 |
---|---|---|
отрицательное | пени рассчитываются на не уплаченную на дату представления УНД сумму налога, сбора, страхового взноса начиная с установленного срока его уплаты и по дату (включительно) погашения недоимки по правилам п. 3 – 5 ст. 75 НК РФ | |
положительное или нулевое | пени рассчитываются начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, сбора, страхового взноса и до 01.01.2023 на сумму к доплате, уменьшенную на величину положительного сальдо ЕНС на дату представления УНД и на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога на прибыль в региональный бюджет . Вычитаемые суммы, естественно, учитываются однократно, а не при каждом представлении УНД | пеня начисляется на всю сумму недоимки за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов с 01.01.2023 и по день (включительно) погашения недоимки по правилам п. 3 – 5 ст. 75 НК РФ. Если представлена УНД по налогу на прибыль, срок уплаты которого истек до окончания 2022 г. (т. е., декларация за 2021 и более ранние годы), причем в такой декларации увеличивается региональная часть налога, то пени начиная с 01.01.2023 рассчитываются на сумму налога, подлежащего доплате, за вычетом суммы налога, зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ |
Как рассчитываются пени по прошлогодним налогам
Что касается налогов, срок уплаты которых истек в конце 2022 года, то здесь есть некоторые тонкости. Как вы знаете, с 2023 года действует единый налоговый платеж. Поэтому если вы подадите уточненку в 2023 году, то всю сумму к доплате из нее вместе с пенями налоговики учтут при формировании сальдо ЕНС.
Так что же с пенями? Давайте разбираться. Итак, если по уточненке сумма налога увеличилась, а на вашем ЕНС отрицательное сальдо, то пени начисляются на всю сумму недоимки. При положительном либо нулевом сальдо пени начисляются по следующей формуле:
Сумма недоимки — положительное сальдо на дату подачи уточненки – сумма, зачтенная в счет будущей уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта
Если же по уточненке ваш налог к уплате уменьшается, то пени начисляются на ту сумму, на которую вы хотите уменьшить налог. Но в любом случае фискалы будут начислять пени с установленного срока уплаты до первого дня 2023 года.
Что касается налога на прибыль в региональный бюджет, то здесь тоже есть свои особенности. Рассмотрим случай, когда в уточненке вы увеличиваете сумму налога, который должен был быть погашен до начала 2023 года. Пени будут начисляться на недоимку за минусом суммы, которая учтена для предстоящей уплаты налога. Конечно, при условии, что эти деньги есть на ЕНС.
Пускай у вашей компании есть переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта. Так вот, налоговики не учитывали ее при формировании сальдо на начало 2023 года. Она отправится на погашение предстоящих налоговых обязательств. За счет этой переплаты уменьшится сумма налога, на которую фискалы будут начислять пени. Рассчитываются они с начала 2023 года до дня уплаты недоимки.
Если у вас остались вопросы по сдаче уточненки в новом году, пишите нам. Эксперты компании Самитов Консалтинг ответят на них и помогут со сдачей декларации. Мы не только консультируем, но и предлагаем услуги удаленного бухгалтерского обслуживания. Передав нам свою бухгалтерию на аутсорсинг, вы перестанете думать о налогах и декларациях. Все эти вопросы будут решать наши специалисты, причем без уплаты штрафов. Мы гарантируем качество своих услуг и материально отвечаем перед своими клиентами за ошибки наших бухгалтеров. Но на практике такого еще не случалось, так как у нас в штате трудятся только опытные бухгалтеры и юристы, которые досконально знают свое направление.
Для начала сотрудничества просто напишите нам в онлайн-чат или закажите обратный звонок. Наши менеджеры сразу ответят вам.
Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность
При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.
В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.
Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.
Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.
Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.
В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.
Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.
Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.
Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.
После сдачи уточненки организация прекратила свое существование
После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
См. также .
В п. 2.7 порядка заполнения декларации по прибыли предусмотрено, что на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и название реорганизованной компании, а название, ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.
В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.1.4 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Ошибки в декларации по НДС: порядок исправления и ответственность
Порой налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки в налоговой отчётности. Например, в налоговом учёте может быть неверно указан НДС за прошедшие отчётные периоды. Так как неточность допущена в сданной налоговой декларации, меняется итоговая сумма налога. Тогда налогоплательщик:
- должен немедленно внести в учётные данные корректировки и предоставить в ФНС отредактированную налоговую декларацию. Исправить декларации по НДС необходимо, ведь ошибочные данные влекут снижение суммы налога, которая уплачивается в бюджет. Если сотрудники ФНС сами обнаружат подобную ошибку, налогоплательщику грозит штраф и пени за период недоимки;
- имеет право, но не обязан подавать уточнённую декларацию, если ошибка привела к повышению суммы налога.
Закон не регламентирует срок сдачи уточнённой декларации по НДС. Она сдаётся при необходимости.
Налогоплательщик может не сдавать уточнёнку, когда:
- использовал корректировочный счёт-фактуру (выставил сам или получил от контрагента);
- сотрудники налоговой службы обнаружили ошибку и пересчитали сумму налога.
Уточнённая декларация по НДС с увеличенной суммой направляется только в электронном виде.
Отмена ЕНВД в 2021: последние новости и план действий до конца года
Для того чтобы проверить и проконтролировать то или иное предприятие, вызвавшее сомнения в финансовой и налоговой «чистоте», в налоговых службах формируются специальные, так называемые «убыточные комиссии».
В соответствии с законодательством их основная задача – простимулировать организации самостоятельно разобраться в причинах убытков и предотвратить их дальнейшее появление.
Особое внимание комиссия уделяет тем компаниям, которые на протяжении двух предыдущих лет показывали в своих декларациях отсутствие прибыли, а также тем, которые делают слишком незначительные налоговые отчисления (у специалистов налоговой есть средние показатели по доходам и налоговым платежам в том или ином отраслевом направлении бизнеса).
Для достижения своих целей работники убыточной комиссии не только пишут требования о даче пояснений по убыткам в организации, но и при особо сомнительных ситуациях вызывают «на ковер» руководство фирм (обычно директора и главного бухгалтера).
Пояснение можно писать в произвольном виде. Главное, чтобы структура документа отвечала нормам и правилам составления деловой документации, а сам текст пояснительной записки был четким, понятным и полностью отражал реальное положение дел на предприятии.
Если к убыткам привели какие-то события, свойственные для всей экономики: например, кризис, то тут иногда достаточно просто грамотно это сформулировать, указав на спад спроса и вынужденное снижение цен (приложив к пояснению отчеты, прайсы и прочие свидетельствующие об этом бумаги). А вот если причиной отсутствия прибыли стали, к примеру, большие траты налогоплательщика при одновременном снижении продаж, то эти сведения надо подкрепить более серьезными документами (договорами и соглашениями о расторжении договоров, актами, налоговыми выписками и т.д.). По возможности нужно предоставить также детальный отчет по расходам и доходам.
Если убытки возникли вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожаров, затоплений, краж и т.п.), то к пояснению нужно обязательно прикрепить справки из соответствующих государственных структур (полиции, МЧС, управляющей компании и проч.).
Не лишним в документе станет и описание мер, которые работники организации предпринимают для предотвращения дальнейших убытков (они укажут на желание руководства предприятия исправить неблагоприятную ситуацию).
Следует отметить, что у крупных компаний пояснения порой достигают объема в несколько десятков страниц, что объяснимо, поскольку чем точнее пояснительная записка, тем меньше претензий со стороны налоговиков может появиться в дальнейшем и тем ниже вероятность выездной налоговой проверки.
Документ можно писать вручную, но лучше все же напечатать на компьютере. Для распечатки допустимо взять обычный лист бумаги или же бланк с реквизитами и логотипом фирмы. Пояснение нужно делать обязательно минимум в двух экземплярах, один из которых отправить по месту назначения, второй оставить у себя. Информацию о записке нужно обязательно внести в специальный учетный журнал – сюда достаточно поставить его номер и дату.
Пояснение пишется от лица руководителя организации или работника, временно находящегося на его месте. Соответственно, именно директор и должен поставить под письмом свой автограф. Хорошо, если в документе распишется и главный бухгалтер предприятия, как материально-ответственное лицо, которое формирует финансовую и налоговую отчетность.
Минфин разъяснил как исправить ошибки в исчислении налоговой базы, приведшие к излишней уплате налога на прибыль
При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, приведшие к излишней уплате налога в предыдущем налоговом периоде, налогоплательщик может скорректировать налоговую базу за период, в котором были выявлены такие ошибки. Такое мнение высказали специалисты Минфина России в письме от 04.08.17 № 03-03-06/2/50113.
По общему правилу, при обнаружении ошибок или искажений, которые относятся к прошлым периодам, организация должна пересчитать налоговую базу и сумму налога за период, в котором были совершены такие ошибки(п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же период совершения ошибок или искажений определить невозможно, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за тот период, в котором выявлены ошибки.
В Минфине отмечают, что упомянутые выше правила перерасчета налоговой базы действуют и в тех случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога. Поэтому налогоплательщик, допустивший ошибки, которые привели к излишней уплате налога на прибыль в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены такие ошибки. При этом заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Если в налоговом учете обнаружена ошибка…
У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.
Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?
Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).
Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.
Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:
-
невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
-
допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Перечень основных ошибок
№ п/п |
Некоторые частые ошибки |
Что делать |
1 |
Отсутствие подр. 1.1 разд. 1 (его должны заполнять все, кроме налоговых агентов, НКО!) |
Сформировать новый файл с данным подразделом и отправить его в ИФНС |
2 |
Ошибочные сведения предшествующих периодов в текущем периоде:
|
|
3 |
В убыточном предшествующем периоде есть завышение расходов, занижение доходов |
Сдать уточненку со сниженным убытком, приложив к ней объяснение |
4 |
В убыточном предшествующем периоде есть завышение доходов, занижение расходов |
Сдать уточненку с завышенным убытком, но без внесения правок в текущем периоде, приложив к ней объяснение |
5 |
В предшествующем прибыльном периоде есть завышение доходов, занижение расходов |
Снизить налог, устранив ошибки на текущий период |
6 |
В предшествующем прибыльном периоде есть завышение расходов, занижение доходов |
Повысить налог, сдав уточненку и доплатив налог с пени |
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Сумма начисленных авансовых платежей за отчётный период (стр. 210, 220, 230)
*Строка 210 листа 02 – сумма строк 220 и 230 листа 02 | Строка 220 листа 02 | Строка 230 листа 02 |
1 квартал | = стр. 300 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года | = стр. 310 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года |
полугодие | = стр.190 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал или = стр.220 декларации за 1 квартал + стр.270 декларации за 1 квартал – стр. 280 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за 1 квартал или = стр.230 декларации за 1 квартал + стр.271 декларации за 1 квартал – стр. 281 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за первый квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
9 месяцев | = стр.190 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие или = стр.220 декларации за полугодие + стр.270 декларации за полугодие – стр. 280 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие или = стр.230 декларации за полугодие + стр.271 декларации за полугодие – стр. 281 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
год | = стр.190 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев или = стр.220 декларации за 9 месяцев + стр.270 декларации за 9 месяцев – стр. 280 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев или = стр.230 декларации за 9 месяцев + стр.271 декларации за 9 месяцев – стр. 281 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
Об условиях освобождения от ответственности
Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.
Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.
К сведению
Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:
– до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
– после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
– после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.
Во-первых, «уточненка» представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Во-вторых, если «уточненка» представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Отметим, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ не уточняют, за какие именно налоговые правонарушения налогоплательщики могут избежать ответственности, если до подачи «уточненки» уплатят недоимку и пени. По-видимому, предполагается, что организации могут рассчитывать на освобождение как по ст. 120, так и по ст. 122 НК РФ.
Уточненная декларация подается за периоды, не подлежащие налоговой проверке
На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Обратите внимание на Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)», которое было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.
Право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) не ограничено сроком. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Допустим, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) к уменьшению за период, который в соответствии со ст. 87 НК РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Кроме того, налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В этом случае возможно возникновение коллизии норм ст. ст. 78 и 87 Кодекса в части применения установленных сроков. С одной стороны, нельзя провести полноценные контрольные мероприятия в отношении поданной налогоплательщиком уточненной декларации (расчета), с другой — срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.
На основании изложенного налоговый орган обязан принять уточненную декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения в соответствии со ст. ст. 78 и 87 НК РФ.