Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО

08.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Прекращение банкротства — не повод расслабляться

С середины прошлого года на уровне Верховного суда наметилась тенденция привлечения КДЛ к СО за налоговое правонарушение уже после прекращения процедуры корпоративного банкротства на общую сумму недоимки.

По результатам налоговой проверки обществу «ТЭК Саргон» доначислена задолженность по НДС свыше 12 млн рублей, включая 3,2 млн рублей неустойки. В 2020 году возбуждено дело о банкротстве компании, в рамках которого единственным кредитором должника выступала налоговая. Дело о банкротстве было прекращено из-за отсутствия финансирования.

В исковом производстве ФНС обратилась в суд с заявлением о привлечении учредителей к СО по обязательствам должника, мотивируя требование тем, что недоимка возникла в результате их неправомерных действий. ВС РФ удовлетворил заявленное требование в полном объеме.

Указанная позиция поставила точку в вопросе включения в состав СО учредителей и бенефициаров неустойки за налоговое правонарушение после прекращения производства по делу о банкротстве.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

При таких обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с ненадлежащим уведомлением уполномоченного органа, затягиванием процедур банкротства, лежит на арбитражных управляющих.

Читайте также:  Минимальный прожиточный минимум на ребенка в Москве в 2024 алименты

Особое значение имеет тот момент, за счет каких инструментов ФНС сможет получить расширенные полномочия, и насколько это реально.

В подавляющем большинстве кредиторы принимают решение о переходе к конкурсному производству. В конкурсном производстве арбитражный управляющий проводит инвентаризацию имущества, оценивает его, выставляет на торги, продает и рассчитывается с кредиторами.

Следует отметить, что налоговая инстанция и ранее обладала определенными привилегиями. Они вытекали и из существующего законодательства в плане банкротства, и из практики его применения в современных реалиях. Некоторые из преимуществ нуждаются в более детальном рассмотрении.

После выполнения всех указанных мероприятий суд завершает процедуру банкротства, и компания исключается из ЕГРЮЛ, все долги считаются погашенными, а организация ликвидированной.

Обратимся к тексту нормы. Закон о банкротстве прямо указывает на возможность контролирующего лица защищаться. Так пункт 2 статьи 61.11 начинается со слов: «Пока не доказано иное …».

Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.

Все долговые обязательства при признании компании неплатежеспособной аннулируются, списанию подлежат и неуплаченные налоги. Даже в том случае, когда проверка покажет несоответствие, задолженность будет считаться погашенной, так как средств на счетах фирмы нет.

Но в некоторых ситуациях руководство организации может привлекаться к субсидиарной ответственности по уголовной статье. Для этого составляется акт и принимается решение о дополнительном начислении налоговых выплат. После вступления постановления в силу ответственному лицу направляется требование уплатить обозначенную сумму. На исполнение отводится два месяца. Если в этот срок оплата не производится, то материалы дела отправляются в ОВД, где принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Какие факторы создают риск проведения налоговой проверки при банкротстве?

Несмотря на вышесказанное, важно отметить, что ФНС далеко не всегда проводит ревизию в случае возбуждения дела о несостоятельности организации.

При этом, есть определенные сигналы, на которые сотрудники фискального органа обращают внимание, принимая решение о проведении проверки.

Наиболее существенные обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения проверки выглядят следующим образом:

  • Банкротство проводится по процедуре ликвидируемого должника;
  • Компания имеет большое количество контрагентов технического характера в отсутствие к тому экономически обоснованных мотивов;
  • Отчетность должника, которая сдавалась в период до возбуждения дела о банкротстве, содержит информацию об убытках компании при отсутствии сведений о существенной прибыли;
  • Должник часто нарушал требования сотрудников ФНС о представлении документов или устранении нарушений;
  • Выплаты по заработной плате сотрудникам должника ниже, чем средние показатели по отрасли, в которой организация осуществляла свою деятельность.

Презумпция — это приговор?

Обратимся к тексту нормы. Закон о банкротстве прямо указывает на возможность контролирующего лица защищаться. Так пункт 2 статьи 61.11 начинается со слов: «Пока не доказано иное …». При этом, на вопрос каким образом КДЛ может доказать иное, норма не отвечает.

На эту тему высказался Верховный суд РФ. По его мнению, контролирующее лицо может доказать, что на самом деле банкротство вызвано не его действиями, а внешними факторами2. Например, изменением условий ведения бизнеса, финансовым кризисом или стихийным бедствием.

Полагаем, что пожар, уничтоживший товар или оборудование, по последствиям несравним с налоговой проверкой. К сожалению, вероятность банкротства после таких событий очень велика сама по себе, и до оплаты налоговых доначислений может не дойти.

Что же касается экономических причин, то существует прецедент, в котором суд указал на мировой финансовый кризис 2008 года как причину банкротства предприятия3.

Компания-банкрот привлекала кредиты в иностранной валюте для приобретения импортного оборудования, не имеющего аналогов в РФ. После увеличения курса доллара и евро предприятие было вынуждено направить оборотные средства на погашение задолженности. Кроме того, выросла цена на импортируемое сырьё и упала выручка. Итогом стало банкротство.

Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. По крайней мере, с этим согласились суды трёх инстанций, отказывая конкурсному управляющему в привлечении руководителя к ответственности.

Что делать если возникли долги перед налоговой

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?

При инициировании банкротства людей таковой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами выслеживают сведения о том, что в отношении гр-н а-должника введена процедура банкротства. Узнав об этом, они направляют документы (материалы) о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтоб потом включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.

Свою задолженность по налогам каждый желающий может уточнить на особом сервисе ФНС Русской Федерации. Не считая того, информация

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

о просрочках доступна на веб-сайте гос.Услуг.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

  • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
  • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
  • юрлицо сдавало нулевые балансы;
  • у общества единственный учредитель;
  • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Исходя из юридической практики, можно действительно сделать вывод о том, что заинтересованность налоговиков к компаниям, ходатайствующим о признания банкротства, значительно ниже. Тому есть несколько причин:

  1. Вероятность того, что удастся применить денежные взыскания, крайне мала, поскольку налоговые сборы в списке требований кредиторов значатся третьей очередью, и фактически реальные взыскания применяются крайне редко.
  2. Даже если налоговики все же решили провести аудит, не факт, что выявленные нарушения попадут в кредиторский реестр и будут удовлетворены. На проведение контрольных мероприятий, составление документации нужно время, и чаще всего его недостаточно даже для того, чтобы инспекторы успели заявить о санкциях до того, как реестр закрыт.
  3. Зачастую налоговики сами не заинтересованы в проведении аудита в отношении компании, находящейся на грани банкротства, из-за нежелания портить показатели статистики (как уже было сказано, вероятность денежных взысканий в таких ситуациях крайне мала, а вот показатели собираемость налогов и пени испортить можно).

Благодаря всем этим причинам компании, являющиеся потенциальными банкротами, чаще всего исключаются из плана контрольных мероприятий. Однако стоит понимать, что этот тезис действует только в отношении фирм, находящихся на заключительной стадии банкротства, то есть фактически уже не функционирующих. На начальных этапах или же в случае, если началось так называемое «оздоровление бизнеса», визита налогового инспектора скорее всего избежать не получится.

То же самое можно сказать о случаях, когда за фирмой числится существенная сумма задолженности.

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Роль отдела обеспечения процедур банкротства

Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:

  • подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
  • составлением документов для взыскания долгов;
  • подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
  • проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
  • осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
  • анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
  • составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
  • подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
  • имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.

Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.

Какими фирмами интересуется налоговая

ФНС не проверяет организации с малыми оборотами, не имеющие долгов, а также с нулевыми отчетами. Инспекции в этом плане интересны фирмы, по которым есть информация об уходе от уплаты. Например, способом разделения бизнеса на несколько мелких фирм. Также ИФНС контролирует ООО, которые замечены в недобосовестном отчислении взносов в ФСС.

Подозрение вызывают организации, у которых есть долг перед государственным бюджетом или ранее были разрывы. Поэтому перед началом добровольного закрытия бизнеса нужно проанализировать, готова ли фирма сразу погасить бюджетные задолженности. Срок для выполнения данного обязательства начинает отсчет с даты принятия решения учредителями.

Налоговая инспекция инициирует проверку тех компаний, которые подпадают под определенные критерии. На практике наиболее часто встречаются следующие:

  • Разрыв по налогу на добавленную стоимость. Сделки по нему проверяет автоматизированная система. Если выявлены нестыковки, то это вызовет сомнения у инспектора. Он запросит разъяснение или декларацию с уточнениями.
  • Большие суммы возмещения по НДС за последние 3 года.
  • Нагрузка по налогам и сборам значительно ниже, чем в среднем по отрасли. Она рассчитывается как частное, полученное делением суммы налогов на размер выручки, и помноженное на 100.
  • Слишком низкая нагрузка по страховым взносам. Расчет аналогичен налоговой нагрузке.
  • Фирма несколько приближалась к максимальным лимитам спецрежима.
  • Рентабельность ниже на 10% и более по сравнению со средним отраслевым показателем.
  • Убытки за несколько периодов в отчетах. Бизнес ничего не смог заработать, но продолжал вести свою деятельность.
  • Компания отказывается направлять разъяснения по требованию налоговой инспекции. Например, ИФНС запрашивает объяснение по вычету НДС, а организация никак на это не реагирует.
  • Неоднократное снятие с учета в одной ИФНС и переход на регистрацию в другую.
  • Расходы увеличивались, а доходы падали. Это вызовет подозрение, что расходы проводились фиктивно для уменьшения налогов.
  • Участие в цепочке однодневных фирм для вывода денег и уклонения от налогов. Инспекция может заподозрить, что ООО заключало сделки только на бумаге. А фактически услуги не оказывала и товары не закупала.
  • Соглашение с подозрительным партнером. ФНС насторожит, если компания работает с организацией без штата сотрудников, офиса и складских помещений.
  • Наличие кредитных займов от взаимозависимого предприятия.
  • Проведение сделок с иностранными организациями. Например, займов, выплаты роялти и дивидендов, купли-продажи ценных бумаг.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Порядок налогового контроля при банкротстве

Инфо Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено. Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами. Камеральная налоговая проверка при банкротстве Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие.
Каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда в процессе предпринимательской длительности возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, зарплатным налогам и пр.

В практике судов выявлен различный подход к исчислению срока предъявления уполномоченными органами требований об установлении задолженности по обязательным платежам, если к моменту введения в отношении должника процедуры конкурсного производства не была завершена проводимая в отношении него налоговая проверка. При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В начале ноября 2017 г в отношении ООО кредитором было подано заявление о признании его банкротом. В конце ноября 2017 г Арбитражный суд выносит определение. 26.12.2017 г назначен арбитражный управляющий на ООО-должник. 11.01.2018 г в отношении ООО-должника введена процедура наблюдения. 27.12.2017 г. ИФНС выносит решение о проведении выездной налоговой проверки за 2014-2016 гг. По состоянию на 07.06.2018 г на ООО — конкурсное производство, реестр кредиторов уже сформирован, а налоговая проверка еще продолжается (с приостановлениями). Каковы могут быть последствия для ООО и собственников после вынесения Акта выездной налоговой проверки в случае если судом уже будет принято решение о ликвидации должника, если еще не будет принято решение о ликвидации.


Похожие записи: