Блатной козел. Кто такие козлы в тюрьме
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Блатной козел. Кто такие козлы в тюрьме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.
Какой он, закон тюремный?
Тюремные понятия и законы, запретыстрого соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).
Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:
Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.
С почтением относиться к старикам, родителям.
Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.
Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.
Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.
Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).
Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.
Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.
Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) — его дадут.
Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.
Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.
Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» — это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.
Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой — это «гоп-стоп», убийство — «мокрое дело», язык — «метла», особо опасный рецидивист — «особняк», тюремный коридор — «продол», выяснение отношений — «разборка», сбежать или скрываться — «сесть на колеса» и другие.
В жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.
Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.
Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов — то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.
Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.
Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники — тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
«Петухи» или «опущенные»
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.
Главным на зоне считается вор в законе — к пребыванию за решеткой он готов и воспринимает это как закономерный этап жизни. При этом в тюрьме могут присутствовать несколько представителей данной касты. Однако положенец (главарь) всегда один — он определяет или снимает смотрящих, помогает решить проблемы, конфликты. Обычно имеет отдельные комфортные апартаменты, снабжается продуктами, связью и так далее.
В условиях рыночных отношений статус можно купить за деньги, но такие «неидейные» представители называются «апельсинами».
За порядком в камере или части тюрьмы, соблюдением понятий следит смотрящий (пахан), который назначается вором, их сходкой или блатными. Часто он является кандидатом на «коронацию».
Далее в иерархии следуют блатные — профессиональные уголовники, не первый раз отбывающие наказание. Отрицалам (не принимающим тюремный режим) условия существования определяет смотрящий, ограничивая их беспредел.
Приблатненные являются шестерками предыдущих, хоть на зоне их так называть нельзя. Выполняют функцию связи, охраняют блатных и исполняют серьезные поручения.
«Средний класс» иерархии принадлежит многочисленной группе мужиков. При этом человек, поднявшийся с малолетки, может иметь преимущества — не работать, проигрывать в карты вещи «козлов» и «чертей» и так далее. Обычному мужику-«первоходке» это недоступно. К касте относятся уважительно, принадлежащие к ней работают, соблюдают тюремные понятия, часть нажитого передают в общак.
«Козлы» (активисты, повязочники и так далее) сотрудничают с лагерной администрацией за определенные послабления или поощрения. Особенно стараются «верблюды» за УДО (условно-досрочное освобождение). Сюда часто попадают простые граждане, готовые на любые подлости, чтобы выйти на волю. Они обычно осуждены по бытовым причинам (взяточники, скинхэды, любители драться, мелкие жулики, алкоголики и так далее). В категорию «козлов» относятся и шерстяные, действующие по спецпоручениям.
«Черти» и «петухи» составляют низшие касты, выполняющие грязную работу на зоне: мытье полов, сортиров. «Шныри» стирают робу и другую одежду заключенных, опущенцам это не положено.
Откуда берутся клички?
В одних случаях «погоняла» являются производными от имен и фамилий уголовников. Например, Владислав Кирпичев получил кличку Кирпич, Юрий Пичугин – Пичуга, Мансура Галявова стали звать просто Мансуром, Виктора Панюшника – Паном, Александра Северова – Севером, Александра Десятника – Червонцем. Довольно часто кличкой становится название местности, откуда «блатной» родом или где он сделал свою «карьеру»: так, Георгия Алояна нарекли Жорой Тбилисским, Анатолия Шакурова – Киевским, Алексея Сергеевского – Сибиряком. Нередко бывает и так, что «погоняла» отражают какие- то качества своих носителей. Так, Андрей Исаев получил кличку Роспись за то, что всего его тело было покрыто татуировками. Павла Струганова прозвали Пашей Цветомузыкой за манеру быстро моргать во время разговора. Гиви Гвинджилия стал Гиви Носом благодаря этой весьма выдающейся части лица. Немало уголовников получают клички за специфику преступной деятельности. Так, валютчикам часто дают кличку «Бриллиант», убийцам – «Палач». Известны случаи, когда клички даются по профессии, которой занимался преступник в «прежней» жизни: «Духарь» — музыкант, «Клистир» — медик, «Финансист» — бухгалтер.4 Не всегда удается установить, как родилось то или иное прозвище. Например, неизвестно, как Геннадий Загородников стал Хряком, Юрий Смыков – Хмырем, Борис Петрушин – Барыгой, Олег Семакин – Евой, Владимир Быков – Балдой, Лев Генкин – Сиськой. Особенность уголовной клички в том, что она сохраняется за «блатным», где бы он ни находился и куда бы ни попал: следует за ним из одного пенитенциарного учреждения в другое, из одного города в другой… Иногда уголовники, имеющие обидные и позорные клички, стремятся от них избавиться, но мало кому это удается.
Масти на зоне. Зоновские понятия. Тюремные законы
- По многочисленным свидетельствам, среди советских школьников «козёл» характеризовал скорее умственные, а не моральные качества. Т. е. это было то же, что «дурак», но более грубо.
- Кто-то наверняка ещё помнит обличительную песню Б. Гребенщикова «Козлы» (см. второй эпиграф), свидетельствующую о большой популярности термина. Но там идёт упор в первую очередь именно на моральную ущербность.
- Чуть ли не в каждом советском фильме можно было услышать, как кто-то ругает кого-то козлом; нередко — женщина мужчину, который её обидел/предал.
- В романе Стругацких «Улитка на склоне» (1965) Славные Подруги, представительницы тоталитарного матриархата, издевательски обзывают мужчин «козликами» — за их, дескать, ничтожество, примитивность и похотливость.
- Александр Новиков, «Ножик»:
Обычно в эту касту попадают психологически слабые, неспособные постоять за себя и склонные к подчинению заключенные. «Черти», они же «чушки», «шныри» или «кони» выполняют в тюрьме работу, которую не принято делать нормальному арестанту. К примеру, постирать одежду или подмести пол. «Черти» не могут спорить, они должны делать все, что им говорят и слушать более авторитетных заключенных «за боюсь».
На обычных зонах «черти» живут с «мужиками» – непрофессиональными сидельцами, совершившими преступление в результате трагического стечения обстоятельств, и дожидающихся окончания срока для возвращения к нормальной жизни. «Мужики» держатся ровно, представляя собой тюремный середняк. Можно сказать, что «черти» – это низший типа «мужиков».
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
Главным на зоне считается вор в законе — к пребыванию за решеткой он готов и воспринимает это как закономерный этап жизни. При этом в тюрьме могут присутствовать несколько представителей данной касты. Однако положенец (главарь) всегда один — он определяет или снимает смотрящих, помогает решить проблемы, конфликты. Обычно имеет отдельные комфортные апартаменты, снабжается продуктами, связью и так далее.
В условиях рыночных отношений статус можно купить за деньги, но такие «неидейные» представители называются «апельсинами».
За порядком в камере или части тюрьмы, соблюдением понятий следит смотрящий (пахан), который назначается вором, их сходкой или блатными. Часто он является кандидатом на «коронацию».
Далее в иерархии следуют блатные — профессиональные уголовники, не первый раз отбывающие наказание. Отрицалам (не принимающим тюремный режим) условия существования определяет смотрящий, ограничивая их беспредел.
Приблатненные являются шестерками предыдущих, хоть на зоне их так называть нельзя. Выполняют функцию связи, охраняют блатных и исполняют серьезные поручения.
«Средний класс» иерархии принадлежит многочисленной группе мужиков. При этом человек, поднявшийся с малолетки, может иметь преимущества — не работать, проигрывать в карты вещи «козлов» и «чертей» и так далее. Обычному мужику-«первоходке» это недоступно. К касте относятся уважительно, принадлежащие к ней работают, соблюдают тюремные понятия, часть нажитого передают в общак.
«Козлы» (активисты, повязочники и так далее) сотрудничают с лагерной администрацией за определенные послабления или поощрения. Особенно стараются «верблюды» за УДО (условно-досрочное освобождение). Сюда часто попадают простые граждане, готовые на любые подлости, чтобы выйти на волю. Они обычно осуждены по бытовым причинам (взяточники, скинхэды, любители драться, мелкие жулики, алкоголики и так далее). В категорию «козлов» относятся и шерстяные, действующие по спецпоручениям.
«Черти» и «петухи» составляют низшие касты, выполняющие грязную работу на зоне: мытье полов, сортиров. «Шныри» стирают робу и другую одежду заключенных, опущенцам это не положено.
Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?
«Блатные» — это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.
Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» — это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий
Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.
Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.
Такая масть, как «петух», — настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».
Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме — чистят сортиры, моют плац.
И, наконец, последний представитель воровской пристяжи — громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Подставу стараются проводить очень тщательно и грамотно, так как самих признаний громоотвода для следствия мало. Следователь может; пришить и липовое дело, записав плюс в свой актив, но тогда оно имеет большие шансы развалиться на суде.
Сами «блатные», как правило, называют себя не «блатными», а «арестантами», «босяками», «путёвыми», «бродягами» и т. д.
Любовь Добржанская – актриса, которая запомнилась отечественным телезрителям благодаря образу заботливой мамы. Однако жизнь знаменитости сложилась совсем по-другому. Любовь так и не испытала счастья материнства. Добржанская четырежды выходила замуж. И столько же раз становилась вдовой. Артистка умерла в 1980 году. Ей было 74.
Слово «петух» и все слова, связанные с этой птицей («гребень», «кукарекать», «петушить» и т. д.) также являются жёстко табуированными, их употребление в адрес заключённого, не являющегося «петухом», является тягчайшим оскорблением, которое может привести к опусканию оскорбившего или даже к убийству.
Люди, которые оказываются в местах лишения свободы, вынуждены жить в суровых условиях и в постоянном присутствии других — во всех странах это порождает жесткую иерархию среди заключенных. А поскольку ГУЛаг был беспрецедентно масштабной и жестокой тюремной системой, то и возникшая в этих сталинских лагерях и тюрьмах иерархия «каст» заключенных была очень суровой.