ЕНВД численность работников ограничения в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕНВД численность работников ограничения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает подачу заявления на ЕНВД одновременно с подачей документов на государственную регистрацию ИП. Это не значит, что применять вмененный налог с момента регистрации нельзя. Надо подать заявление о переходе на ЕНВД в течение 5 рабочих дней с даты регистрации ИП в налоговую инспекцию, которая территориально курирует ваше место деятельности.
Окончательно решив применять единый налог, вам необходимо заполнить заявление по форме ЕНВД-2 и подать его в налоговую в интересующем вас муниципальном образовании. Заполнить заявление можно автоматически либо вручную, предварительно распечатав бланк. Налоговая служба согласует вам ЕНВД через 5 рабочих дней.
В заявлении на ЕНВД необходимо указать:
- ФИО ИП
- ОГРНИП
- дату начала деятельности по ЕНВД (не путать с датой регистрации)
- код деятельности в соответствии с ОКВЭД
- место осуществления данной деятельности (адрес)
Как считать налоги в «переходный» период?
На этот вопрос казалось бы в п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ есть прямой ответ: при утрате в соответствии с данной нормой права на применение ЕНВД и переходе на общий режим налогообложения суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Есть еще, конечно, норма п. 9 ст. 346.26 НК РФ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату ЕНВД, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС. Однако, учитывая, что п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ для утративших право на ЕНВД налогоплательщиков предусматривает исчисление налогов в соответствии с общим режимом налогообложения как для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), т.е. как бы «с чистого листа», правило п. 9 ст. 346.26 НК РФ в данном случае, судя по всему, неприменимо (поскольку оно учитывает более ранний («прошлый») НДС – предъявленный до перехода на общий режим налогообложения).
Отмена ЕНВД: как это будет
Вмененный налог был введен как временная мера поддержки малого бизнеса. Первоначально его планировали отменить еще с начала 2018 года, но из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране было решено продолжить его действие.
Однако теперь отмена «вмененки» — вопрос решенный, и Правительство не собирается к нему возвращаться. Таким образом, с 1 января 2021 года ЕНВД станет частью истории.
Но некоторые налогоплательщики из сферы торговли потеряют право применять ЕНВД уже в 2020 году. Речь о тех, кто продает отдельные группы товаров, подлежащих маркировке. Это касается обуви, меховой одежды и аксессуаров, а также лекарственных препаратов.
По завершении налогового периода необходимо произвести расчет единого налога по формуле:
ЕНВД = (налоговая база * ставка налога) – страховые взносы
Ставка единого налога определена на уровне 15%. Однако она может быть снижена по решению местных властей.
Налоговый период для уплаты ЕНВД определен как квартал. Не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, налогоплательщики начисляют и перечисляют в бюджет единый налог. Платить его следует в ИФНС по месту постановки на учет.
У плательщиков есть право сократить сумму налога к уплате на сумму страховых взносов, выплаченных за работников, непосредственно работающих в той сфере деятельности, по которой начисляется единый налог. Принцип такой:
- Организации и ИП с наемными работниками могут уменьшить единый налог на сумму уплаченных в отчетном периоде страховых взносов, но максимум на 50% от суммы ЕНВД, причитающейся к уплате.
- ИП, которые работают самостоятельно и не производят отчисления взносов за физических лиц, могут уменьшить сумму единого налога на общую сумму уплаченных взносов «за себя», без ограничения 50%. Но исчисленная таким способом сумма налога к уплате не должна быть меньше нуля.
Критерий численности при ЕНВД
На уплату ЕНВД не вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
Если по итогам налогового периода средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им были допущены другие требования к правомерности применения системы ЕНВД, он считается утратившим такое право и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом налоги по ОСН исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью в рамках ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны в общеустановленном порядке вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Значит, определяя или подтверждая право на применение ЕНВД, следует учитывать среднюю численность по всем видам предпринимательской деятельности, независимо от применяемых по ним режимов налогообложения.
Что думают финансисты
Надо отметить, что представители Минфина России в течение нескольких лет меняли свою позицию. Письма ведомства по данному вопросу можно условно разделить на две группы:
- письма, в которых Минфин России указал на правомерность применения метода расчета количества работников, предполагающего распределение среднесписочной численности АУП пропорционально среднесписочной численности работников, исчисленной за месяц, по каждому осуществляемому виду деятельности (письма Минфина России от 25.10.2011 № 03-11-11/265, от 06.10.2009 № 03-11-09/335). Кроме того, в письмах ФНС России от 25.06.2009 № ШС 22 3/507@ и от 08.05.2009 № 3-2-16/49@ отдельно указано, что фактическая величина количества работников должна определяться налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персоналов, только при невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности);
- письма, в которых представители Минфина России высказали прямо противоположное мнение, потребовав учитывать при расчете количества работников весь административно-управленческий персонал без распределения по видам деятельности (письма от 16.08.2012 № 03-11-06/3/61, от 26.07.2012 № 03-11-06/3/55, от 06.09.2011 № 03 11 06/3/98, от 07.10.2010 № 03-11-06/3/139, от 02.02.2010 № 3-2-11/1@, от 06.03.2009 № 03-11-09/88). При этом в качестве обоснования такого подхода представители финансового ведомства сослались на то обстоятельство, что НК РФ не определен порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД.
В противовес позиции Минфина России следует отметить, что хотя в гл. 26.3 НК РФ действительно не прописан метод распределения среднесписочной численности работников АУП и общехозяйственного персонала по видам деятельности, однако метод, предложенный финансовым ведомством, также напрямую не предусмотрен нормами налогового законодательства.
Рассмотрим, какие аргументы могут быть выдвинуты в случае спора с налоговым органом. Как следует из писем Минфина России и судебной практики, в качестве приложения к учетной политике целесообразно утвердить перечень сотрудников с разделением по видам деятельности. Например, в ряде судебных решений отсутствие закрепленного перечня работников, осуществляющих различные виды деятельности, послужило дополнительным аргументом в пользу налогового органа (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2012 по делу № А37 432/2011).
Кроме того, если налогоплательщик при расчете базового показателя распределял численность АУП пропорционально числу работников, непосредственно занятых соответствующим видом деятельности, в ходе судебного разбирательства не лишним будет сослаться на выполнение соответствующих рекомендаций Министерства финансов, предназначенных для неопределенного круга лиц (см. письма Минфина России от 25.10.2011 № 03-11-11/265, от 06.10.2009 № 03-11-09/335). Данное обстоятельство с учетом норм подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ и п. 8 ст. 75 НК РФ освобождает от вины в совершении налогового правонарушения и даже в самом неблагоприятном случае позволит избежать доначисления пени и штрафа налоговым органом.
* * *
В заключение хочется напомнить, что с 01.01.2013 вступила в силу норма, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие определенные виды деятельности, переходят на уплату ЕНВД в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.28 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 94 ФЗ). Нередко считается, что компании, находящиеся на спецрежиме, существенно экономят на налогах по сравнению с теми, кто применяет общий режим налогообложения. Однако при этом не следует упускать из виду наличие в гл. 26.3 НК РФ норм, допускающих двойственное толкование. Поэтому, оценивая все достоинства и недостатки данного спецрежима, следует уделить особое внимание спорным вопросам, не урегулированным на законодательном уровне. Данная мера поможет компаниям заранее оценить риски и подготовиться к обоснованию выбранной позиции.
Какие критерии необходимо соблюдать плательщику ЕНВД
Единый налог является одним их самых популярных в сфере малого бизнеса, поскольку освобождает организацию или предпринимателя от необходимости вести налоговый учет. С целью предотвращения злоупотреблений со стороны налогоплательщиков законодательно установлены некоторые условия ЕНВД-режима.
Критерии ЕНВД несколько различаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Представим их в виде перечня.
Условия применения ЕНВД в зависимости от юридического статуса плательщика
Плательщик — юридическое лицо обязан соблюдать следующие условия:
- Совокупная средняя численность сотрудников организации за прошедший календарный год не должна превышать 100 человек.
- Доля других организаций в уставном фонде не более 25%.
- Вид деятельности плательщика должен присутствовать в законодательном акте муниципального образования, а на его территории разрешен режим ЕНВД.
- Не должен входить в число крупнейших налогоплательщиков.
- Не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций.
- Не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления.
- Не может оказывать деятельность по предоставлению услуг общественного питания и одновременно являться учреждением в сфере социального обеспечения, здравоохранения или образования.
Плательщик — индивидуальный предприниматель обязан соблюдать следующие условия:
- Совокупная численность наемных сотрудников не должна превышать 100 человек.
- Вид деятельности плательщика должен присутствовать в законодательном акте муниципального образования, а на его территории разрешен режим ЕНВД.
- Не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций.
- Не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления.
Новые требования к ООО, применяющим ЕНВД
В 2024 году вступят в силу новые требования к обществам с ограниченной ответственностью (ООО), которые применяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Эти изменения направлены на повышение эффективности налоговой системы и упрощение процедур для предпринимателей.
Одним из главных изменений будет введение обязательного налогового учета для ООО, применяющих ЕНВД. Теперь предприятия должны будут вести исчерпывающую налоговую документацию, включающую в себя все операции, связанные с уплатой ЕНВД. Это позволит контролировать правильность расчетов и избежать возможных нарушений.
Кроме того, новые правила также предусматривают обязательное направление отчетности в электронном виде. Для этого будет создана специальная платформа, на которой предприниматели смогут предоставить все необходимые данные о своей деятельности. Это позволит автоматизировать процесс обработки информации и сократит время на выполнение административных процедур.
Важно отметить, что внедрение новых требований несет как позитивные, так и негативные последствия для ООО, применяющих ЕНВД. С одной стороны, повышение прозрачности и контроля может снизить риск налоговых проверок и минимизировать возможные штрафы. С другой стороны, увеличение административной нагрузки может стать дополнительным бременем для предпринимателей, особенно для малых и средних предприятий.
Чтобы успешно адаптироваться к новым требованиям, ООО, применяющим ЕНВД, должны заранее подготовиться и ознакомиться с новыми правилами. Также рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут разобраться во всех деталях и проследить, чтобы предприятие соответствовало всем требованиям закона.
Кто вправе применять ЕНВД?
Список видов деятельности, по которым возможно применение ЕНВД, утверждается в каждом регионе отдельно. В ряде областей России данный режим налогообложения и вовсе не предусмотрен местными правовыми актами.
Основными направлениями деятельности предпринимателей-плательщиков ЕНВД могут быть:
- Бытовые услуги населению – сапожные мастерские, парикмахерские, ветеринарные клиники. Полный перечень включает множество разновидностей сервиса, в том числе и мобильного (передвижного).
- Розничная торговля в помещениях и вне их. Также возможна разносная и развозная реализация, киоски, палатки, лотки, ярмарки.
Особенность налогового режима ЕНВД заключается в том, что он привязан к месту осуществления деятельности. Поэтому ИП должен подавать заявление и дальнейшие отчеты в органы, к которым территориально относится место его работы. Исключения составляют лишь некоторые разновидности бизнеса, когда нет стационарной точки – магазина или салона. Так разносная торговля или мастерская на колесах потребуют постановки на учет по месту жительства и постоянной регистрации предпринимателя.
Срок для перехода на данный режим невелик – всего 5 дней с момента начала нового вида бизнеса. Как только предприниматель решил заняться новым направлением деятельности, то он обязан заполнить заявление и предоставить его в налоговый орган лично или электронно через ТКС. Почтовое отправление не приветствуется, поскольку может привести к нарушениям сроков регистрации и штрафам ИП.
Варианты налоговых режимов для юридических лиц
Организации могут выбрать УСН или ОСН.
УСН «доходы»
|
УСН «доходы минус расходы»
|
ОСН |
|
Ограничения по количеству сотрудников |
Менее 100 работников |
— |
|
Ограничения по доходу |
Доход менее 150 млн руб. в год |
— |
|
Налоговая ставка |
6% (законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 1%) |
15% (законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 5%) |
— Налог на прибыль организаций по ставке 20%, за исключением немногочисленных льготных категорий налогоплательщиков; — НДС по ставке 0%, 10%, 20%; — Налог на имущество организаций по ставке до 2,2%. |
Налоговая база |
Доход |
Доход минус расходы |
Доходы, уменьшенные на величину расходов |
Наличие отчётности |
Декларация |
||
Периодичность сдачи отчётности |
Раз в год |
Первый квартал, полугодие, первые 9 месяцев (календарный год) |
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2024 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2024 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.
Коэффициент К2 в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно закона г. Москвы №45 от 2012 года, такой режим налогообложения как ЕНВД на территории города Москвы не применяется с 2014 года. Кроме того, данный налоговый режим не действует и в Московской области. Будет ли возобновлен ЕНВД в Москве и области – это маловероятно, потому что данный режим налогообложения планируется полностью отменить уже с 1 января 2024 года.
Найдем значение коэффициента К2 на примере Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге значение данного коэффициента установлено законом 299-35 «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Посмотрев закон, можно будет узнать, какое значение коэффициента К2 установлено на 2024 год. Согласно данного документа, К2 применяется исходя из того, в какой именно зоне муниципального образования ведется предпринимательская деятельности. Всего предусматривается две таких зоны:
Вид деятельности | Коэффициент К2 в г. Санкт-Петербург | |
1 зона | 2 зона | |
Оказание ветуслуг в лечебницах | 0,6 | 0,6 |
Автослуги по перевозке пассажиров | 0,25 | 0,25 |
Автослуги по перевозке грузов | 1 | 1,1 |
Развозная/разносная розничная торговля | 1 | 0,8 |
Услуги общепита (без залов для обслуживания) | 1 | 0,8 |
Расчет налогов для ИП
Применение системы ЕНВД для ИП регулируется теми же правилами, что и в случае ООО, и рассчитывается по той же формуле:
где ЕНВД = Базовая доходность x Физический показатель x К1 x К2 x 15%.
От выплаты других налогов (на имущество, на прибыль, НДС) индивидуальный предприниматель освобождается.
Следует отметить также наличие некоторых способов, которые еще больше уменьшают налоговую нагрузку, а значит, увеличивают выручку:
- Уменьшение числа сотрудников. Например, если у ИП нет наемного персонала, то можно дополнительно вычесть взносы, которые были уплачены во внебюджетные фонды.
- Можно изменить населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятия, для уменьшения К2.
- Уменьшение торговой площади.
ЕНВД для ООО в 2024 году: изменения и новые требования
Одним из наиболее существенных изменений является снижение максимальной годовой выручки ООО, которое может вести учет в системе ЕНВД. Если ранее годовой доход не должен превышать 120 миллионов рублей для применения ЕНВД, то с 2024 года это ограничение снижается до 60 миллионов рублей. Таким образом, компании со значительно большей выручкой будут вынуждены перейти на другую систему налогообложения.
Кроме того, в 2024 году вводятся новые требования к участникам ООО, которые планируют применять систему ЕНВД. Теперь для применения данной системы налогообложения участники ООО должны быть физическими лицами, а не юридическими. Это означает, что юридические лица не смогут быть учредителями или владельцами ООО, применяющих ЕНВД. Такая мера принимается для более активного контроля со стороны налоговых органов и предотвращения злоупотреблений в системе ЕНВД.
В целом, изменения и новые требования в системе ЕНВД для ООО в 2024 году ставят более жесткие ограничения на применение данной системы налогообложения. Однако, эти меры направлены на улучшение налогового контроля и предотвращение злоупотреблений в сфере упрощенной системы налогообложения, что в конечном итоге может быть полезно для бизнеса в целом.