Надзорное производство в уголовном процессе

18.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство в уголовном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Прокурорский надзор – это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленных Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение – соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений. Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.

Тем не менее, прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие признаки:

1. Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих принимать меры к устранению нарушений законности.

3. Акты прокурорского реагирования – постановления, протесты, представления, предостережения о недопустимости нарушений закона, требования о проведении контрольных и надзорных мероприятий, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Таким образом, отрасли прокурорского надзора – это регламентированные федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и актами прокурорского реагирования на нарушения законности.

Представительство и защита Генеральной прокуратурой РФ интересов России в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах)

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения зарубежный аппарат для обеспечения представительства и защиты интересов РФ в межгосударственных органах, иностранных и международных и межгосударственных судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Основной формой реализации функции Генеральной прокуратуры РФ по представительству и защите интересов РФ в международных отношениях является обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о возможности исполнения решений межгосударственных органов, иностранных и международных (межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов (арбитражей).

Такое обращение возможно на основании заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых входит принятие мер по исполнению решений межгосударственных органов, либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения указанных решений вследствие того, что в части, обязывающей РФ к принятию мер по их исполнению, указанные решения основаны на положениях международного договора в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции РФ, или противоречат основам публичного правопорядка РФ.

Генеральная прокуратура РФ обеспечивает представительство и защиту интересов России в Европейском Суде по правам человека, Суде Евразийского экономического союза и Экономическом суде Содружества Независимых Государств.

История развития органов прокуратуры в России

Временем возникновения института прокурорского надзора в России является период государственных реформ, проводимых Петром I. Первоначально им был создан институт фискалов. Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и самого института фискалов была заимствована в Швеции. В результате дальнейших поисков.

12 января 1722 г. Петр своим указом учредил должность генерал-прокурора. Таким образом, в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым императором генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым». На прокуратуру была возложена обязанность надзора за соблюдением законов государственными органами. В случае установления нарушений прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах.

При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий.

В последующем, в период правления Анны Иоанновны, произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти.

Дальнейшее становление института прокуратуры активно происходило в период правления Екатерины II. В 1775 г. в каждой губернии был создан штат чиновников, осуществляющих прокурорский надзор (губернский прокурор с двумя помощниками – стряпчими по уголовным и казенным делам).

При губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих, в уезде – подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий.

В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли общий надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями – «присутственными местами», как судебными, так и административными. Под контролем прокуроров находилась полиция. Прокуроры при обнаружении нарушений законности сначала устно предлагали устранить их, а в случае неподчинения – приносили письменный протест в орган или учреждение, нарушившие закон. Действие опротестованного акта при этом приостанавливалось.

В связи с созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции стал одновременно выполнять функции генерал-прокурора, а губернские прокуратуры фактически были отнесены к органам юстиции.

Судебная реформа 1864 г. кардинально изменила институт прокуратуры, ознаменовав собой переход к общепризнанным европейским и мировым стандартам в области судоустройства и судопроизводства. Пореформенная прокуратура оставила за собой лишь функцию поддержания государственного обвинения в суде. Прокуроры состояли при окружных судах и судебных палатах. Судебные следователи, осуществляющие досудебное производство по уголовным делам в форме предварительного следствия, прокурорам непосредственно не подчинялись. «Прокуроры и их товарищи, – гласила статья 278 Устава уголовного судопроизводства, – предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий». Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, контролировать взятие под стражу обвиняемого, требовать дополнительного расследования. Законные требования прокурора подлежали исполнению, но при этом могли быть обжалованы в суд. Полиция была поднадзорна прокурорам и «по производству дознания о преступных деяниях» должностные лица полиции состояли «в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей». По окончании предварительного следствия прокурор сам составлял обвинительный акт, которым предавал обвиняемого суду. Обвинительный акт прокурора направлялся в суд, где прокурор, участвуя в судебном заседании, поддерживал государственное обвинение. Прокурор имел право опротестования приговоров суда в апелляционном и кассационном порядке. Каких-либо полномочий, содержащих элементы общего надзора за законностью, прокуратура не выполняла.

Все достижения судебно-правовой реформы были перечеркнуты в октябре 1917 г. 20 декабря 1917 г. Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена, и ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, также избираемых местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия).

В 1922 г. по инициативе Народного комиссариата юстиции РСФСР прокуратура была восстановлена. Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали надзирать за законностью актов (действий и решений) государственных и местных органов власти, их должностных лиц. При этом прокуратура находилась первоначально в составе Наркомюста РСФСР, а затем – при Верховном Суде СССР.

После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик органы прокуратуры строились на основе подчинения исключительно соответствующему прокурору республики и действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен и подведомственен верховным органам своей республики.

Тем не менее, постепенно начался процесс формирования жестко централизованного аппарата прокуратуры. Прокуратура при Верховном Суде СССР постепенно подчиняла себе республиканские органы прокуратуры, подведомственные тогда местным органам юстиции. В 1928 г. в ведение прокуратуры перешел следственный аппарат, который ранее входил в состав судов.

10 июня 1933 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении прокуратуры Союза ССР», согласно которому прокуратура становилась самостоятельным органом, имеющим весьма обширные полномочия. Одновременно с этим произошла ликвидация Прокуратуры при Верховном Суде СССР. В принятом 17 декабря 1933 г. Положении о прокуратуре СССР определялись функции прокуратуры, в т.ч. отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью деятельности органов внутренних дел, за предварительным расследованием уголовных дел, за правильным и единообразным применением законов судебными органами, за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1959 г. были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено Положение о военной прокуратуре.

Закон СССР «О Прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г., действовавший вплоть до распада Советского Союза, устанавливал, что прокуроры надзирают за законностью не только судебных актов, но и процессуальной деятельности, предшествующей их вынесению. По существу, прокурор в судебном разбирательстве надзирал за ведущим процесс судом.

В 1990 г. прокурорский надзор был распространен уже на Советы народных депутатов, политические партии и массовые движения. Общий надзор прокуратуры был объявлен «высшим надзором».

Поводы для возбуждения уголовного производства

Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2022 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.

Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 УПК).

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 УПК, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 УПК):

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Пересмотр обвинительного приговора ввиду вновь открывшихся обстоятельств в пользу осужденного никакими сроками не ограничен.

Смерть осужденного не является препятствием к возобновлению производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств в целях его реабилитации.

Пересмотр оправдательного приговора, определения, постановления о прекращении дела, а также пересмотр обвинительного приговора по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее года со дня открытия новых обстоятельств.

Днем открытия новых обстоятельств считается:

1) день вступления в законную силу приговора, определения, постановления в отношении лица, виновного в даче ложных показаний, представлении ложных доказательств, неправильном переводе или преступных действиях, совершенных в ходе расследования или рассмотрения уголовного дела;

2) день вступления в силу решения Конституционного Суда РФ о несоответствии нормы закона, примененной в данном деле, Конституции;

3) день вступления в силу решения Европейского Суда по правам человека о наличии нарушения положений Конвенции по защите прав человека и основных свобод при рассмотрении уголовного дела;

4) день подписания прокурором заключения о необходимости возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

Поводами к возбуждению производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств могут быть сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе расследования и рассмотрения других уголовных дел.

Если в поступившем сообщении имеется ссылка на наличие указанных новых или вновь открывшихся обстоятельств, прокурор своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу, а также постановления Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека.

Если в сообщении указывается на какие-либо иные вновь открывшиеся обстоятельства, прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

При расследовании новых и вновь открывшихся обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, предусмотренном УПК.

По окончании проверки или расследования и при наличии основания для возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет дело со своим заключением, а также копией приговора или решения Конституционного Суда РФ либо Европейского Суда по правам человека и материалами проверки или расследования в соответствующий суд.

При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство.

Суды, возобновляющие дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств:

1) в отношении приговора и постановления мирового судьи – районный суд;

2) в отношении приговора, определения, постановления районного суда – верховный суд республики, краевой, областной и приравненный к ним суд;

3) в отношении приговора и определения, постановления верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда – Верховный Суд РФ;

4) в отношении приговора, определения, постановления, вынесенного в ходе производства в суде первой инстанции Судебной коллегией по уголовным делам или Военной коллегией Верховного Суда РФ, – Кассационная коллегия Верховного Суда РФ;

5) в отношении определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определения, вынесенного в ходе производства в суде второй инстанции или в порядке надзора, – Судебная коллегия по уголовным делам или Военная коллегия Верховного Суда РФ;

6) в отношении приговора, определения, постановления гарнизонного военного суда – окружной (флотский) военный суд;

7) в отношении приговора, определения, постановления окружного (флотского) военного суда – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Предыдущее рассмотрение уголовного дела в кассационном порядке или в порядке надзора не препятствует его рассмотрению в той же судебной инстанции в порядке возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

Рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, суд выносит одно из следующих решений:

1) об отмене приговора, определения суда или постановления судьи и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства;

2) отмене приговора, определения или постановления суда и прекращении уголовного дела, когда не требуется судебное разбирательство для принятия окончательного решения по уголовному делу;

3) отклонении заключения прокурора.

Судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке.

Надзорное производство

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса.

Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями.

Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

При надзорном производстве действует правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, которое заключается в том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Сущность надзорного производства заключается в том, что уполномоченные на то органы могут проверить приговор на состояние законности и обоснованности, но при наличии оснований для этого.

Основанием для проверки законности и обоснованности судебного решения в надзорном порядке является только надзорное представление и надзорная жалоба, т. е.

, если свое право реализует подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, то ходатайства данных участников именуются надзорными жалобами, ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

  • В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.
  • В порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, постановления, вынесенные судьей при назначении судебного заседания, кассационные определения, постановления, вынесенные в стадии исполнения приговора, постановления нижестоящих надзорных инстанций.
  • Данная стадия включает следующие этапы:
  • 1) рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта;
  • 2) истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;
  • 3) принесение протеста;
  • 4) рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
  • 5) принятие решетя.

Надзорное производство сходно с кассационным. У данных стадий судебного производства общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров.

У кассационного производства предметом проверки является судебное решение, не вступившее в законную силу, а у надзорного предмет проверки — судебное решение, вступившее в законную силу.

В кассационной инстанции соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в надзорной судебное решение может быть пересмотрено неоднократно.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

Читайте также:  Как развестись, если муж сидит в тюрьме?

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлен��й, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон прокурора относит к участникам со стороны обвинения.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, с применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают конституционные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

Прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование и обязан обеспечить надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.

В литературе подчеркивается особая роль прокурора в ходе досудебного производства.

Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:

  • обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
  • немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
  • защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
  • обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
  • принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • осуществление надзора за законностью применения мер процессуального принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

ВВЕДЕНИЕ … 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.1 Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.2 Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 14 1.3 Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 30 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 35 2.1 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях … 35 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 50 Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.1 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.2 Перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 77

Актуальность темы исследования. Важнейшим компонентом правового государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Именно правовое государство берет на себя обязанность защищать законные права и свободы граждан, включая как защиту от преступных посягательств, так и от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, это предполагает высокий авторитет суда, а значит государство должно обеспечить доступ к правосудию и соответствующее законное и в разумный срок проведенное раскрытие и расследование преступлений, а также наказание виновного лица.

В этой связи важно, чтобы права и свободы граждан на стадии предварительного расследования не нарушались.

С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, установление судебного контроля за законностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер. В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, нока не обеспечили многих целей реформы, в частности обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений. Судебный механизм, по мнению Уполномоченного по правам человека, по-прежнему работает медленно и неэффективно.

О��уществляя собственное государственно правовое предназначение (надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и выполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации), органы предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовного процесса России выполняют от государственного имени надзор за выполнением положений законодательства системой органов предварительного расследования. Однако, несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурорским работником исполнения законодательных актов системой органов дознания и органов предварительного следствия, в 2007 году органы прокуратуры были лишены наиболее эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также огромной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

Сформировавшаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства, разбалансированность прокурорских полномочий надзора в законодательстве и появляющиеся в практической деятельности некоторые проблемы правоприменения нуждаются в комплексном изучении процессуальной деятельности органов прокуратуры в стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, что также обуславливает актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы настоящего исследования. В юридических литературных источниках проблемы судебного контроля и прокурорского надзора на стадии досудебного производства выступали в качестве предмета детального исследования многих ученых.

В царский период истории России время месту судебных органов и органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве были посвящены труды Н.А. Буцковского, А.А. Квачевского, Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, И.Я. Фойницкого и иных ученых. В советское время разнообразные вопросы, которые связаны с непосредственным участием суда и прокурорского работника на стадии досудебного производства по уголовным делам, нашли свое отражение в работах А.Н. Балашова, В.И. Баскова, Н.В. Жогина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Х.С. Таджиева, М.А. Чельцова, П.С. Элькинд и иных авторов.

После внесения в нормы УПК РФ изменений 2007 года, которые лишили органов прокуратуры огромного объема полномочий, проблемам детального исследования уголовно- процессуальной деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства были посвящены кандидатские диссертации Э.Р. Исламовой (2009 г.), А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), внесшие собственный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, которые носят многоаспектный и целостный характер, возникают по поводу выполнения судами и органами прокуратуры собственных полномочий на стадии досудебного производства.

Предметом настоящего исследования являются теория и практика органов прокуратуры на стадии досудебного производства, а также вопросы прокурорского надзор на этой стадии.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, проанализировав национальный и зарубежный опыт прокурорского надзора, определить оптимальное соотношение этого вида деятельности на стадии предварительного расследования для устранения препятствий для доступа граждан к правосудию и законного и справедливого разрешения уголовных дел.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Багмет, А.М. Выступление на Международной научно-практической конференции «150 лет Уставу уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации». М. 2014. – 623 с.
  4. Буглаева, Е.А., Виницкий, Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 532 с.
  5. Буланова, Н.В., Ережипалиев Д.И., Яловой О.А. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистические аспекты: пособие. М., 2013. – 579 с.
  6. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. – Томск: изд-во НТЛ, 2013. – 742 с.
  7. Гаврилов, Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в. досудебном производстве. – М.: Академия Управления МВД России, 2012. – 484 с.
  8. Абдул-Кадыров, Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2014. № 1. С.43.
  9. Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66.
  10. Амирбеков, К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 2 (40). С. 42-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

0. марта 2013 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

3. декабря 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

4.О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

5.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 (в ред. 28.12.2007)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

8.О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2000 № 115].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

9.Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: утверждено постановлением ВЦИК от

2. мая 1922 года. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Литература

10.Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Н. Агеев. – М., 2009. – 25 с.

11.Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты / К. Амирбеков. – Махачкала: Новый день, 2004. — 168 с.

12.Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого / Г. Анисимов // Право и жизнь. – 2009. — № 11.

13.Артемьев Р. А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Р. А. Артемьев // Закон и право. — 2008. — № 8.

14.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович. — М.: Феникс, 2009. — 403 с.

15.Бойков А. Д. Третья власть в России / А. Д. Бойков. – М., 1997. – 256 с.

16.Божьев В. П. Уголовный процесс: учебное пособие / В. П. Божьев. – М., 2009. – 704 с.

17.Булатов Б. Б., Баранов А. М. Уголовный процесс: учебник для вузов / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов. – М., 2008. – 678 с.

18.Васильев К. Г. Средства прокурорского реагирования / К. Г. Васильев // Юрист. — 2008. — № 2.

19.Винокуров А. Ю. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия / А. Ю. Винокуров // Адвокат. – 2008. — № 4.

20.Глебова В. Г., Зайцева Е. А. Уголовный процесс / В. Г. Глебова, Е. А. Зайцева. – М., 2008. – 384 с.

21.Голубев Л. Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием [Текст]

/ Л. Д. Голубев // Закон. — 2008. — № 5.

22.Громов Е. Н. Прокурорский надзор / Е. Н. Громов. — М.: Юрайт, 2011. — 301 с.

23.Ефимичев П. С., Ефимичев С. П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев, С. П. Ефимичев. – М.: Юстицинформ, 2009. – 205 с.

24.Жаров С. Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета / С. Ю. Жаров // Закон и право. — 2009. — № 2.

25.Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2009. — № 2.

26.Конев Д. С. Проблемы прокурорского надзора / Д. С. Конев // Закон и право. — 2008. — № 3.

27.Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В. Ф. Крюков // Журнал российского права. – 2007. — № 10.

28.Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от

1. января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс].

  • Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

29.Леонидов М. А. Прокурорский надзор / М. А. Леонидов. — Самара: Изд-во Самарский университет, 2010. — 269 с.

30.Лисов В. В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / В. В. Лисов // Закон и право. — 2008. — № 2.

31.Настольная книга прокурора / Коллектив авторов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2012. – 840 с.

32.Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М.: Издательство НОРМА, 2005. — 273 с.

1. Буланова, Н.В. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / Н.В. Буланова, А.А. Малов. – М.: Генпрокуратура РФ, 2010.

2. Буланова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. – М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

Читайте также:  Путин рассказал о мерах жилищной поддержки семей до конца 2023 года

3. Жук, О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ: монография / О.Д. Жук. – М.: Альфа-М, 2010.

4. Ис��енко, В.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам об убийствах / В.Н. Исаенко. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5. Козусев, А.Ф. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: лекция / А.Ф. Козусев. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

6. Лавдаренко, Л.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие / Л.И. Лавдаренко. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.

7. Малов, А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование которых осуществляется в частном порядке: методич. рекомендации / А.А. Малов [и др.]. – М.: Генпрокуратура РФ, 2009.

8. Обеспечение законности при возмещении реабилитированным гражданам вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности: научно-методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

9. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: учебник / под общ. ред. А.Ф. Смирнова. – М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006.

10. Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности и поддержание государственного обвинения в судах: методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

11. Шадрин, В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. – СПб.: ИПК, 2005.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Прокурорский надзор за производством предварительного следствия

 Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38]. Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления. Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно ущемляет права граждан, интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о низкой профессиональной компетентности работников правоохранительных органов [5, с. 180]. Поэтому от того, насколько своевременно принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько качественно, оперативно и законно проведена проверка поступившего повода, насколько обоснованно принятое решение по результатам этой проверки, зависит успех дальнейшего расследования, обеспечение прав и законных интересов граждан, а значит, и достижение назначения уголовного судопроизводства в целом.

Актуальность данной темы состоит в том что имеющиеся полномочия прокурора нельзя признать достаточными для осуществления эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела, возможности прокурора по обеспечению соблюдения прав граждан по-прежнему ограничены.

Отдельные авторы считают, что отсутствие у прокурора права самостоятельно принимать решения по сообщению о преступлении ориентирует его на активизацию надзорной деятельности. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Представляется, что только комплекс процессуальных полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, при осуществлении прокурорского надзора и уголовного преследования, способен обеспечить законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела.

Лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. Внесенные изменения в УПК РФ не влияют на своевременность реагирования прокурора на выявленные им факты нарушений уголовного законодательства. Следует обратить внимание на несовершенство положений закона, регламентирующих полномочия прокурора по реагированию на незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждения уголовного дела. Целесообразней изложить ч.6 ст. 148 УПК РФ в такой редакции, где «постановление руководителя следственного органа, следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, а также материалы проверки сообщения о преступлении незамедлительно направлялись прокурору. Прокурор, отменяет постановление об отказе в возбуждения уголовного дела и возбуждает уголовное дело, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не позднее 5 суток.»К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законов при возбуждении уголовного дела. Одной из важнейших предпосылок успешного, расследования уголовного дела является своевременное и законное решение вопроса о его возбуждении.

Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях от регистрации влечет утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступления, создает им возможность совершать новые преступления. В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в данном случае производство следствия должна быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» является «…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст.

20 УПК (по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения);3. законности и обоснованности принятого решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения; 1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела. Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК). В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст.

Каковыми являются полномочия суда?

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

  • оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
  • первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
  • постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
  • оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
  • отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Куда и как подавать надзорную жалобу

Прежде всего следует понять, куда подается надзорная жалоба по уголовному делу. Согласно действующему законодательству, жалоба должна быть напрямую подана в Верховный суд РФ. Сделать это можно лично, или отправив заказное письмо по почте. С 1 января 2017 года появилась возможность обратиться в надзорную инстанцию, направив жалобу в электронном виде.

Нужно учитывать, что президиум ВС РФ может рассмотреть в порядке надзора судебные решения, перечисленные в третьем пункте статьи 412.1 УПК.

Что такое надзорная жалоба по уголовному делу? По сути – это обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть уголовное дело и принятое по нему решение с целью устранить допущенные судом нижестоящей инстанции ошибки. Главной целью пересмотра оспариваемого приговора является выяснение степени его законности и соответствия его требованиям действующего на территории РФ законодательства.

Ходатайства, заявленные путем составления жалобы, могут быть удовлетворены полностью или частично. В результате этого вступившие в силу постановления, определения и приговоры, могут быть аннулированы или изменены. Подобное возможно, если президиумом ВС будут обнаружены отступления от положений, действующих УК и УПК РФ.

Чаще всего подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ по уголовным делам мотивирована тем, что нижестоящие судебные инстанции принимают во внимание при вынесении решения доказательства, полученные незаконным путем, и, таким образом, являющиеся недопустимыми.

Организация делопроизводства в органах прокуратуры

Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительные, информационно-справочные документы; на процессуальные, финансовые и другие документы — только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для сдачи в архив.

Приказом Генерального прокурора введена в действие Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450).

Делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее учреждение. Порядок работы с секретными документами регламентируется Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации. Руководитель службы делопроизводства вышестоящей прокуратуры осуществляет методическое руководство и контроль за состоянием делопроизводства в структурных подразделениях и подчиненных прокуратурах.

Сроки хранения надзорных производств по уголовным делам в прокуратуре

Приговоры суда, вступившие в законную силу, являются общеобязательными к исполнению на всей территории государства.

Осуществляя надзорное производство, прокурор проверяет обоснованность и законность находящихся на исполнении или уже исполненных судебных решений. Это требует особой тщательности от производящего надзор прокурора.

Порядок истребования дела, принятия решения по нему, рассмотрения дела в суде надзорной инстанции строго регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Нарушение любого из этих требований является основанием для внесения протеста надзорным прокурором.1. Соответствие между приговором (и последующими судебными решениями) и имеющимися в деле доказательствами.3.

Соответствие назначенной меры наказания тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Дополнительные функции прокурора

У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
  2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
  3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
  4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.


Похожие записи: