Правила объезда. Объезд препятствия через сплошную линию разметки.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила объезда. Объезд препятствия через сплошную линию разметки.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из самых спорных дорожных ситуаций — объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?
Объезд препятствий с выездом на встречку — незаконное лишение и иногда штраф
Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.
Случай первый — дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.
Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: «Оснований не доверять инспектору нет» — каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.
Сам же инспектор заявляет что
- препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
- после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр — неважно
Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.
С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора – регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час — два — десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.
А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов. Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано. А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия – наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ — подходит, но лишь частично!
Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:
- Вы объехали препятствие справа — ничего не нарушили
- Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно — Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
- Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого — штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)
В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?
Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку («встречка бывает разная»). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.
Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:
- п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
- п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
- п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 – «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
- п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании наруше��ия разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует. Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – большая афера ГИБДД и судей.
Штраф за пересечение двойной сплошной
Движение по встречной полосе – самое серьезное нарушение. Какой штраф за пересечение двойной сплошной предусмотрен? Нарушитель несет административную ответственность, если у него была возможность не совершать такой маневр.
Штраф за двойную сплошную предусмотрен в таких ситуациях:
- нарушитель пересекает разметку, но не движется навстречу идущим автомобилям – штраф от 1000 до 1500 рублей;
- правило нарушается при выезде с парковки или заправки – предупреждение, либо 500 руб.;
- наезд колесом на разделительную полосу – 1500 руб.;
- автомобиль движется по встречной полосе после пересечения разметки для обгона впереди идущего транспорта – 5000 р. или лишение прав на полгода;
- второе подряд пересечение разметки при обгоне – 5000 р., когда фиксирует видеокамера или лишение водительских прав на срок до 1 года;
- штраф за разворот через сплошную – от 1000 до 1500 р.;
- объезд препятствия на своей полосе – от 1000 до 1500 р.;
- движение по встречной полосе – 5000 р.;
- транспорт выезжает на встречную через прерывистую полосу, но возвращается в свой ряд через сплошную – 5000 р.;
- обгон справа или по обочине – 1500 р.;
- поворот налево через сплошную – 5000 р.
Плохое состояние разметки часто помогает оспорить решение сотрудников ГИБДД или судебной инстанции. Для этого понадобится фото или видео доказательства. Нарушитель самостоятельно может указать в протоколе на несоответствие разметки государственным стандартам.
Объезд автобуса по встречке
На этой схеме изображена довольно распространенная ситуация: объезд автобуса, остановившегося на остановке (или вне ее) по полосе встречного движения. Как правило, сотрудниками ГИБДД данная дорожная ситуация квалифицируется по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Однако, такая трактовка норм права со стороны инспектора не является законной. Дело в том, что ст.12.15 КоАП РФ содержит в себе еще и часть 3, которая предусматривает наказание в виде штрафа за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия.
Сотрудники ГИБДД в такой ситуации утверждают, что автобус, остановившийся для посадки или высадки пассажиров на остановке общественного транспорта (или вне ее), не является препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ.
Что же гласит п.1.2 Правил? А гласит он следующее:
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с п.12.4 ПДД РФ, остановка запрещается во многих местах, в частности:
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Как видим, исключение для маршрутных транспортных средств, остановившихся для посадки и высадки пассажиров, сделано лишь в одном из списка запрещенных для остановки мест. В остальных местах остановка запрещена и для автобусов, если это делает невозможным движение других транспортных средств (как правило, это и происходит в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, иначе другие транспортные средства вполне способны проехать, не нарушая Правил).
Является ли автобус — препятствием?
В соответствии с нормами законодательства, остановка транспортного средства или его вынужденная остановка, которые произошли на полосе движение, что мешает прочим автомобилистам совершать по ней движение, является препятствием.
То есть, при остановке такого водителя сотрудниками ГИБДД, он может быть привлечен к ответственности только по части 3 пункта 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При получении иного постановления, водитель вправе обжаловать его в течение 10 дней.
Правил обгона автобуса на остановке через сплошную линию не существует, т.к. во-первых, обгон через сплошную разметку запрещен, во-вторых, на остановке автобус стоит и является препятствием, которое можно объехать, а не обогнать.
Что значит создать помеху движению другим ТС
Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.
Приведем примеры:
- Препятствие обгону.
В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:
- повышения скорости;
- иных действий.
Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.
- Непредоставление преимущества в движении.
Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.
Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.
- Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.
Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.
Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).
Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами ч. 1 ст. 12.13. КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.
Объезд препятствия в нарушение линии разметки (стать 12.16 КоАП РФ часть 1)
Меньший из всех зол, это вариант объезда препятствия в нарушение линии разметки, то есть когда предписано ехать по строго определенной полосе, а водитель использует для объезда другие альтернативы. Скажем это вариант, когда используется островок безопасности. Это также может быть использование полосы для поворота налево.
Во всех этих случаях нет выезда на обочину или на встречную полосу движения, о чем мы поговорим далее, но и такие маневры уже запрещены. В этом случае все ограничится статье 12.16 КоАП РФ, часть 1.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. |
Поверьте нам, это не так уж и много, по сравнению с вариантами описанными далее.
Возможность наказания за объезд в нарушение правил
Нередко бывает так, что возможность объехать препятствие не в ущерб ПДД отсутствует, но закон не имеет исключений и даже при наличии уважительных причин, объясняющих правонарушение, водитель все равно привлекается к ответственности. Однако надежда на избежание наказания все же есть у тех, кто сможет доказать, что причинение вреда охраняемым законом интересам произошло в условиях крайней необходимости. Имеются в виду ситуации, когда необходимо было предпринимать меры по устранению опасности. Не являются административным нарушением ситуации, когда причиненный вред оценивается как менее значительный, чем предотвращенный.
Выводы можно сделать следующие: зная о возможном привлечении к административной ответственности, от обгона автобуса с выездом на сплошную линию лучше воздержаться. Для этого нужно просто немного подождать, пока выйдут/зайдут пассажиры. Не забывайте предусматривать тот факт, что во время совершения вами маневра общественный транспорт может начать движение и столкновение с ним будет неизбежным.
1
1
Правила дорожного движения сполна раскрывают каждую ситуацию на дороге, но случается, что при определении наказания необходимо водителю также внятно объяснить, в чем же его вина.
При совершении объезда автобуса, который на момент совершения маневра находился на остановке, инспектору потребуется рассказать нарушителю:
- Что выезд на встречную полосу запрещен
- Что остановивший автобус на остановке для посадки/высадки пассажиров является препятствием
- Что обгон уже начавшего движение автобуса с остановки через сплошную наказывается гораздо строже.
Когда обычно пересекается такая разметка?
Штраф за выезд на сплошную линию применяется при ее пересечении во время выполнения различных маневров. Наиболее часто такое нарушение фиксируется автоинспекторами при совершении водителями следующих действий:
- Выезд со двора. Такое нарушение является распространенным, так как нередко на выезде с придомовой территории на второстепенную дорогу имеется знак, позволяющий поворачивать только направо. Полосы движения при этом разделяются с помощью сплошной линии. Многие автовладельцы желают сэкономить время, поэтому поворачивают налево. Такое нарушение не предполагает выезд на встречку, поэтому ответственность за пересечение сплошной линии разметки невелика. Не приводит это к лишению водительских прав. Но при этом придется заплатить штраф в размере 500 руб.
- Объезд препятствий. Если в качестве препятствия выступает техника, с помощью которой реализуются дорожные работы, то для создания объезда устанавливаются соответствующие знаки. В этом случае никаким образом автомобилисты не нарушают ПДД. Если же имеется в качестве препятствия сломанная машина или автомобили, попавшие в ДТП, то при движении на встречке могут у автомобилистов возникнуть проблемы с автоинспекторами. Разрешается такой объезд только при условии, что с правой стороны объехать препятствие не получится. Если можно воспользоваться правой стороной, если водитель будет двигаться с пересечением сплошной, то он не только уплачивает штраф за сплошную линию, но и может быть лишен своего удостоверения.
- Поворот налево или разворот. Разметка не всегда позволяет водителям поворачивать налево или осуществлять такой маневр, как разворот. Поэтому если имеется сплошная линия, то следует выбирать другие участки дороги для выполнения этих действий. Если водитель пренебрегает требованиями ПДД, то он уплачивает штраф за сплошную линию в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. За такие действия не предусматривается лишение прав.
- Обгон. Наиболее серьезным считается нарушение, когда машина пересекает непрерывную линию при обгоне другого автомобиля. За сплошную линию какой штраф назначается в этом случае? За такие действия уплачивается штраф в размере 5 тыс. руб., а также водитель может лишиться своего удостоверения. При этом пересечение линии может осуществляться при завершении обгона или изначально при совершении маневра.
За каждое нарушение предусматривается индивидуальное наказание. По ПДД, пересечение сплошной считается действительно серьезным нарушением. Если же пересекается попутная непрерывная линия, то наказание представлено штрафом в размере 500 руб.
Понятие препятствия согласно ПДД
Согласно правилам ПДД (п. 1.2) препятствием называют объект, зафиксированный на автотрассе, и не позволяющий перемещаться по полосе.
Это могут быть:
- поврежденное либо неисправное ТС;
- деформация проезжего полотна (провал, яма, разломы);
- посторонние предметы (упавшее ограждение, рекламный щит, дерево, крупный камень, большая насыпь) и т.д.
Если объект относится к транспортным средствам, необходимо узнать причину вынужденного прекращения движения. Остановленное из-за ДТП или механического повреждения, технического сбоя ТС является препятствием на трассе.
Дополнительно об изменении движения на автотрассе проинформирует знак экстренной остановки или сигнализация.
Не относят к препятствиям на дороге:
- затор на автотрассе;
- автобус, высаживающий пассажиров;
- ТС на стоянке с учетом предписаний ПДД;
- лужа, небольшая насыпь стеклянных осколков, камней, по которым можно продолжить движение.
Причины ДТП на остановках общественного транспорта
Первая причина – погодный фактор. Гололедица на дороге зимой увеличивает тормозной путь и осложняет маневры транспорта. На скользкой дороге иногда можно попасть в занос, который заканчивается поцелуем с автобусом. И это ещё можно назвать удачей, ведь неуправляемая машина может запросто смять остановку вместе с ожидающими на ней пассажирами. То же иногда происходит и в сильный туман, когда невозможно увидеть остановившийся автобус.
Вторая причина – банальный алкоголизм за рулем. У пьяного водителя развивается диплопия – основное противопоказание к вождению. Водитель под кайфом неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. Например, он думает, что всё безопасно и он может объехать, но взамен оказывается прямо на бампере автобуса.
Третья причина разделена на две категории – непредвиденные обстоятельства и цепная реакция. В первом случае авария может случиться не из-за скользкой дороги, а из-за форс-мажора. Например, при обгоне оторвалось колесо или отказали тормоза. А вторая категория предусматривает попадание участником движения в цепочку. Пытаясь уйти от столкновения, водитель часто попадает в стоящий на остановке общественный транспорт.
Только первый и третий случаи можно считать смягчающими обстоятельствами. Но при непредвиденных ситуациях можно получить еще один штраф за ненадлежащий уход за машиной.
Остановка транспортного средства – это намеренное прекращение движения на период до пяти минут. Если говорить о ТС, перевозящих пассажиров, то в понятие остановки может быть отнесено и время, превышающее указанный промежуток, но только если это нужно для посадки и высадки людей.
Стоянка – полное прекращение движения водителем на срок от пяти минут. При стоянке, как правило, глушиться мотор, а водитель может покинуть транспортное средство и отправиться по своим делам.
Препятствие – это дефект на дороге, т.е. ремонтные работы, авария других машин, просто остановившийся поломанный транспорт могут быть препятствием.
Объезд – маневр, направленный на огибание препятствия на дороге. Объезд может быть совершен как в рамках своей полосы движения, так и с выездом на встречную полосу. Необходимо помнить, что заезжание через сплошную полосу между потоками автомобилей, следующих в противоположном направлении, карается штрафами.
Штрафные санкции за обгон автобуса на остановке через сплошную
Решая вопрос с тем, является ли автобус на остановке движущимся ТС или препятствием не нужно забывать, что и в том и другом случае выезд за сплошную линию наказывается штрафом, а в некоторых случаях и лишением прав.
Выезд на полосу встречного движения небезопасен для того кто решается за пересечения и для тех кто следует по своей полосе, не ожидая встречного автомобиля.
Однако в зависимости от трактовки автобуса будет зависеть размер наказания.
Кодексом об административных правонарушения определено, что выезд на встречку с целью обогнуть препятствие наказывается штрафом в размере от одной тысячи рублей до полутора тысяч.
Наказать за обгон автобуса, стоявшего на остановке, через сплошную разметку можно, если автобус включил уже поворотник влево, в момент, когда сзади едущий автомобиль решился на объезд.
В случае, если инспектор ГАИ выявил обгон с выездом на встречную полосу через сплошную, будет применен штраф в размере пяти тысяч рублей. Случается, что упомянутый маневр приводит к возникновению опасной (аварийной) ситуации на дороге, в этой ситуации сотрудник автодорожной службы имеет право в качестве наказания применить не штраф, а изъятие водительского удостоверения у нарушителя на срок до шести месяцев.
Выданное постановление, где прописан факт нарушения, следует обжаловать по установленному порядку вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий судебный орган. Срок обжалования составляет 10 дней.
Первоначально можно подать жалобу внутри Государственной инспекции, сотрудник которой выписал документ, а именно начальнику инспектора. В документе расписывается подробно ситуация незаконного наложения штрафа и прикладываются доказательства.
При невозможности подать жалобу в течение 10 дней по уважительной причине (болезнь, уход за тяжелобольным человеком, обстоятельства непреодолимой силы) возможно восстановление срока обжалования посредством предоставления ходатайства к самой жалобе.
При нежелании обжаловать документ в отделении ГИБДД можно обратиться в районный суд. Жалоба направляется в приемное отделение при посещении или посредством заказного письма.
Все действия по подаче жалобы может выполнить автоюрист. Услуги автоюриста предлагаются в каждом городе.
В результате рассмотрения поданной жалобы возможны такие варианты:
- отклонение и не изменение наложенного наказания;
- прекращение дела и отмена штрафа;
- перенаправить дело на новый уровень рассмотрения;
- направить на рассмотрение по подведомственности.
Обжалование не предполагает оплату пошлины.
Во многих случаях при наличии доказательств (свидетели, запись на диктофон, фотографии, видео) позволяют переквалифицировать нарушение по другой части статьи, предусматривающей вынесение наказания за обгон.