Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ ст 5 (ред. от 21.12.2021)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ ст 5 (ред. от 21.12.2021)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реформирование силовых ведомств — более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто.
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:
1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
5.1. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка
Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.
В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.
(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)
Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».
(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)
В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.
Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.
Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.
Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.
Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.
В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.
Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.
Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.
Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.
Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.
Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
В каких случаях сотрудники полиции имеют право требовать от вас представить документы, удостоверяющие вашу личность в целях их проверки?
Сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие вашу личность только в том случае, если имеются данные дающие основания подозревать вас в совершении преступления или данные дающие основания полагать, что вы находитесь в розыске либо же имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении (то есть если совершили административное правонарушение, предусмотренное определенной статьей КоАП РФ), а также в случаях когда имеются все основания для вашего задержания. Данное положение вытекает из п.2 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции».
То есть мы с вами видим, что для проверки документов установлены определенные основания, которые предусмотрены законом и никаких других оснований помимо указанных нет.
Резюмируем, основаниями для проверки сотрудниками полиции ваших документов являются:
Если у сотрудников полиции имеются основания подозревать вас в совершении преступления, административного правонарушения или же имеются данные дающие основания полагать, что вы находитесь в розыске, то сотрудники полиции должны вас ознакомить с определенными документами и материалами, на основании чего в отношении вас проводится проверка и иные процессуальные действия. Об этом нам говорит ст. 24 Конституции, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Также об этом говорит и ч.7 ст.5 Федерального закона «О полиции», которая гласит, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Сделаю небольшое отступление, поскольку считаю целесообразным отметить приказ МВД от 29 января 2008 года, согласно которому сотрудник подразделения ППСП (патрульно-постовой службы полиции) в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство. В разговоре с гражданами сотрудники патрульно-постовой службы полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием. Это тоже необходимо помнить гражданину!
Но в законе есть одно исключение «В соответствии с пп. «д» п. 3 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 граждане обязаны при введении режима повышенной готовности иметь при себе документ, удостоверяющий личность гражданина, и предъявлять его по требованию уполномоченных должностных лиц». Это необходимо запомнить, чтобы не возникало каких-либо трудностей.
Если у вас не оказалось паспорта, то сотрудники полиции предложат вам проследовать в отделение для установления вашей личности, а если вы еще и совершили административное правонарушение, то данный процесс может затянуться надолго. Советую вам не спорить с сотрудниками полиции проследовать в ближайшее отделение, поскольку неисполнение вами законных требований сотрудника полиции влечет за собой административную ответственность по ст.19.3 КоАП РФ, то есть неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
При этом вы не должны забывать, что у сотрудников должны быть основания для ограничения ваших прав и свобод, которые я указывал выше, помимо этого они должны огласить причину и цель обращения к вам, если данные требования, установленные законом не соблюдаются, то их действия такого рода являются неправомерными.
В данной ситуации необходимо понимать, когда сотрудники нарушают ваши права, а когда поступают в соответствии с законом. Если вы понимаете, что действия сотрудников полиции являются необоснованными, то вы можете воспользоваться видеокамерой встроенной в ваш смартфон для того чтобы зафиксировать неправомерные действия сотрудников полиции на камеру, и в таком случае видео будет доказательством вашей невиновности в спорных ситуациях.
Право на вежливое обращение
Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.
Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) Розыск лиц;
5) Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) Обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) Обеспечение безопасности дорожного движения;
8) Утратил силу;
9) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ.
10) Утратил силу;
11) Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обязанности и права сотрудников полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:
- Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
- Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
- Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
- Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.
Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.
Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:
- На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
- Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
- Выходные, отпуска, отдых.
- Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
- Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
- Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
- Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
- Защиту персональных данных.
- Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
- Судебную защиту.
Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.
Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ ПОЛИЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО (статья 13):
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий , а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельности представителей органов власти;
— в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о совершении преступлений и административных правонарушений, а также в связи с их расследованием беспрепятственно посещать, по предъявлении служебного удостоверения, государственные и муниципальные органы, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных или административных дел;имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7, часть 1).- привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;
Имеет ли прав сотрудник полиции снимать на телефон?
Полицейский уполномочен проводить видеосъёмку собственных действий. Он может это делать на служебный видеорегистратор или на личный телефон. Закон не устанавливает каких-либо ограничений для девайсов, которые используются во время съёмки. Видеозапись является доказательством выполнения им своих обязанностей в соответствии с законом, а также фиксирует нюансы поведения граждан. Например, их отказ пройти медицинское освидетельствование на предмет опьянения.
Что касается съёмки полицейских гражданами, то это также разрешено 24 статьёй Конституции. Главное, чтобы это не мешало сотруднику полиции выполнять свою работу.
Исключением является запрет на съёмку во время проведения оперативно-розыскных и охранных мероприятий, при которых может быть утечка охраняемой законом тайны. Запрещено снимать и во время контртеррористической операции.
Особенности взаимодействия полиции с населением
Закон не только определил для полицейских порядок взаимодействия с гражданами нашей страны, но и обозначил некоторый перечень указаний, согласно которому представители государства, охраняющие правопорядок, должны осуществлять свою основную деятельность. Итак, рассмотрим далее в таблице упомянутые указания.
Рисунок 2. Поскольку каждый сотрудник полиции обладает весьма обширными полномочиями, его деятельность, а также права и многое другое регулируются со стороны закона, действующего на территории нашей страны
Таблица 1. Указания законодателя по деятельности полиции Российской Федерации
Указание | Описание |
---|---|
Обязательное соблюдение прав и свобод россиян | Законодатель повелевает: полицейские и в целом такой орган, как полиция страны, обязаны осуществлять свою деятельность, неукоснительно соблюдая и уважая:
К сожалению, недобросовестные сотрудники службы часто игнорируют данное правило, за что впоследствии несут законные наказания. |
Прекращение ограничения прав и свобод по достижению цели | Разумеется, полиция – структура силовая, и далеко не всегда ее сотрудники могут защитить добросовестных граждан от произвола преступников, при условии, что будут уважать права и свободы этих нарушителей порядка.
Как следствие, в некоторых случаях деятельность полиции автоматически сопрягается с ограничением прав и свобод граждан. То же самое будет происходить в ситуации, когда они выяснят, что поставленная ими цель не может быть достигнута путем ограничения прав и свобод. |
Запрет на жестокое обращение с гражданами страны | Ни один сотрудник полиции, независимо от его статуса и ранга, не может наделяться правами, дающими ему возможность жестоко обращаться с гражданами России путем:
Более того, сотрудник полиции, будучи представителем системы правопорядка государства, ответственен за пресечение действий аналогичного характера. Если не он, а кто-то другой при нем причиняет другому человеку боль, а также иные страдания нравственного или физического характера, он обязуется пресечь их. |
Сохранение частных сведений в тайне | Данные о гражданах, которые были получены полицией в ходе ведения основной деятельности, в частности сведения о частной жизни обозначенных лиц, не могут предоставляться никому, при условии, если лицо, к коему они относятся, не дало на то добровольного согласия. Из этого правила имеются исключения, все они предусматриваются федеральным законодательством. |
Обеспечение ознакомления с документами и материалами | Полицейские обязаны предоставить каждому гражданину, с коим они взаимодействуют по тому или иному вопросу, возможность ознакомиться со всеми документами и материалами, которые могли бы иметь какое-либо отношение к правам и свободам этих граждан, при условии, что иное не обозначено законодательством Федерации. |