Роль эколога на предприятии: пул задач и ответственность

16.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль эколога на предприятии: пул задач и ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.

Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).

В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.

В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?

Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.

При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.

Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).

В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.

Персональная страница torik23 13.07.2010 08:50,

Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий,

Инструкция по обращению с отходами ответственного за охрану окружающей среды в организации

На сегодняшний день существует два нормативных акта, которые указывают на обязанность разработки должностной инструкции для ответственного за охрану окружающей среды:

  • Постановление Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 г. «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления…»;
  • СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Однако на практике возникает необходимость в разработке инструкций по обращению со всеми отходами, образующимися на предприятии с целью:

  1. Обеспечения грамотного и безопасного процесса сбора отходов производства и потребления работниками предприятия.
  2. Соблюдения требований экологической безопасности при временном накоплении данных отходов на территории предприятия.

Итак, давайте разберемся, что представляет из себя Должностнаяинструкция по обращению с отходами на территории предприятия (инструкция ответственного за охрану окружающей среды в организации)
. Этот документ подписывается лично директором предприятия; содержит общие положения, должностные обязанности, права и ответственность.

Приведем некоторые пункты каждого раздела должностной инструкции.

1. Общие положения

Раздел содержит в себе перечень законодательных актов, которыми обязан руководствоваться ответственный за охрану окружающей среды предприятия; знания, которыми он должен обладать (методы экологического мониторинга, основы экономики, основы трудового законодательства и пр.).

2. Должностные обязанности

Ответственный за охрану окружающей среды в организации обязан:

  • самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением требований экологической безопасности, стандартов, иных нормативных документов;
  • участвовать в подготовке ежегодной информации об организации экологического контроля на предприятии;
  • участвовать в разработке новых и пересмотре действующих инструкций, памяток по охране природы, оказывать методическую помощь работникам предприятий в разработке и пересмотре инструкций по экологической безопасности и обучении рабочих по вопросам охраны окружающей среды.
  • ….

3. Права
Ответственный за охрану окружающей среды в организации имеет право:

  • по вопросам, находящимся в его компетентности вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению работы компании; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности предприятия экологических и других недостатков;
  • представительствовать по поручению директора в сторонних организациях по вопросам своей компетенции.
  • ….

4. Ответственность
Ответственный за охрану окружающей среды в организации несет ответственность:

  • за своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, распоряжений и приказов директора, нормативно-распорядельных документов компании;
  • за выполнение требований режима секретности и сохранения коммерческой и служебной тайны;
  • ….

Разрешительная документация: последствия неполучения

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.

Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).

В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.

В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело

Эколог на предприятии или экологическое сопровождение?

, , Понятием «эколог на предприятии» оперируют, когда речь идет о штатном инженере-экологе, а также когда говорят об услугах привлеченного специалиста или группы экологов. Во втором случае это не что иное, как . Когда выгодно содержать эколога в штате, а когда – привлекать со стороны?

Об этом и пойдет речь в статье. Экологический учет неизбежен, когда предприятие оставляет негативный след в результате своей деятельности. Масштаб предприятия и объем вредных отходов или выбросов диктует, когда надо привлекать эколога на предприятие, а когда создавать целый экологический отдел.

Что может быть проще: не хочешь проблем с инспекциями – найми специалиста по экологической безопасности. Однако, это не всегда очевидно и по объективным причинам. Типичный пример: на предприятии годами нет эколога. По экологии делалась лишь разрешительная документация: разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на сброс (НДС), проект ПНООЛР, паспорта отходов.

Требования экологической безопасности

Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.

К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.

Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.

Экологическое законодательство

В этом разделе перечислим основные законы и локальные акты, на которые необходимо опираться при оформлении документации и организации деятельности предприятия в обеспечении экологической безопасности.

За охрану окружающей среды:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

За охрану природных ресурсов:

  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
  • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
  • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
  • Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

А так же:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Закон РСФСР «О плате за землю»;
  • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
  • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Федеральный закон «О землеустройстве»;
  • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
  • Водный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
  • Лесной кодекс РФ;
  • Закон РФ «О недрах»;
  • Федеральный закон «О животном мире»;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»

Для понимания сути деятельности эколога на предприятии обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих и «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».

Круг обязанностей эколога достаточно широк. Цель работы – исполнение и контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны природы, минимизация вредного влияния на среду, бережное отношение к ресурсам. Что для этого он может ?

Инженер-эколог должен привлекаться ко всем планам модернизации и увеличения производства, в том числе при планировании внедрения новых технологий. Он – полноправный участник экспертиз всех грядущих изменений на предприятии, а также исследовательских работ по предотвращению загрязнений. Кроме того, специалиста по экологии привлекают к деятельности проверяющих комиссий.

Согласно № 7-ФЗ, предприятия, относящиеся к I, II, III категориям, обязаны вести производственный экологический контроль, разработав для этого программу .

Инженер по экологии составляет план мероприятий по защите окружающей среды и отслеживает выполнение. Он участвует в подготовке технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций, других документов. Значительной частью его обязанностей является работа с отчетностью, передача ее надзорным органам, в том числе статистика, мониторинг окружающей среды и т.д.

Перечислим формы, которые должен регулярно подавать инженер-эколог:

  • № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
  • № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и т.д.
Читайте также:  Расчёт пособия по беременности и родам

Функции эколога можно разделить на шесть основных групп:

  • Контроль природоохранной политики организации.
  • Взаимодействие с надзорными и иными органами.
  • Работа с внешними организациями (например, подрядчиком ).
  • Работа на предприятии, направленная на охрану окружающей среды.
  • Действия во внештатных ситуациях.

Мероприятие по охране окружающей среды на предприятии

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

На любом большом предприятии есть продукта отхода, которые необходимо утилизировать. Выбросы в атмосферу, например от сжигания топлива, ухудшает экологическую обстановку в зоне предприятия. Мероприятия по охране окружающей среды направлены на минимизацию вреда природе и человеку, которые работает на заводе и живет вблизи него.

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Общие требования при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания отходов производства и потребления.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды — на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод и другие факторы.

Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

— обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;

— внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

— планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

— осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

— осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

— соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

— обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

— обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:

В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

— осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

— производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

— осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

— соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

— разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

— внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

Главную роль на производстве играет сам человек. Его права охраняются законом, а на предприятии подкрепляются службой охраны труда.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда;

— государственная экспертиза условий труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных

— установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.


Похожие записи: