Из чего формируется стоимость ОСАГО?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из чего формируется стоимость ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.
КТ — Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования
Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).
Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:
- К(авт.) — все машины, кроме спецтранспорта;
- К(трак.) — спецтранспорт.
Регион | Автомомбил | Трактора |
---|---|---|
Республика Адыгея | 1.3 | 0.8 |
Горно-Алтайск | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Алтая | 0.7 | 0.5 |
Благовещенск, Октябрьский | 1.2 | 0.8 |
Ишимбай, Кумертау, Салават | 1.1 | 0.8 |
Стерлитамак, Туймазы | 1.3 | 0.8 |
Уфа | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты республики Башкортостан | 1 | 0.8 |
Улан-Удэ | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Бурятии | 0.6 | 0.5 |
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт | 0.7 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Дагестана | 0.6 | 0.5 |
Малгобек | 0.8 | 0.8 |
Назрань | 0.6 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Ингушетии | 0.6 | 0.5 |
Нальчик, Прохладный | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Кабардино-Балкарии | 0.7 | 0.5 |
Элиста | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Калмыкии | 0.6 | 0.5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 1 | 0.8 |
Петрозаводск | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Карелия | 0.8 | 0.5 |
Сыктывкар | 1.6 | 1 |
Ухта | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Коми | 1 | 0.8 |
Симферополь | 0.6 | 0.6 |
Прочие города и населенные пункты Крыма | 0.6 | 0.6 |
Волжск | 1 | 0.8 |
Йошкар-Ола | 1.4 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Марий Эл | 0.7 | 0.5 |
Рузаевка | 1.2 | 0.8 |
Саранск | 1.5 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Мордовия | 0.8 | 0.5 |
Нерюнгри | 0.8 | 0.8 |
Якутск | 1.2 | 1.2 |
Прочие города и населенные пункты Якутии | 0.6 | 0.5 |
Владикавказ | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Северной Осетии | 0.8 | 0.5 |
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск | 1.3 | 0.8 |
Бугульма, Лениногорск, Чистополь | 1 | 0.8 |
Елабуга | 1.2 | 0.8 |
Казань | 2 | 1.2 |
Набережные Челны | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Татарстана | 1.1 | 0.8 |
Кызыл | 0.6 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Тыва | 0.6 | 0.5 |
Воткинск | 1.1 | 0.8 |
Глазов, Сарапул | 1 | 0.8 |
Ижевск | 1.6 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Удмуртия | 0.8 | 0.5 |
Абакан, Саяногорск, Черногорск | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Хакасия | 0.6 | 0.5 |
Чеченская Республика | 0.6 | 0.5 |
Канаш | 1.1 | 0.8 |
Новочебоксарск | 1.2 | 0.8 |
Чебоксары | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Чувашии | 0.8 | 0.5 |
Барнаул | 1.7 | 1 |
Бийск | 1.2 | 0.8 |
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск | 1.1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Алтайского край | 0.7 | 0.5 |
Краснокаменск | 0.6 | 0.8 |
Чита | 0.7 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Забайкальского край | 0.6 | 0.5 |
Петропавловск-Камчатский | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Камчатского края | 1 | 0.5 |
Анапа, Геленджик | 1.3 | 0.8 |
Армавир, Сочи, Туапсе | 1.2 | 0.8 |
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк | 1.1 | 0.8 |
Краснодар | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Краснодарского края | 1 | 0.8 |
Ачинск, Зеленогорск | 1.1 | 0.8 |
Железногорск, Норильск | 1.3 | 0.8 |
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово | 1 | 0.8 |
Красноярск | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Красноярского края | 0.9 | 0.5 |
Березники, Краснокамск | 1.3 | 0.8 |
Лысьва, Чайковский | 1 | 0.8 |
Пермь | 2 | 1.2 |
Соликамск | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Пермского края | 1.1 | 0.8 |
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний | 1 | 0.8 |
Владивосток | 1.4 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Приморского края | 0.7 | 0.5 |
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные воды, Невинномысск, Пятигорск | 1 | 0.8 |
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Ставропольского края | 0.7 | 0.5 |
Амурск | 1 | 0.8 |
Комсомольск-на-Амуре | 1.3 | 0.8 |
Хабаровск | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Хабаровского края | 0.8 | 0.5 |
Белогорск | 1.1 | 0.8 |
Благовещенск | 1.6 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Амурской области | 1 | 0.5 |
Архангельск | 1.8 | 1 |
Котлас | 1.6 | 1 |
Северодвинск | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Архангельской области | 0.85 | 0.5 |
Астрахань | 1.4 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Астраханской области | 0.8 | 0.5 |
Белгород | 1.3 | 0.8 |
Губкин, Старый Оскол | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Белгородской области | 0.8 | 0.5 |
Брянск | 1.5 | 1 |
Клинцы | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Брянской области | 0.7 | 0.5 |
Владимир | 1.6 | 1 |
Гусь-Хрустальный | 1.1 | 0.8 |
Муром | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Владимирской области | 1 | 0.8 |
Волгоград | 1.3 | 0.8 |
Волжский | 1.1 | 0.8 |
Камышин, Михайловка | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Волгоградской области | 0.7 | 0.5 |
Вологда | 1.7 | 1 |
Череповец | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Вологодской области | 0.9 | 0.5 |
Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1.1 | 0.8 |
Воронеж | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Воронежской области | 0.8 | 0.5 |
Иваново | 1.8 | 1 |
Кинешма | 1.1 | 0.8 |
Шуя | 1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Ивановской области | 0.9 | 0.5 |
Ангарск | 1.2 | 0.8 |
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово | 1 | 0.8 |
Иркутск | 1.7 | 1 |
Усолье-Сибирское | 1.1 | 0.8 |
Шелехов | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Иркутской области | 0.8 | 0.5 |
Калининград | 1.1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Калининградской области | 0.8 | 0.5 |
Калуга | 1.2 | 0.8 |
Обнинск | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Калужской области | 0.9 | 0.5 |
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга | 1.2 | 0.8 |
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск | 1.3 | 0.8 |
Кемерово | 1.9 | 1 |
Новокузнецк | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Кемеровской области | 1.1 | 0.8 |
Киров | 1.4 | 1 |
Кирово-Чепецк | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Кировской области | 0.8 | 0.5 |
Кострома | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Костромской области | 0.7 | 0.5 |
Курган | 1.4 | 0.8 |
Шадринск | 1.1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Курганской области | 0.6 | 0.5 |
Железногорск | 1 | 0.8 |
Курск | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Курской области | 0.7 | 0.5 |
Ленинградская область | 1.3 | 1 |
Елец | 1 | 0.8 |
Липецк | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Липецкой области | 0.8 | 0.5 |
Магадан | 0.7 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Магаданской области | 0.6 | 0.5 |
Московская область | 1.7 | 1 |
Апатиты, Мончегорск | 1.3 | 0.8 |
Мурманск | 2.1 | 1 |
Североморск | 1.6 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Мурманской области | 1.2 | 0.8 |
Арзамас, Выкса, Саров | 1.1 | 0.8 |
Балахна, Бор, Дзержинск | 1.3 | 0.8 |
Кстово | 1.2 | 0.8 |
Нижний Новгород | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Нижегородской области | 1 | 0.8 |
Боровичи | 1 | 0.8 |
Великий Новгород | 1.3 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Новгородской области | 0.9 | 0.5 |
Бердск | 1.3 | 0.8 |
Искитим | 1.2 | 0.8 |
Куйбышев | 1 | 0.8 |
Новосибирск | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Новосибирской области | 0.9 | 0.5 |
Омск | 1.6 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Омской области | 0.9 | 0.5 |
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк | 1 | 0.8 |
Оренбург | 1.7 | 1 |
Орск | 1.1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Оренбургской области | 0.8 | 0.5 |
Ливны, Мценск | 1 | 0.8 |
Орел | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Орловской области | 0.7 | 0.5 |
Заречный | 1.2 | 0.8 |
Кузнецк | 1 | 0.8 |
Пенза | 1.4 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Пензенской области | 0.7 | 0.5 |
Великие Луки | 1 | 0.8 |
Псков | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Псковской области | 0.7 | 0.5 |
Азов | 1.2 | 0.8 |
Батайск | 1.3 | 0.8 |
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог | 1 | 0.8 |
Ростов-на-Дону | 1.8 | 1 |
Шахты | 1.1 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Ростовской области | 0.8 | 0.5 |
Рязань | 1.4 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Рязанской области | 0.9 | 0.5 |
Новокуйбышевск, Сызрань | 1.1 | 0.8 |
Самара | 1.6 | 1 |
Тольятти | 1.5 | 1 |
Чапаевск | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Самарской области | 0.9 | 0.5 |
Балаково, Балашов, Вольск | 1 | 0.8 |
Саратов | 1.6 | 1 |
Энгельс | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Саратовской области | 0.7 | 0.5 |
Южно-Сахалинск | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Сахалинской области | 0.9 | 0.5 |
Асбест, Ревда | 1.1 | 0.8 |
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск | 1.3 | 0.8 |
Верхняя Салда, Полевской | 1.2 | 0.8 |
Екатеринбург | 1.8 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Свердловской области | 1 | 0.8 |
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево | 1 | 0.8 |
Смоленск | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Смоленской области | 0.7 | 0.5 |
Мичуринск | 1 | 0.8 |
Тамбов | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Тамбовской области | 0.8 | 0.5 |
Вышний Волочек, Кимры, Ржев | 1 | 0.8 |
Тверь | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Тверской области | 0.8 | 0.5 |
Северск | 1.2 | 0.8 |
Томск | 1.6 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Томской области | 0.9 | 0.5 |
Алексин, Ефремов, Новомосковск | 1 | 0.8 |
Тула | 1.5 | 1 |
Узловая, Щекино | 1.2 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Тульской области | 0.9 | 0.5 |
Тобольск | 1.3 | 0.8 |
Тюмень | 2 | 1.2 |
Прочие города и населенные пункты Тюменской области | 1.1 | 0.8 |
Димитровград | 1.2 | 0.8 |
Ульяновск | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Ульяновской области | 0.9 | 0.5 |
Златоуст, Миасс | 1.4 | 0.8 |
Копейск | 1.6 | 1 |
Магнитогорск | 1.8 | 1 |
Сатка, Чебаркуль | 1.2 | 0.8 |
Челябинск | 2.1 | 1.2 |
Прочие города и населенные пункты Челябинской области | 1 | 0.8 |
Ярославль | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Ярославской области | 0.9 | 0.5 |
Москва | 2 | 1.2 |
Санкт-Петербург | 1.8 | 1 |
Севастополь | 0.6 | 0.6 |
Биробиджан | 0.6 | 0.8 |
Прочие города и населенные пункты Еврейской автономной области | 0.6 | 0.5 |
Ненецкий автономный округ | 0.8 | 0.5 |
Когалым | 1 | 0.8 |
Нефтеюганск, Нягань | 1.3 | 0.8 |
Сургут | 2 | 1.2 |
Нижневартовск | 1.8 | 1 |
Ханты-Мансийск | 1.5 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа | 1.1 | 0.8 |
Чукотский автономный округ | 0.6 | 0.5 |
Новый Уренгой | 1 | 0.8 |
Ноябрьск | 1.7 | 1 |
Прочие города и населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа | 1.1 | 0.8 |
Байконур | 1 | 1 |
Новороссийск | 1.8 | 1 |
Уссурийск | 1.1 | 0.8 |
Свободный | 1.1 | 0.8 |
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 1,8 | 1,16 |
Московская область | 1,56 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Уфа | 1,64 | 1 |
Якутск | 1,16 | 0,76 |
Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
Пермь | 1,8 | 1,16 |
Владимир | 1,48 | 1 |
Данный коэффициент при расчете ОСАГО представляет собой множитель, величину которого устанавливают региональные власти. Для его определения может применяться следующее:
Регион прописки владельца транспортного средства (когда ТС зарегистрировано на частное лицо)
Регион регистрации организации (когда ТС оформлено на юридическое лицо)
Российское законодательство устанавливает величину территориального коэффициента. Его максимальное значение распространяется на Москву и другие мегаполисы, для малонаселённых городов используется небольшой множитель.
Территориальные коэффициенты страхования ОСАГО устанавливаются с учётом аварийной обстановки в регионе или городе. Так, в Москве и Тюмени действует множитель 2 (самое большое значение). Минимальный показатель 0.6 доступен для автомобилистов в Магаданской области и Чукотском АО.
Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Чтобы самостоятельно определить цену автогражданки, необходимо знать все новые коэффициенты ОСАГО. Сделать это в большинстве случаев несложно. Главная трудность появляется при получении информации о КБМ. При большом опыте вождения может быть сложно вспомнить, когда конкретно возникали страховые случаи и выполнить все расчёты с момента получения прав.
Точно узнать коэффициент безаварийной езды можно лишь по базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого нужно перейти на официальный сайт организации и ввести такие сведения:
- Является ли владелец транспортного средства физическим или юридическим лицом;
- Фамилия, имя и отчество автомобилиста, для которого нужно рассчитать коэффициент бонус-малус;
- Тип страхового полиса: количество водителей, на которых будет распространяться действие страхового полиса;
- Номер ВУ (должен быть указан в ОСАГО);
- Дата рождения автомобилиста;
- Дата начала действия страховки.
После проверки пользователь может получить одно из двух сообщений:
- Конкретное значение коэффициента. В таком случае сервис имеет данные о водителей в своей базе. Также будут отображены реквизиты действующей страховки, сроке её действия и страховщике, которыйоформил документ.
- Водителю присваивается класс 3 и коэффициент КБМ 1.
Последнее сообщение может быть отображено по одной из таких причин:
- Информация была указана с ошибками. Для проверки результата лучше всего ввести их повторно и получить ещё один ответ.
- Сбой системы при обработке данных. Можно также повторно провести проверку.
- Отсутствие данных об автомобилисте в базе данных организации (иногда страховщики забывают передать информацию либо делают это с ошибкой).
- Замена удостоверения водителя в недавнем времени.
В некоторых ситуациях сервис РСА предоставляет неправильный коэффициент бонус-малус. В этом случае можно повторно ввести данные и добиться правильного расчёта значения. Сделать это можно в несколько этапов:
- Пройдите проверку на сервисе РСА в несколько стадий, это позволит определить, когда параметр был обнулён.
- Отыщите прежние полисы, в которых параметры были указаны правильно.
- Подайте страховщику письменную заявку. Обратитесь в ЦБР и РСА, указав причину обращения и детально описав проблему. К заявке приложите копию своего паспорта, действующего ВУ, сканы запросов в РСА и страховок за предшествующие годы.
После поступления заявления на его рассмотрение отводится 30 дней. Если на протяжении данного периода коэффициент будет изменён, а пользователь получит ответ, это сообщит о решении проблемы. При отсутствии ответа для получения точного значения КБМ можно подать судебный иск.
Коэффициент мощности двигателя
Коэффициент мощности – как ясно из наименования зависит от мощности страхуемого авто. Чем выше мощность, тем выше данный коэффициент и выше стоимость полиса. Существует 6 значений этого коэффициента. Ознакомиться с ними Вы можете в таблице ниже.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
Число водителей, допущенных к управлению автомобилем
За указанный показатель отвечает коэффициент под названием — КО. Если ОСАГО оформлен на условиях, ограничивающих число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент будет равен 1. А если оформляется неограниченная страховка, то данный коэффициент будет равен 1,87. Как правило, полис без ограничений стоит больше.
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1,87 |
Период использования ТС
Обычно большинство договоров ОСАГО оформляется на промежуток 1 календарный год, но также водители имеют право оформить полис на 3 месяца и более (например, если авто планируется применять не весь год, а лишь в конкретные сезоны). Таблица периода использования ниже.
Период использования транспортного средства | Коэффициент |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
А теперь разберемся подробнее с коэффициентами:
Начнем с ТБ – это базовый тариф. Он зависит от целей пользования транспортным средством и его типом.
Следующий показатель – КТ. Он зависит от региона регистрации машины. Например, в Санкт-Петербурге этот показатель на 2022 год составляет 1,24, но для каждого региона эта цена установлена отдельно.
КБМ – коэффициент безаварийной езды. Он введен для того, чтобы стимулировать среди водителей безопасный стиль вождения. Стоит отметить, что КБМ – единственный показатель в формуле, на который вы можете влиять самостоятельно. Он может как повысить цену, так и снизить ее – здесь уже все зависит от вас!
КВС – коэффициент возраст-стаж. Для водителей, не имеющих водительского опыта, этот показатель сделает цену страховки почти в 2 раза выше. Про этот показатель мы поговорим с вами в отдельной статье, так как хотим, чтобы каждый водитель знал, как сэкономить на страховке для своего автомобиля!
Расшифровка ОСАГО позволяет определить страховой риск, при наступлении которого будет выплачена страховая компенсация. Это причинение ущерба или вреда здоровью/жизни в результате эксплуатации автомобиля. Автостраховка не будет выплачена, если (статья 6 ФЗ № 40):
- Ущерб получен при использовании автотранспорта, не указанного в страховом договоре. Действие полиса распространяется только на один автомобиль.
- Причинен моральный вред.
- Заявляется требование о выплате суммы упущенной выгоды.
- Ущерб причинен в ходе соревнований, учебной езды на специально оборудованном транспортном средстве и в специальном месте, предназначенном для обучения, или в ходе испытаний.
- Причинен вред окружающей среде.
- Причиной повреждений стал перевозимый груз, подлежащий обязательному страхованию.
- Вред нанесен жизни или здоровью работника в ходе исполнения им служебных обязанностей.
- Ущерб стал следствием проведения погрузочно-разгрузочных работ.
- Повреждены или уничтожены антикварные вещи и другие ценности культурного наследия.
- Вред причинен пассажирам автомобиля, принадлежащего потерпевшей стороне.
Полис ОСАГО страхование можно оформить в офисе выбранной страховой компании или онлайн. Электронный документ имеет такую же юридическую силу, как и автостраховка, оформленная на бумажном носителе.
Автострахование производится на основании письменного заявления собственника машины, к которому прикладываются копии гражданского паспорта и водительских прав всех лиц, допускаемых к управлению, ПТС и свидетельства о регистрации авто. Если страховка оформляется третьим лицом, то дополнительно потребуется доверенность, выданная собственником.
В заявлении необходимо указать:
- личные данные страхователя и владельца транспортного средства (ФИО, реквизиты паспорта, дата рождения, адрес прописки);
- характеристики авто (марка, модель, год изготовления, VIN, номера шасси и кузова при наличии, мощность, максимальная масса, количество пассажирских сидений, регистрационный знак, реквизиты ПТС и регистрационного свидетельства);
- условия страхования (период действия полиса, возможность эксплуатации с прицепом, использование авто для обучения начинающих водителей, для работы в такси, периоды использования и так далее);
- перечень лиц, допускаемых к управлению, с указанием ФИО и реквизитов водительских удостоверений;
- перечень станций технического обслуживания, на которых будет проведен ремонт машины в случае ее повреждения в рамках действия полиса ОСАГО.
Коэффициент возраста и стажа
Важен возраст и стаж вождения автолюбителя. Страховая компания при выдаче полиса учитывает все риски и возможные убытки, которые может понести после заключения договора с молодым и недостаточно опытным водителем. По этой причине полис окажется дешевле для водителей с большим стажем управления автомобиля. Таблица демонстрирует повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и стажа вождения:
Возраст |
|
>22 лет |
|
>22 лет |
Стаж за рулем |
|
3 года |
>3 лет |
>3 лет |
k |
1.8 |
1.7 |
1.6 |
1.0 |
Коэффициент периода использования
Водители, пользующиеся своим автомобилем несколько месяцев в году, могут купить полис именно на этот период. Договор может быть заключен на срок от трех месяцев, что выгодно для неопытных водителей, не выезжающих на дороги в зимнее время. Чем меньше срок действия полиса, тем ниже коэффициент:
Срок действия полиса в месяцах |
k |
3 |
0,5 |
4 |
0,6 |
5 |
0,65 |
6 |
0,7 |
7 |
0,8 |
8 |
0,9 |
9 |
0,95 |
10 и более |
1 |
Каким образом определяется величина страховки?
Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали
А как же страховка рассчитывается в наше время?
Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:
- Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
- Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
- Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.
Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:
- Технические данные транспортного средства;
- Время его страхования;
- Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.
Что полагается при ДТП
Порядок действий в случае ДТП:
- Заглушить двигатель, включить «аварийки».
- Сзади автомобиля выставить аварийный знак.
- Убедиться, что в аварии никто не пострадал. Если пострадавшие есть, то нужно вызвать скорую помощь.
- Если пострадавших нет, и в ДТП всего 2 участника, то совместно со вторым водителем определить виновника аварии.
- Если установить виновника ДТП невозможно, вызвать ГИБДД. Это требуется сделать и в том случае, если у второго водителя нет страхового полиса.
- Если один из водителей признает вину, у обоих имеется ОСАГО, а авария незначительная, то потребуется составить схему дорожно-транспортного происшествия (без звонка ГИБДД). Следующий этап – заполнение европротокола.
По европротоколу предполагается возмещение до 100000 рублей. В Москве (и области) и Санкт-Петербурге (и области) – до 400000 рублей.
Если при ДТП пострадал пешеход, то страхователь виновника аварии возмещает стоимость лечения и потерю з/п. Если пешеход сам виноват в ДТП, то права на получение возмещения по ОСАГО у него нет.
Территориальный коэффициент (КТ)
Цена страховки ОСАГО меняется по регионам. Этот коэффициент может серьезно повлиять на окончательный расчет. Он варьируется от 1,5 до 2 и зависит от территории преимущественного использования транспортного средства.
Для частного автовладельца — это место регистрации, для юрлиц – место юридической регистрации организации.
Наиболее высокий коэффициент в городах-мегаполисах с активным движением, где наиболее высокая концентрация ДТП.
Например, по Москве, Казани, Перми, Якутску, Челябинску этот коэффициент соответствует 2, а по Московской области 1,7. В Санкт-Петербурге территориальный коэффициент 1,8, а в Ленинградской области 1,6.
В ближайшем будущем планируется изменение территориальных коэффициентов, и вполне возможно, что они поднимутся для убыточных по ОСАГО регионов до 2,5.
Так, в Мурманске тариф, возможно, поднимется до 2,5, в Челябинске и в Иваново до 2,4, в Москве скорее всего останется без изменений.
Так как для мощных автомобилей определяются высокие ставки, которые еще и увеличиваются от регистрации в городе, то весьма существенной экономией для автовладельца может стать оформление автомобиля, особенно грузовика или внедорожника, на родственника, проживающего в области.
Для малых городов рассчитывается невысокий территориальный коэффициент ОСАГО, что значительно снижает стоимость страхового полиса.
Сейчас составлены специальные таблицы коэффициентов территории ОСАГО, по которым можно узнать размеры корректировок для вашего региона.
Онлайн расчет стоимости ОСАГО
Самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО для физических и юридических лиц вы можете с помощью калькулятора ОСАГО, который рассчитает стоимость по 9 топовым страховым. Просто внесите необходимые данные и совершите рассчет. Расчет не займет более 2 минут.
Для получения конечной цены полиса страхования нужно базовый тариф умножить на различные коэффициенты. Их значения рассматриваются индивидуально для определенного случая. Коэффициенты существуют не только уменьшающие, но и повышающие. Эти значения не придумываются, они четко регламентированы в законодательном порядке и урегулированы. Ознакомиться с коэффициентами можно в специальной таблице, указанной в приложении к Указанию ЦБ РФ 3384-у.
- Коэффициент территории (Кт). Это значение присваивается определенному региону или субъекту федерации, значение определяется в зависимости от места регистрации по документу гражданина РФ или по месту регистрации в качестве налогоплательщика. Подразумевается, что автовладелец осуществляет передвижение в рамках этого региона.
- Коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Напрямую связан с историей вождения владельца транспорта: осуществлялись ли ранее компенсационные выплаты.
- Возрастной коэффициент (КВС). Более возрастной и опытный водитель получит полис ОСАГО за меньшую цену.
- Коэффициент количества лиц, допущенных к управлению автомобилем (КО). Существует страховка открытого типа, когда любой желающий, имеющий право управления автомобилем, может сесть за руль. Или закрытая страховка, ограничивающая количество водителей. Открытый тип, как правило, стоит дороже.
- Коэффициент мощности двигателя (КМ). Исчисляется в зависимости от купленного транспортного средства и его характеристик.
- Коэффициент страхового периода (Кс). Этот показатель прямо пропорционален времени использования автосредства. Если время ограниченно, то есть имеется сезонность использования, то применяется данный параметр.
- Коэффициент выявленных нарушений (КН). В данном случае речь идет о повышающем коэффициенте, поэтому водители-нарушители за страхование автоответственности заплатят больше. (согласно п.3 ст.9 ФЗ «Об ОСАГО»).
- Коэффициент наличия прицепа (КП). Страхование автомобилей, оснащенных прицепом, выйдет дороже.
Предлагаем ознакомиться: Юрист по выплатам осаго
Данный параметр присваивается отдельно каждому субъекту Российской Федерации на основании особенностей региона. Первым делом оказывает влияние транспортная обстановка, населенность территории «подразумеваемого» использования автомобиля или иного средства передвижения. В малочисленных городах меньшее количество автомобилей, и, соответственно, меньшее количество ДТП и прочих аварий.
Регион определяется по документу гражданина РФ. Если владелец зарегистрирован в Москве, то коэффициент будет рассчитан для Москвы, несмотря на отличие фактического адреса проживания. Для юридических организаций и индивидуальных предпринимателей подход иной. Коэффициент устанавливается по региону, в котором была произведена регистрация в качестве плательщика налогов.
Наименьшим значением считается 0,6. Оно присвоено некоторым республикам, например, Саха, Калмыкия, Бурятия, Ингушетия, Дагестан и некоторым другим регионам. Наибольшее значение (2,1) присвоено Мурманску, Челябинску. Коэффициент, равный 2, присвоен Казани, Москве, Сургуту и Тюмени.
Интересное название этого параметра подразумевает наличие или отсутствие в истории водителя аварийных ситуаций. Если владелец авто или иной водитель водит аккуратно, соблюдая правила дорожного движения, то этот коэффициент для него станет меньше единицы, и конечная стоимость уменьшится. Если за водителем числятся нарушения, то коэффициент увеличит стоимость полиса обязательного автострахования.
Как же учитывается безаварийность езды? Анализируется год, предшествующий приобретению полиса ОСАГО. При отсутствии ДТП водитель получает скидку в размере 5%. Важно отметить, что учитываются только те ДТП, в которых владелец транспортного средства считается виноватым, и его страхования компания осуществила выплату компенсаций пострадавшим.
Законом установлено 15 классов вождения. Водитель-новичок, только что получивший года, считается представителем 3 класса, где коэффициент равен единице. Со следующего года он может получить либо скидку в размере 5% и 4 класс (коэффициент станет равным 0,95), либо коэффициент увеличится до 1,55. Все параметры указаны в соответствующих таблицах.
- Показатель возраста и водительского стажа
В водительском удостоверении обязательно указывается дата рождения водителя и дата выдачи этого документа. Страховые компании в соответствии с таблицами применяют нужные коэффициенты. В данном случае с годами значение коэффициента будет постепенно уменьшаться вместе с конечной ценой на страхование. Молодые водители до 22 лет получают значение параметра, равное 1,8. При достижении двадцатидвухлетнего возраста параметр станет равным единице.
- Коэффициент числа водителей
Существует два типа полиса ОСАГО. Один из них – открытый. В таком случае управлять автомобилем может любой человек, имеющий водительские права. Закрытый тип страховки подразумевает ограниченное число лиц, допущенных до управления автомобилем. Открытый тип полиса обойдется дороже, так как в таком случае применяется коэффициент, равный 1,8.
Мощность двигателя указана в техническом паспорте автомобиля. Чем мощнее новоприобретенное авто, тем больше увеличится стоимость полиса ОСАГО. Все значения можно посмотреть в таблице. При применении данного параметра цена может также и снизиться, например, при страховании автомобилей с двигателем в 50 лошадиных сил.