Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Адвокат Сергей Радько отметил, что выдача полисов мотоциклистам убыточна для страховых компаний.
— Проблема с оформлением полисов ОСАГО очень распространенная и возникает при каждом открытии мотосезона. Страховщики категорически не хотят страховать мотоциклистов, потому что данный транспорт считается весьма рискованным. В этом есть определенная логика: мотоциклисты попадают в ДТП чаще, при аварии нередко страдает и сам владелец. Возникает риск уплаты не только за повреждение имущества, но и по здоровью, — пояснил эксперт.
Автоюрист Лев Воропаев заметил, что страховым компаниям стало невыгодно страховать мотоциклы после недавнего подорожания запчастей. В результате выплаты при наступлении страховых случаев начали превышать выгоду, полученную страховой компанией. По мнению Радько, дефицит запчастей действительно усугубит проблемы мотоциклистов.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
ОСАГО-2022: что делать, если вам отказали в оформлении полиса
При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.
Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.
Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.
Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.
Принципы автогражданской ответственности:
- у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
- страхователь – тот, кто страхует ответственность,
- страховщик – лицензированная страховая компания,
- страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
- закон запрещает езду без обязательного полиса,
- предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.
Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.
Специфика ОСАГО:
- страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
- полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
- объект страховки – ответственность виновника ДТП,
- в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).
КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.
Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.
Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.
12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.
Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.
С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:
- если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
- если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
- для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).
Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.
Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.
Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.
С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.
Какие документы нужны для оформления страховки:
- российский паспорт,
- права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
- ПТС,
- свидетельство о регистрации,
- доверенность, паспорт доверенного лица.
Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.
При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.
По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.
Сколько стоит ОСАГО на мотоцикл
Ценам полиса ОСАГО существенно уменьшилась по сравнению с прошлыми периодами. Для сравнения, приобретение такого полиса заставит владельца скутера заплатить сумму в два раза меньшую, чем собственник автомобиля.
Почему так происходит? Чаще всего аварии случаются между скутерами и автомобилями. Так как ОСАГО служит для покрытия ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, то и возможности нанесения вреда автомобилю скутером значительно меньше. В то же время, по статистике, виновниками чаще оказываются автомобилисты.
Цена на такой полис, зависит от регионального коэффициента. А в некоторых областях он такой, что произошло существенное удешевление.
Примерная цена будет колебаться в районе двух тысяч рублей.
Какие критерии влияют на стоимость автострахования?
- Небольшой водительский стаж (меньше двух лет) повысит стоимость.
- Возраст водителя, не превышающий двадцать два года, то же буде параметром, ведущим к удорожанию.
- Если скутер участвует в гонках – цена возрастает.
- Объем более 300 кубов скажется на цене в большую сторону.
- Если были случаи страхования в этой фирме, предусматриваются бонусы.
- Если возникали страховые случаи, цена увеличивается.
- К понижению коэффициента ведет:
- история без страховых случаев;
- своевременное внесение взносов;
- езда без аварий.
Фото 2. Образец калькулятора для расчета региональной стоимости полиса.
На сайтах всех страховщиков есть калькулятор, который позволит предварительно рассчитать стоимость заказа. Основанием будут вышеперечисленные данные.
- Для жителей Москвы застраховать мотоцикл по ОСАГО будет стоить от 1734 до 5685 рублей;
- Для жителей Московской области немного дешевле, цена будет от 1474 до 4832 рубля.
будет зависеть от выбранного вами условий страхования и с учетом ваших персональных скидок.
С обязательным страхованием все относительно просто.
Получив диагностическую карту технического осмотра, вы можете застраховать мотоцикл по ОСАГО в любой компании. Против закона страховые компании бессильны. Чего не скажешь о добровольном страховании (КАСКО).
Если вы хотите застраховать свой мотоцикл по полному КАСКО, то вам следует знать некоторые моменты, чтобы не получить отказа от страховой компании:
- Установите на свой транспорт охранную сигнализацию. Это снизит риск угона, что станет несомненным плюсом для страховой компании.
- Если вы видите, что агент колеблется или склоняется все-таки к отказу в страховке, предложите ему повысить процентную ставку или использовать франшизу.
- Если у вас уже есть несколько договоров страхования (на машину, дом, дачу, на вас или членов семьи) в какой-то компании, идите к ним. Чаще всего компания не желает потерять постоянного клиента и идет на уступки.
- Заключите договор со станцией технического обслуживания на ремонт вашего мотоцикла и держите его на охраняемой стоянке, о чем тоже предъявите соответствующий документ. Это тоже может сыграть роль при получении вами полиса страхования КАСКО на мотоцикл.
И тот и другой вариант, конечно, повысит ваши затраты на страховку, но, в случае наступления страхового случая выгода для вас будет очевидна.
Многие мотоциклисты отмечают, что в оформлении страхового полиса на ТС им отказывают, несмотря на то что по закону этого делать нельзя. Где можно застраховать мотоцикл? Сделать это можно в любой фирме, которая оформляет добровольное страхование на ТС. В споре с компанией побеждают только самые настойчивые клиенты, которые обращаются в РСА и получают необходимые свидетельства отказа. Для того чтобы дело сдвинулось с места, наберитесь терпения. Лучше обращаться сразу в головной офис, а не к многочисленным посредникам, которые являются промежуточным звеном между страховой компанией и клиентом. В офисе постарайтесь взять контакты свидетелей, если они имеются. Если же компания наотрез отказывается соблюдать закон, то вы имеете право вызвать наряд полиции по причине того, что ваши гражданские права нарушают.
Полицейские зафиксируют факт нарушения, а дальше вам останется снять копии с этих документов и предоставить их в РСА. После этого страховая компания наверняка пойдет вам навстречу и оформит полис на мотоцикл. К сожалению, пока мало какие компании соглашаются оформлять страховку на мотоцикл без предупреждений со стороны Российского союза автостраховщиков. Это приводит к тому, что водители отказываются от дальнейших попыток и в результате оказываются не застрахованы.
Как пытались устранить проблему
Границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов – иными словами, тарифный коридор – расширили на 10% вверх и вниз для легковушек физлиц, на 4,9% – для общественного транспорта и на 30% для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. Эта мера должна была снизить количество отказов за счет повышения стоимости страховки для категорий, представляющих большие риски. Но этого не произошло.
Решить проблему с отказами не удалось и за счет повышения коэффициента по возрасту и стажу водителя: для водителей в возрасте от 16 до 25 лет ОСАГО стало ощутимо дороже. Для водителей старше 40 лет или со стажем более 10 лет полис, напротив, подешевел.
В апреле 2022 года ожидается введение нового расчета коэффициента безаварийного вождения (бонус-малус). Пока что ни одна из этих мер не помогла решить проблему с отказами – автомобилисты продолжают жаловаться.
Нужно ли ОСАГО на мопед до 50 кубов?
В этом разделе пойдет речь о транспорте М-категории – о мопедах, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а максимальная скорость – до 50 км/ч.
Начать следует с изучения федерального закона, затрагивающего вопросы обязательного страхования ТС. Третий пункт 4-й статьи ФЗ-40 гласит, что обязательное страхование не распространяется на транспортные средства с определенными техническими характеристиками, не подпадающими под законы о допуске к дорожному движению.
Иными словами, ОСАГО не нужно на те ТС, которые не подпадают под данное законодательство. Следующий шаг – узнать, входят ли мопеды в эту категорию. В этом поможет 15-я статья федерального закона о безопасном движении по дороге. Она гласит, что допуск к движению осуществляется методом регистрации ТС и получения надлежащих документов.
То есть, если транспорт в 2022 году не нужно регистрировать, получать номера и свидетельство, то он не участвует в процедуре допуска к движению на дороге. А теперь следует логически объединить первый и второй пункты. Получается, что ОСАГО не требуется тем ТС, которым не требуется регистрация.
Как обстоит ситуация со скутерами до 50 куб.см? Согласно правилам о государственной регистрации мототехники и прицепов к ней, обязательно регистрации подлежат ТС, в которых соблюдается три параметра: скорость выше 50 км/ч, мощность мотора выше 4 kW, объем двигателя выше показателя 50 см3. В 2022 году мопеды не подпадают под это описание – им не требуется регистрация, а, следовательно, и ОСАГО.
Где можно сделать полис
Название страховой компании, оформляющей автогражданки на мотоциклы | Стоимость полиса на 6 месяцев, руб. |
АльфаСрахование | 1 430 |
РЕСО – Гарантия | 2 211 |
Эрго | 2 211 |
Росгосстрах | 1 450 |
Ренессанс Страхование | 2 586 |
Тинькофф Страхование | 1 870 |
Ингосстрах | 2 586 |
Согласие | 2 475 |
Где купить ОСАГО на мотоцикл?
Теоретически, полис ОСАГО на мототехнику в 2021 году можно купить в любой страховой компании, но на практике некоторые организации отказываются от такого вида страхования – мотоциклы слишком часто попадают в аварии, и в качестве компенсации приходится выплачивать им значительные суммы.
По закону, защищающему права потребителей N 2300-1, страховая компания не вправе отказать мотоциклисту в услуге. Поэтому организации идут на хитрости – создают наименее выгодные условия для владельцев мототехники. Это может быть ограничение по возрасту транспортного средства или чрезмерно длительный срок оформления полиса. Это ставит мотоциклистов в сложное положение – ведь передвигаться без страховки тоже нельзя.
Часто имеет место предложение дополнительных услуг, к примеру, страхования жизни водителя. Несмотря на то, что мера в целом разумная, навязывать ее никто не имеете права в соответствии с тем же законом о правах потребителей.
Поскольку мотоцикл относится к сезонным видам транспорта, можно извлечь из этого выгоду – оформить страховку ОСАГО не на год, а именно на сезон; такая услуга есть почти во всех страховых компаниях.
Многие мотоциклисты отмечают, что в оформлении страхового полиса на ТС им отказывают, несмотря на то что по закону этого делать нельзя. Где можно застраховать мотоцикл? Сделать это можно в любой фирме, которая оформляет добровольное страхование на ТС. В споре с компанией побеждают только самые настойчивые клиенты, которые обращаются в РСА и получают необходимые свидетельства отказа. Для того чтобы дело сдвинулось с места, наберитесь терпения. Лучше обращаться сразу в головной офис, а не к многочисленным посредникам, которые являются промежуточным звеном между страховой компанией и клиентом. В офисе постарайтесь взять контакты свидетелей, если они имеются. Если же компания наотрез отказывается соблюдать закон, то вы имеете право вызвать наряд полиции по причине того, что ваши гражданские права нарушают.
Полицейские зафиксируют факт нарушения, а дальше вам останется снять копии с этих документов и предоставить их в РСА. После этого страховая компания наверняка пойдет вам навстречу и оформит полис на мотоцикл. К сожалению, пока мало какие компании соглашаются оформлять страховку на мотоцикл без предупреждений со стороны Российского союза автостраховщиков. Это приводит к тому, что водители отказываются от дальнейших попыток и в результате оказываются не застрахованы.
Нуждается ли владелец скутера объемом двигателя до 50 кубиков в страховке?
Прежде чем выяснить, необходима ли страховка мопеду, определимся с понятиями.
В законе четко разграничено, что все транспортные средства обладающие двигателем до 50 кубических сантиметров относятся к мопедам.
ВУ то же время, если кубатура движка превышает означенный объем – это уже легкий мотоцикл.
С мотоциклами все понятно – страхование обязательно.
А вот нужно ли застраховывать скутер объемом до 50 кубов? Нет, такому средству передвижения страховка не требуется. Более того, если бы владелец мопеда и захотел бы это сделать, скорей всего он бы осуществить такое действие не смог бы. Почему?
Во-первых, при оформлении страховки потребуется документ о регистрации. По закону такое свидетельство мопед с малым объемом двигателя не имеет. Во-вторых, он не сможет предъявить страховой компании и диагностическую карту с пройденным техосмотром. Проблема опять та же – нет регистрации. Значит, не может быть и техосмотра.
Страховку в принципе можно осуществить, но не как транспортного средства, а как личного имущества.
Не все страховые фирмы приветствуют страхование владельцев мотоциклов. Это связано с большим количеством ДТП с их участием, что влечёт за собой увеличение частоты выплат. Такие компании вводят ограничения по цене, объёму двигателя, периоду эксплуатации.
Как сказано в Памятке, утв. Минфином 07.06.2016, для заключения договора можно обратиться к любой компанию-страховщику. Она не имеет права на отказ, если у человека на руках все необходимые бумаги.
Страховщик не имеет права навязывать другие услуги в виде условий заключения договора ОСАГО.
Существуют ситуации, когда владелец автотранспорта (в том числе и мотоцикла) под давлением вместе с основным договором заключает ещё и соглашение по добровольному страхованию. Тогда он может отказаться от второго договора в продолжение 5-ти дней со дня подписания и возвратить уплаченный взнос. (Указ. ЦБ от 20.11. 2015 № 3854-У).
Имеют место случаи, когда страховщик не выполняет свои обязанности добросовестно, действуя исключительно в своих интересах. При этом он пытается занижать суммы выплат при наступлении страхового события.
Критерии оценивания СК
Прежде чем покупать полис, рекомендуется изучить хотя бы небольшое количество тех предложений, которые доступны в Москве. Большой ошибкой считается банальное ознакомление с рекламным буклетом, после которого клиент тут же идёт оформлять страховку по системе ОСАГО.
Оценка должна быть объективной и корректной. Для этого учитывается целый ряд факторов, среди которых:
- репутация страховщика;
- длительность нахождения компании на рынке страховых услуг;
- разветвлённость отделений;
- гарантии и выплаты;
- финансовая стабильность организации;
- структура действующего портфеля;
- отзывы клиентов (причём на независимых ресурсах);
- скорость решения всех возникающих проблем и конфликтов;
- качество сервиса;
- компетентность и вежливость сотрудников.
Это те критерии, на которые чаще всего обращают внимание сами клиенты и потребители услуг.
У каждого автомобилиста свой подход. Некоторые действительно тщательно и детально анализируют деятельность компании, изучают информацию о ней, читают реальные отзывы, обращают внимание на рейтинги. И только после этого принимают окончательное решение.
Основной проблемой для владельцев байков является то, что не каждая страховая фирма согласится застраховать ваш мотоцикл. Дело тут в том, что аварии с мотоциклами происходят далеко не редко. Основной целью страховой компании является заработок на взносах, а не выплата пострадавшим в авариях.
Однако закон в данном случае находится не на стороне страхователя, то есть в случае, если вам при обращении в страховую компанию отказывают в оформлении ОСАГО на мотоцикл, вы в свою очередь можете обратиться в надзорные органы и прокуратуру. Отказ от предоставления услуг обязательного страхования автогражданской ответственности, не может быть осуществлён в одностороннем порядке.