8. Начало движения, маневрирование
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8. Начало движения, маневрирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водитель обязан предупреждать других автомобилистов, мотоциклистов и пешеходов о том, что собирается выполнить маневр. В пункте 8.1 ПДД перечислены маневры, при которых обязательно включение светового сигнала поворота.
Перестроением называется выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Водители перестраиваются, когда меняют полосу движения, выполняют объезд или обгон.
Также перестроение бывает необходимо перед поворотом, разворотом, началом и окончанием движения.
Согласно правилам маневрирования, при перестроении водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые перестроения не совершают. Водитель, движущийся по своей полосе, всегда имеет преимущество перед тем, кто только собирается занять эту полосу.
Однако бывает и так, что два попутных ТС хотят перестроиться одновременно — одно с левой полосы вправо, а другое — с правой полосы влево. В этом случае действует правило помехи справа — у кого есть помеха с правой стороны, тот и должен уступить дорогу.
Если справа от вас помехи нет, значит, вы должны перестроиться в первую очередь и освободить полосу второму ТС.
Важно знать!
Правило помехи справа действует не только при одновременном перестроении. Это универсальное правило, при помощи которого регламентируется очередность движения во всех случаях, когда траектории двух участников движения пересекаются, и оба они находятся в равных условиях — на равнозначном перекрестке, автостоянке, во дворе и т.д.
Однако пользоваться этим правилом ни в коем случае нельзя, если условия, в которых оказались участники движения, заведомо неравные — например, когда одно ТС движется по главной дороге, а другое — по второстепенной, или когда одно ТС выезжает с прилегающей территории, а другое едет по дороге.
В таких ситуациях не имеет значения, кто из двух участников движения оказался справа, а кто — слева, поскольку другие пункты Правил четко оговаривают, кто кого должен пропустить.
Перед выполнением поворота направо водитель должен убедиться, что перед ним не установлены знаки 3.18.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 5.7.2, 5.13.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.1.
Также могут запретить правый поворот знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка правого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Поворот налево возможен только там, где отсутствуют знаки 3.18.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 5.7.1, 5.13.1, 6.3.1, 6.3.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.2.
Поворот налево могут запретить знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Действие знаков 3.18.1, 3.18.2, а также 4.1.1 — 4.1.6 (4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6) распространяется только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
При наличии на перекрестке двух и более пересечений проезжих частей поворот и разворот возможны поле пересечения разделительной полосы, то есть там, где эти знаки уже не действуют.
Необходимо также помнить, что Правила не допускают поворот налево и разворот с пересечением линий разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметки 1.11, когда она повернута сплошной линией в вашу сторону.
Места, где запрещен разворот
Разворот на перекрестке может быть запрещен дорожным знаком 3.19, а также знаками 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 Действие знака 3.19 распространяется на весь перекресток, а знаков 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 — только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
Не позволяют развернуться на перекрестке знаки 5.15.1, 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, либо соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Знаки 4.1.1, 5.5, 5.11, 5.1 и 5.3 не позволят вам выполнить разворот вне перекрестка.
Линии разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметка 1.11, повернутая сплошной линией в вашу сторону, также запрещают водителю развернуться.
Независимо от наличия указанных знаков (разметки), разворот запрещается еще в шести местах, оговоренных пунктом 8.11 Правил:
- на пешеходных переходах (можно развернуться до или после перехода);
- в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- в тоннелях;
- на железнодорожных переездах (можно развернуться до или после переезда);
- там, где дорога просматривается хотя бы в одном направлении (вперед или назад) менее чем на 100 м.
Нормы поведения водителя при маневре
Водитель обязан предупреждать других автомобилистов, мотоциклистов и пешеходов о том, что собирается выполнить маневр. В пункте 8.1 ПДД перечислены маневры, при которых обязательно включение светового сигнала поворота.
- Поворот и разворот.
- Перестроение (в том числе обгон и опережение).
- Начало движения от обочины или тротуара.
- Съезд на край проезжей части (обочину) и остановка.
Если световые поворотники по каким-либо причинам не работают, то водитель должен подавать сигнал о повороте рукой.
Водитель, прежде чем начать выполнение маневра, обязан убедиться, что:
- он не помешает другим участникам дорожного движения и не заставит их сменить траекторию езды;
- световой сигнал поворота находится в исправном состоянии, и другие водители и пешеходы могут видеть его;
- действие не запрещено на данном участке дорожного полотна.
Всегда следует помнить, что поданный световой сигнал несет в себе лишь информативность и не дает никакого преимущества. Подача сигнала о повороте должна прекратиться сразу после выполнения маневра.
Не стоит совершать чрезмерное количество маневров без надобности, например, часто перестраиваться из одной полосы в другую. Таких автолюбителей называют шашечниками. Они не хотят двигаться в общем потоке авто и все время норовят перестроиться, чтобы кого-то опередить или обогнать. Таких автомобилистов лучше избегать, ведь они с большой вероятностью могут спровоцировать ДТП.
Кроме того, подобная манера поведения наводит на мысль о том, что водитель находится в состоянии раздражения или напряжения, что препятствует адекватному поведению на дороге.
Нормы поведения водителя при маневре
Водитель обязан предупреждать других автомобилистов, мотоциклистов и пешеходов о том, что собирается выполнить маневр. В пункте 8.1 ПДД перечислены маневры, при которых обязательно включение светового сигнала поворота.
- Поворот и разворот.
- Перестроение (в том числе обгон и опережение).
- Начало движения от обочины или тротуара.
- Съезд на край проезжей части (обочину) и остановка.
Если световые поворотники по каким-либо причинам не работают, то водитель должен подавать сигнал о повороте рукой.
Водитель, прежде чем начать выполнение маневра, обязан убедиться, что:
- он не помешает другим участникам дорожного движения и не заставит их сменить траекторию езды;
- световой сигнал поворота находится в исправном состоянии, и другие водители и пешеходы могут видеть его;
- действие не запрещено на данном участке дорожного полотна.
Всегда следует помнить, что поданный световой сигнал несет в себе лишь информативность и не дает никакого преимущества. Подача сигнала о повороте должна прекратиться сразу после выполнения маневра.
Что будет, если не убедился в безопасности маневра и нарушил ПДД
Если водитель не убедился в безопасности выполняемого маневра, как диктуют ПДД, он рискует стать виновником аварии, а при удачном стечении обстоятельств его могут оштрафовать или лишить ВУ. Мера наказания зависит от вида совершенного нарушения, но чаще всего применяется ст.12.14 КоАП:
- за незажженный поворотник – штраф 500 р.;
- за выполнение поворота или разворота не из крайнего положения – 1500 р.;
- за то, что развернулся или поехал задним ходом там, где нельзя, – 500 р.;
- за игнорирование приоритета других автомобилей или трамвая при выполнении маневра – 500 р.
Рекомендуем прочитать о правилах разворота. Из статьи вы узнаете о видах разворотов на автомобиле, выполнении разворота согласно ПДД, запрещенных местах для маневра, штрафах за нарушение. А здесь подробнее о том, как избежать ДТП при перестроении.
Умения трогаться с места, тормозить, ехать прямо недостаточно для того, чтобы быть водителем. Очень важно не просто научиться маневрировать, но знать, где это делается, как выполнить поворот, разворот, обгон максимально безопасно. Применение навыков необходимо не ради получения прав, а чтобы добраться на авто до нужного места, сохранив его, здоровье и жизнь.
Что будет, если не убедился в безопасности маневра и нарушил ПДД
Если водитель не убедился в безопасности выполняемого маневра, как диктуют ПДД, он рискует стать виновником аварии, а при удачном стечении обстоятельств его могут оштрафовать или лишить ВУ. Мера наказания зависит от вида совершенного нарушения, но чаще всего применяется ст.12.14 КоАП:
- за незажженный поворотник – штраф 500 р.;
- за выполнение поворота или разворота не из крайнего положения – 1500 р.;
- за то, что развернулся или поехал задним ходом там, где нельзя, – 500 р.;
- за игнорирование приоритета других автомобилей или трамвая при выполнении маневра – 500 р.
Рекомендуем прочитать о правилах разворота. Из статьи вы узнаете о видах разворотов на автомобиле, выполнении разворота согласно ПДД, запрещенных местах для маневра, штрафах за нарушение. А здесь подробнее о том, как избежать ДТП при перестроении.
Умения трогаться с места, тормозить, ехать прямо недостаточно для того, чтобы быть водителем. Очень важно не просто научиться маневрировать, но знать, где это делается, как выполнить поворот, разворот, обгон максимально безопасно. Применение навыков необходимо не ради получения прав, а чтобы добраться на авто до нужного места, сохранив его, здоровье и жизнь.
Дополнительные главы:
- ПДД (правила дорожного движения) Российской Федерации 2020
- Дорожные знаки
- Дорожная разметка и ее характеристики
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
- Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
- Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения
- Некоторые статьи кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Статья 264 уголовного кодекса Российской Федерации
Заметили ошибку? Напишите нам об этом. |
В процессе своего движения каждый водитель вынужденно встречается с различными препятствиями на пути. И долгое время (еще с далеких советских времен) автолюбители квалифицировали это понятие на свой манер и лад. И раньше чаще всего термин «препятствие» применялся при обосновании объезда какого-либо объекта, создающего помехи. С 2010 года в ПДД РФ обозначилось это понятие на законных основаниях.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Разберем наиболее приоритетные составляющие понятия «Препятствие».
1. Препятствие – это неподвижный объект.
Стадо коров, отара овец и пр. не могут быть признаны препятствием потому, что они способны двигаться и перемещаться.
МАНЕВРИРОВАТЬ — это… Что такое МАНЕВРИРОВАТЬ
Начало движения на автомобиле
(фр., от manoeuvre — маневры). 1) искусно двигать, направлять войска или корабль. 2) употреблять разные уловки.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
передвигать войска, передвигать вагоны на станциях железных дорог при составлении поездов и т. п.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
франц. manoeuvrer, от manoeuvre, маневры. а) Искусно двигать, поворачивать войска или корабль. в) Употреблять разные происки.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
Видео урок часть вторая: маневры в Правилах.
Какими бы ни были маневры, они должны быть в первую очередь безопасными для всех участников дорожного движения. Недопустимо разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах, ж/д переездах, в тоннелях и на мостах. С целью проведения правильных и безопасных маневров, недопустимо разворачиваться на пассажирских остановках. Это опасно для людей и создает помехи для ТД. Движение задним ходом, как маневр, не должно создавать угрозы другим участникам ДД. На некоторых перекрестках задние маневры просто запрещены. При развороте вне перекрёсточного полотна необходимо выполнять маневр из крайней левой части. Если из-за своих габаритов ТС не может выполнить маневров, то дозволено немного «оступиться» в точности исполнения предписаний. Более подробную информацию о том, какими правила и когда без вреда можно пренебречь, можно найти, просмотрев видео уроки ПДД. Поданные в них правила дают лаконичное всему объяснение.
Выполнение разворотов на 180 градусов.
Развороты транспортного средства на 180 градусов выполняются на минимальной скорости. В начале выполнения таких маневров рулевое колесо быстро поворачивают до упора, а перед завершением возвращают в исходное положение. При ширине проезжей части, недостаточной для разворота, нужно использовать заднюю передачу. При въезде (выезде) с гаража, при поворотах направо на перекрестках, необходимо учитывать, что траектории движения передних и задних колес автомобиля отличаются разными радиусами. Так радиус входа в поворот передних колес меньше задних. Задние колеса «не успевают» войти в поворот по следу передних. Поэтому при выезде с гаража поворачивать рулевое колесо рекомендуется не сразу, а только после выезда более половины автомобиля его длинны. При поворотах направо не стоит близко прижиматься к бордюрному камню.
Маневрирование: памятка водителю
Маневром можно считать любое изменение направления движения транспортного средства относительно дороги, по которой оно движется.
К маневрам относятся: повороты и развороты; перестроения; объезды и обгоны; начало движения от тротуара или с обочины; подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой; движение задним ходом.
Не является маневром движение по закруглению дороги при отсутствии других возможных направлений.
При выполнении манёвров должны соблюдаться некоторые общие правила. За исключением специально оговоренных случаев, водитель, совершающий манёвр, должен уступить дорогу тем участникам движения, которые не совершают манёвров в данный момент.
Начало движения
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан заблаговременно подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления и прекращать их подачу сразу после выполнения манёвра.
Сигналы подаются везде, включая дворы, АЗС и другие прилегающие территории и всегда, как только возникает ситуация выбора одной из двух возможных траекторий движения.
Если указатели поворота или задние тормозные фонари отсутствуют на транспортном средстве, либо они неисправны, то водитель должен подавать сигналы рукой.
Подача сигнала рукой может быть прекращена непосредственно перед выполнением манёвра. Это позволит водителю поворачивать руль обеими руками.
Водитель, выполняющий манёвр, не должен создавать своими действиями помехи другим участникам движения. Иными словами, он должен уступать дорогу тем, кто не совершает манёвров.
Поэтому включенный сигнал поворота не дает преимущества. Он только информирует окружающих о том, куда транспортное средство будет двигаться дальше.
Сигналы поворота должны подаваться таким образом, чтобы не ввести в заблуждение окружающих участников движения. Это не отменяет требования об обязательной подаче сигнала, однако включать указатели поворота можно, только убедившись, что ваши намерения не могут быть ошибочно поняты другими водителями и пешеходами.
Прилегающие территории
Как правило, прилегающая территория расположена сбоку от дороги. Въезжая на неё или выезжая с неё, водитель должен уступить дорогу всем, чей путь он пересекает.
При повороте с дороги на прилегающую территорию, расположенную справа, на пути транспортного средства могут оказаться пешеходы, движущиеся по дороге в попутном или встречном направлении, а также попутные велосипедисты.
При повороте налево водитель пропускает пешеходов, идущих по левому тротуару (обочине), и все встречные транспортные средства.
Выполняя правый поворот с прилегающей территории на дорогу, водитель должен пропустить пешеходов, идущих по тротуару, и транспортные средства, приближающиеся слева.
При выезде с прилегающей территории налево к ним добавляются ТС, приближающиеся с правой стороны. Поэтому выполнить левый поворот всегда труднее, чем правый.
Перестроение
Перестроением называется выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Водители перестраиваются, когда меняют полосу движения, выполняют объезд или обгон.
Также перестроение бывает необходимо перед поворотом, разворотом, началом и окончанием движения.
Согласно правилам маневрирования, при перестроении водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые перестроения не совершают. Водитель, движущийся по своей полосе, всегда имеет преимущество перед тем, кто только собирается занять эту полосу.
Важно знать!
Правило помехи справа действует не только при одновременном перестроении. Это универсальное правило, при помощи которого регламентируется очередность движения во всех случаях, когда траектории двух участников движения пересекаются, и оба они находятся в равных условиях – на равнозначном перекрестке, автостоянке, во дворе и т.д.
Однако пользоваться этим правилом ни в коем случае нельзя, если условия, в которых оказались участники движения, заведомо неравные – например, когда одно ТС движется по главной дороге, а другое – по второстепенной, или когда одно ТС выезжает с прилегающей территории, а другое едет по дороге.
В таких ситуациях не имеет значения, кто из двух участников движения оказался справа, а кто – слева, поскольку другие пункты Правил четко оговаривают, кто кого должен пропустить.
Перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота, разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.