Техосмотр 2021 — подробная инструкция для водителей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр 2021 — подробная инструкция для водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Техосмотр 2022 года проводится по новым правилам. Профессиональная поддержка юриста поможет разобраться, как правильно подготовиться к техосмотру в 2022 году и уточнить, какое наказание последует, если проигнорировать новые требования. Мораторий на техосмотр закончился, так что эта информация будет полезной для всех.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Обновленные пункты диагностической карты
Рассмотрим новые пункты диагностической карты в виде таблицы:
Было (до 1 сентября 2022 года) |
Стало (с 1 сентября 2022 года) |
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем | 7. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода |
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления | 14. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления |
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям | 22. Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям |
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания | 28. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска |
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства | 34. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла |
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям | 53. Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям 54. Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям |
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки 44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы 46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
36. Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
Предыдущие правила прохождения техосмотра автомобиля
Проводить техосмотр автомобиля в 2021придется не всем, но все же следует рассказать, какие правила действовали раньше. Это поможет проще понять суть изменений, и какое значение они имеют для автомобилистов. Прежде всего техническийосмотр является обязательным условием, чтобы оформить ОСАГО. Это касается автомобилей, которые были выпущены 4 и более лет назад. Более новые модели легковыхавтомобилейпроходитьтехосмотр не обязаны. Если карточка отсутствовала у авто, которому более четырех лет, страховая имеет полное право не оформлять страховку.
Теперь что касается того, какие действия предпринять с авто, которому в 2022 больше 4 лет. Ему обязательно проходить техосмотр. Частота рассматриваемого мероприятия регулируется. Обращаться необходимо раз в два года. Но более точно можно сказать, когда известно, для какого транспорта проводится техосмотр. Иногда рассматриваемую процедуру нужно делать несколько чаще. В особенности это касается транспорта, перевозящего пассажиров. Например, автобусы, такси легкового типа и другие транспортныесредства, перевозящие 8 и более пассажиров. Техосмотравтомобилей рассматриваемого типа должен проходить хотя бы раз в год.
Также ежегодно оформлением техосмотра должны заниматься владельцы грузового транспорта, максимальная масса которого 3,5 тонны, а также приспособлений, которые должны подавать своеобразные световые и звуковые сигналы. Кроме того, регулярный осмотр должны проводить для транспорта, на котором люди учатся.
Сложность заключалась в том, что попытка пройти техосмотр хоть и требовалась регулярно, но стала настоящим квестом. Пунктов, где может выполняться прохождение качественного и тщательного анализа технического состояния легкового автомобиля, очень мало. Техническая карта оформлялась оператором, который даже не видел легковойавтомобиль, а заполнял строки дистанционно, исключительно, чтобы легковойавтомобиль получил ОСАГО.
Более того, до 2022 года была распространена практика продажи технических карт посредством интернета. Понятно, что в этой ситуации и речи не могло идти о том, чтобы провести тщательный осмотр транспорта. Когда номер диагностической карты был готов, его отправляли на электронную почту. Заказчик мог сразу пойти в страховую и заняться оформлением полиса. Это быстро и удобно для заказчика, что было несомненным плюсом такой схемы, но её минусы были более весомые. Например, всегда оставался риск, что техническая карта выдана для неисправного легковогоавтомобиля, который, как правило, представляет опасность на дороге.
Именно потому правительство решило ввести нововведения, благодаря которым пройтитехосмотр для осагоможет и стало сложнее, но зато процесс стал справедливее. Изменения вошли в силу с 03. 2021, и автомобиль вынужден проходитьтехосмотры согласно обновленным требованиям.
Какие правила техосмотра автомобиля сохранились
Вопрос о том, нужно ли пройти техосмотр, даже не стоит, поскольку ответ очевиден – конечно, нужно. Но новые правила 2022 года внесли свои коррективы в рассматриваемую практику. Но нечто знакомое все же осталось. В частности, техническая часть, которая практически никак не изменилась. Были внесены только небольшие поправки в процесс, но они незначительные.
Например, есть не совсем новое правило – оператор должен особо пристальное внимание обратить на то, как работают тормоза. Они в обязательном порядке должны быть полностью исправными, чтобы водитель мог вовремя остановиться. Также очень важным является исправность рулевого управления. Логично, что это нужно, чтобы не возникало проблем по части задавания направления автомобилю. Очень важный аспект – исправность мотора. Помимо двигателя обязательно обращается внимание на работу его систем.
Обязательно должны быть исправными световые приборы, поскольку они делают легковойавтомобиль заметным на дороге и помогают безопасно передвигаться в темное время суток. Стеклоочистители и омыватели гарантируют, что водитель сможет видеть дорогу, даже если лобовое стекло будет запачкано. Шины и колеса также проверяются. Например, резина должна соответствовать сезону и не быть изношенной.
Ещё одно правило на тему передних стекол заключается в том, что они не должны закрываться тонированными пленками. Это снижает видимость, и пройти техосмотр не выйдет. И обязательно должны быть исправными ремни безопасности. К звуковым сигналам также выдвигаются свои требования, главным из которых является исправность.
Легковой автомобиль должен соответствовать требованиям по безопасности, что использовались на момент его производства. Это значит, что если производитель не предусматривал ремней безопасности, дополнительно ставить их на машину не потребуется. Обычно это касается раритетных автомобилей. Таковыми могут признать машины, которые выпускались 30 лет назад и раньше.
Оператор должен проверять, соответствует ли автомобиль всем этим требованиям, но придумывать свои он не имеет права. Потому если все нормы соблюдены, а специалист отказывается утверждать диагностическую карту, несмотря на успешное прохождение процедуры, для него могут быть последствия. Кроме того, сотрудник ГИБДД не может аннулировать диагностическую карту по придуманному поводу. Потому вы в любом случае получите ОСАГО.
Старые действующие документы на автомобиль, несмотря на новые правила, отменять не будут. Если диагностическая карта все ещё работает, она будет продолжать это делать без прохождения повторной процедуры. Если же сроки истекают, оформление техосмотра будет проходить уже по новым правилам. Другими словами, большинство водителей почувствуют изменения уже с октября текущего года, поскольку большинство СТО пока не успели подготовиться к новым условиям. Если оформляете ОСАГО, это нужно учитывать.
Получить юридическую помощь по вопросам техосмотра автомобиля можно на нашем сайте.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
В 2023 году расширен перечень критериев соответствия автомобиля параметрам безопасности.
Специалист организации, уполномоченной проводить ТО, будет проверять машину по следующим требованиям:
- Исправные осветительные приборы должны быть окрашены в один цвет, располагаться симметрично и испускать уровень излучения в соответствии с регламентом Таможенного союза;
Автомобиль не пройдет ТО с тонировкой, пленкой, декором, рисунком или наклейкой на фарах!
- Не допустима течь гидроусилителя руля, моторного или трансмиссионного масла и других жидкостей;
- В автомобиле не должно быть изменений конструкции ТС, установленной заводом-изготовителем;
Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.
Сначала нужно проверить исправность автомобиля:
- фары, противотуманки и все осветительные приборы;
- шины;
- ГУР;
- систему торможения;
- стеклоочистительные моторчики и патрубки;
- наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя с действующими сроками годности;
- паспорт на ГБО (при наличии).
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
ТО обязаны проходить собственники всех машин, изготовленных свыше трёх лет назад. При расчёте нужно принять во внимание возраст авто. После приобретения нового автотранспорта важно указать год прохождения последующего ТО.
Сейчас государственная пошлина за техосмотр не взимается отдельно. Каждый центр, у которого имеется доступ к ЕАИСТО, выдаст собственнику авто полноценную диагностическую карту. С лета 2015 года прежние документы техосмотров уже не действуют. На данный момент актуальные только сертификаты ТО, оформленные в специальных лицензированных центрах.
Итак, обязателен ли техосмотр для ОСАГО? Для постоянного страхового сертификата – да. Без диагностической карты удастся оформить исключительно временную автогражданку на срок в 20 дней. Для постоянного документа требуется карта о пройденном техосмотре, исключением являются машины моложе трёх лет.
С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО
ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.
Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:
- Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
- Рулевое управление неисправно.
- Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
- с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
- нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
- Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
- На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
- Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
- Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
- Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
- Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
- Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.
Что важно знать водителям и автовладельцам?
Мы решили обобщить для вас информацию и составили список изменений, которые нужно знать водителям в ближайшем будущем.
- Изменения в форме диагностической карты: она будет иметь электронный формат, содержащий электронную подпись уполномоченного лица.
- Появление ЕАИСТО – базы данных, куда будут заноситься данные, касающиеся процедуры техосмотра.
- Проверка действия лицензии у операторов станций ТО.
- Фотографирование машины в системе координат в момент заезда на пункт и в момент выезда с пункта – передача сведений в ЕИС. Весь ход осмотра подлежит фотофиксации.
- Контроль с помощью ЕАИСТО числа машин, проходящих ТО на конкретной станции.
- Обязанность сотрудника ГИБДД присутствовать на каждой процедуре ТО.
Что изменилось в правилах техосмотра?
Начнем с того, что определение «талон техосмотра» и его внешний вид вышли из нормативно-правовых актов. Вместо этого бланка автовладелец получает диагностическую карту машины. Получить ее можно в лицензированном центре обслуживания технических средств, после проведенного осмотра.
Как выглядит современная диагностическая карта? Она представляет собой бланк формата А4, в табличной форме представлена вся информация об автомобиле, пишется заключение о возможном или невозможном управлении им. Подписывается бланк работником станции, который проводил технический осмотр. Оформляется два печатных экземпляра и один в электронной форме, закрепляется один индивидуальный номер бланка. На руки собственнику машины дается 1 карта, вторая хранится три года у специалиста, осуществлявшего диагностику.
При этом с 2014 с водителей сняли обязательства оплачивать госпошлину за прохождение технического осмотра или выдачу дубликата диагностической карты.
Что проверяют во время техосмотра?
Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:
- Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
- Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
- Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
- Стекольные очистители и омыватели.
- Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
- Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.
Какие виды транспорта должны проходить техосмотр
После вступления в силу законодательных инноваций изменятся сроки прохождения технического осмотра. С марта 2021 года автомобилям не старше 4 лет не нужно будет проходить техосмотр. Машинам, возраст которых варьируется в диапазоне от 4 до 10 лет, придется посещать оператора раз в 2 года. Все эти правила распространяются и на другие виды транспортных средств:
- полуприцепы;
- мотоциклы;
- прицепы;
- грузовые автомобили, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тн.
Авто старше 10 лет, необходимо подтверждать исправное техническое состояние раз в год. Автомобили, выпущенные менее 5 лет назад и работающие в такси, будут проходить техосмотр раз в год, если более 5 лет – раз в полгода.
Раз в год техническое состояние придется подтверждать:
- грузовикам от 3,5 тн;
- автобусам;
- учебным авто до 5 лет;
- машинам, перевозящим опасные грузы;
- такси (легковым);
- грузовикам (от 8мест);
- авто со спецсигналами.
А если возраст этого транспорта превышает 5 лет, то проверка проводится 1 раз в полгода.
Что проверяют на техосмотре
В ходе технического осмотра проверяется множество узлов и агрегатов. Должное внимание уделяется кузову автомобиля, системам безопасности и сопутствующему инвентарю.
- Огнетушитель. Каждое транспортное средство следует комплектовать огнетушителем установленного образца. Продукт должен иметь сертификат и неистекший срок годности. Запрещается использование огнетушителей, имеющих видимые механические повреждения. Такие приборы требуют незамедлительной замены.
- Аптечка. Как и в случае с огнетушителем, транспорт должен комплектоваться сертифицированной типовой аптечкой. Перечень лекарственных препаратов и средств первой медицинской помощи установлен законодательством. Инспектор вправе проверить комплектность аптечки, если у него возникнут сомнения в ее качестве.
- Знак аварийной остановки. Знак аварийной остановки может присутствовать в целом и разобранном виде. Не допускается наличие существенных повреждений, препятствующих полноценной эксплуатации изделия. Продукт должен соответствовать требованиям отраслевых нормативов в части размеров, комплектности и светоотражающей способности.
- Дверные замки. Недопустимо наличие заеданий и прочих дефектов при эксплуатации дверных замков. Механизмы должны работать слаженно и плавно, обеспечивая беспрепятственную посадку пассажиров в салон и выход из него. Отдельное внимание уделяется дополнительным запорным механизмам, установленным в рамках багажника и капота.
- Зеркала заднего вида. Все зеркала должны располагаться на штатных местах, иметь типовое исполнение. Не допускается установка зеркал, не предусмотренных конструкцией, а также использование комбинированных решений, ухудшающих обзорность. Поверхность изделий не должна иметь трещин и сколов, затрудняющих их эксплуатацию. Запрещается приклеивание тонировочных или светоотражающих пленок, а также использование прочих элементов тюнинга.
- • Стеклоочистители и стеклоомыватели. При функционировании системы по очистке стекол не должно возникать трудностей. Это касается чистящих щеток, их приводов и форсунок. Система обязана эффективно удалять грязь, поддерживать заявленные режимы работы. Допускается замена щеток стеклоочистителей на аналогичные или иные изделия, совместимые с параметрами системы.
- Грязезащитные фартуки (брызговики). Наличие данного элемента проверяется на всех автомобилях без исключения. Брызговик не должен иметь видимых механических повреждений, препятствующих его работе. Не допускается использование продукции, не подходящей по размеру или имеющей значительный износ.
- Ремни безопасности. Специалисты проверяют целостность ремней безопасности и работоспособность инерционных катушек. Они удостоверяются в исправности фиксирующих механизмов, осматривают полотно ремня в местах наибольшего трения. Если в транспортном средстве производилась замена ремней, собственник обязан представить документы, подтверждающие качество установленной продукции.
- Противосолнечные козырьки. Козырьки, защищающие от солнца, присутствуют в большинстве современных авто. Они обеспечивают комфортное вождение в солнечную погоду, обязаны обладать функционалом, предусмотренным производителем. Отсутствие козырьков – повод для отказа в оформлении диагностической карты. Водителю потребуется установить сертифицированные защитные элементы на заводские места.
- Тягово-сцепное устройство. Элементы сцепки проверяются у авто, работающих с прицепами. Они должны надежно фиксировать прицепной блок, исключать его произвольное перемещение по трассе. Как правило, контроль качества сцепного узла выполняется посредством специальных приспособлений.
- Звуковой сигнал. Подача звукового сигнала должна осуществляться сразу после нажатия соответствующей клавиши. Недопустимо наличие заеданий, прерывистая или излишне тихая подача звука.
- Сидения. В машине обязаны присутствовать сидения, предусмотренные заводом-изготовителем. Не допускается установка посадочных мест, предназначенных для автомобилей дугой марки.
- Выхлопная система. При проверке транспортного средства используется поверенный анализатор, определяющий количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Действующие нормативы предусматривают послабления для машин, выпущены до 1986 года. Для подобной техники допустима большая концентрация СН и СО в отработанных газах. Авто, оснащенные каталитическим нейтрализатором, проверяются по всей строгости закона.
- Тормозная система. Эффективность тормозов проверяется в обязательном порядке. Процедура затрагивает следующие параметры: герметичность магистрали, удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных усилий, работоспособность механизма сигнализации и степень усиления на органах управления. Отклонения по любому из перечисленных показателей исключает оформление диагностической карты, провоцирует отправку машины на ремонт.
Также проверяется сезонность установленной резины, техническое состояние осветительных приборов, целостность несущих кузовных элементов и прочие показатели.