Ремонт или деньги по ОСАГО — что лучше?

04.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт или деньги по ОСАГО — что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!

Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.

Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.

Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.

Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.

Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком

Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.

Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.

Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО

Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/

Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.

Отказ от ремонта по ОСАГО

В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:

  • машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
  • смерть страхователя;
  • инвалидность страхователя;
  • стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
  • получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
  • страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
  • регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Читайте также:  Налоговая отчетность ИП на ЕНВД

В законе говорится только о запрете ремонтно-восстановительных работ и утилизации транспортного средства, но не о запрете его отчуждения. Разъяснений касаемо вопроса о продаже автомобиля нет в нормативно-правовых актах. С одной стороны, в законе не говорится напрямую о запрете продавать транспортное средство в течение 15 суток со дня аварии, с другой – отчуждение помешает страховой компании осмотреть авто и провести экспертизу, поскольку новый собственник вправе отказать в передаче машины.

При продаже автомобиля его водитель не исполнит свою обязанность по предоставлению ТС для осмотра страховщику. Следовательно, если страховая компания не потребует машину сразу, то может сделать это в любой момент срока исковой давности, равного 3 годам. На протяжении данного периода продавать автомобиль нельзя.

Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!

Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.

Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.

Как поможет ОСАГО при ДТП

Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:

  • место и дату происшествия;
  • количество авто в ДТП;
  • свидетелей происшествия и их контакты;
  • ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
  • название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
  • место удара по авто;
  • все поврежденные на авто места;
  • схему происшествия;
  • виновника происшествия.

Что будет, если оформить ДТП после аварии?

Если по тем или иным причинам вам не удалось зарегистрировать аварию сразу (а произойти это может по совершенно различным причинам), то ничего не запрещает при наличии согласия всех участников оформить ДТП позднее: через несколько часов, на следующий день, через несколько дней, неделю и так далее. Главное, не запустить этот срок, чтобы страховая компания не отказала по той причине, что повреждения явно получены ранее, чем дата происшествия.

Читайте также:  Как подать на алименты после развода

А вот оформить ДТП задним числом не получится, если вы вызываете сотрудников ГИБДД. В случае же европротокола ничего не мешает провести такую махинацию.

Если попасть ещё в одну аварию после первой?

Сколько раз можно попадать в ДТП в течение определённого промежутка времени – например, года? Неограниченное. Законодательство в 2023 году никак не наказывает за частые аварии, даже если во всех них вы признаны виновником. То есть не последует никакого более жёсткого штрафа, лишения прав, ареста и других мер ответственности просто за то, что вы попали во второе и последующие ДТП. Только за то нарушение, которое привело к аварии.

Тем не менее, ваша виновность в происшествиях и страховые случаи вследствие этого прямо влияют на стоимость страховки ОСАГО. Дело здесь в специальном коэффициенте – КБМ. Максимальное его значение может быть 2,45. И это значит, что, если вы попадёте, например, в 4 происшествия в течение года, в каждом из которых вас признают виновным, а потерпевший обратиться за возмещением, то в следующий страховой период стоимость полиса вырастет для вас условно в 2,5 раза.

Когда стоимость починки больше суммы возмещенной страховой компанией

Первое действие, которое напрашивается само собой, это предъявление претензий к виновнику происшествия. Но это неправильный ход, поскольку по закону потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение причиненного вреда.

Максимальный размер компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, достигает 500 тысяч рублей, за вред имуществу — 400 тысяч рублей. (ст. 7 КоАП РФ).

Здесь следует правильно поступить, и выполнить несколько обязательных мероприятий:

  1. Заказать повторно оценку повреждений у независимого эксперта. Она должна проводиться согласно установленным требованиям:
      во время независимой оценки должны присутствовать все заинтересованные лица: представитель страховщика и виновный водитель, которого официально уведомляют о проведении оценки;
  2. на основании проведенной экспертизы составляет оценочный акт, который подписывают все присутствующие лица.
  3. Если при сравнении результатов выявятся следующие моменты, то можно попытаться изменить ситуацию в судебном заседании:
      эксперт страховщика пропустил важные повреждения авто;
  4. преднамеренно снизил стоимость деталей и ремонтных работ;
  5. не включил оплату работу сотрудников ремонтной бригады.
  6. Уведомите свою страховую компанию о вашем намерении защитить свои права в судебном порядке, и предложите ему решить вопрос полюбовно. Составьте досудебную претензию страховщику, в ней изложите все обнаруженные факты независимым экспертом. Обратите внимание на те моменты, которые специально были нарушены и стоимость была существенно занижена.

В большинстве случаев удается решить все спорные вопросы именно таким образом, поскольку страховщик понимает, что судебная тяжба ему обойдется гораздо дороже.

Ремонт автомобиля или денежная компенсация — что быстрее?

Еще на этапе заключения договора клиенту предложат выбор: выплата на счет СТО или наличными на руки?

В отличие от ОСАГО, где в основном производятся безналичные расчеты с СТО, по добровольным видам страхования всегда есть возможность выбора.

Чем дороже полис и чем больше у него дополнительных опций, тем больше вариантов выплаты возмещения.

Если вы изначально выбрали возможность получения выплаты деньгами, то в течение 45 дней или ранее (в зависимости от условий договора) вам должны компенсировать ущерб. В этом случае можно снять наличные со счета и оплатить ремонт самостоятельно в те сроки, которые вам удобны. Получается, что денежная выплата возможна в более короткие сроки, чем оплата ремонта, ведь окончания ремонта (плюс 1-1,5 месяца) еще нужно дождаться.

Выплата наличными производится по калькуляции. Сумма ущерба и стоимость восстановительных ремонтных работ определяется, исходя из средних цен в регионе на услуги СТО и запчасти. Естественно все выплаты проводятся только в рамках страхового лимита и за вычетом франшизы или износа, если это предусмотрено полисом КАСКО.

Читайте также:  Статус «Мать-одиночка» в России в 2023 году

Может быть также предусмотрен вариант выплат наличными с агрегатной и неагрегатной страховой суммой. В первом случае лимит сокращается на сумму выплаты, а во втором остается несгораемым независимо от количества страховых выплат.

Даже если в вашем договоре предусмотрен ремонт по направлению на партнерском СТО, то клиент все равно вправе получить компенсацию наличными, если он этого хочет. Правда, за это придется побороться в суде, ссылаясь на ст. 929 ГК РФ.

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Особым видом среди документов, составляемых при фиксации ДТП, является европротокол. Его можно собственноручно заполнить в случае, когда участники аварии решают не вызывать инспекторов и не обращаться в органы ГИБДД для составления классического протокола. Бланк европротокола выдается страховой компанией при заключении договора ОСАГО или КАСКО. Заполнить бумагу нужно на месте происшествия, чтобы в точности описать все обстоятельства.

Отказ от вызова инспекторов ДПС и составление такого специфичного протокола существенно снижает предельный размер страхового возмещения до 50 тысяч рублей. Исключением являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область: для них размер сохраняет свое максимальное значение в 400 тысяч рублей.

Повлиять на оценку повреждений европротокол может только в случае, если лицо, заполнявшее его, не описало достаточно подробно все обстоятельства, от которых может зависеть выплата. Страховым компаниям свойственно верить больше официальным органам сотрудников ГИБДД, поэтому собственноручно составленный протокол должен быть максимально полным, и к нему желательно прикладывать как можно больше фотографий и видеозаписей с места происшествия.

Техническая часть — ремонт элементов подкапотного пространства

Нередко после аварии, в которой задействована передняя часть автомобиля, приходится восстанавливать периферийную технику. Практически во всех ДТП нарушается целостность пространства моторного отсека, от чего страдают самые разные детали. Двигатель зачастую остается целым, КПП также редко повреждается. Но в остальном может получить достаточно необычные проблемы:

  • радиатор системы охлаждения и кондиционера — эти детали просто слетают с креплений, выгибаются, нарушается их герметичность, поэтому из стоит заменить;
  • периферийная техника в виде генератора и стартера также нередко оказывается под ударом и требует в конечном счете качественной замены на заводские запчасти;
  • аккумулятор часто повреждается, снижается уровень герметичности, поэтому после ДТП неплохо будет поменять этот элемент, даже если визуально он выглядит хорошо;
  • проводка иногда просто сгорает, в других случаях разрывается и путается, восстанавливать ее не имеет смысла, лучше купить и установить новые детали;
  • тормозные элементы и система управления — если удар пришелся в область колес, могут пострадать системы торможения и управления, их обязательно нужно проверить.


Похожие записи: