О чем расскажет ПТС: как обманывают покупателей подержанных автомобилей

13.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О чем расскажет ПТС: как обманывают покупателей подержанных автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Владелец — это не обязательно тот человек, который купил или получил имущество в дар, им также может быть доверенное лицо или человек, пользующийся имуществом на правах аренды. Владеть — означает обладать имуществом или вещью, иметь возможность производить с ней не запрещенные законом действия, а также осуществлять полный контроль над ней, охрану, хранение и т. д.

Какие права есть у владельца имущества?

Основанием для владения имуществом может быть договор аренды, доверенность на право управления автомобилем и т. д. Владелец может обладать и пользоваться имуществом только в тех рамках, которые ему установил собственник. Если последний свободно может продать, подарить, обменять или иным образом отдать свою вещь, то владелец в таких правах будет ограничен.

Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Читайте также:  Какие пособия и льготы положены матерям-одиночкам в 2023 году

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

В некоторых случаях права собственника на ТС могут быть ограничены. Существует несколько видов обременений:

  1. Залог. Используется для обеспечения выполнения заемщиком кредитных обязательств. Гражданин вправе ездить на ТС, но передавать имущество третьим лицам запрещено. После окончательного расчета с кредитором собственник может вновь пользоваться автомобилем. Если деньги не выплачены, машина изымается в счет долга.
  2. Арест. Применяется для принуждения должника к выплате финансов, взятых у банка. Кроме того, эта мера может потребоваться для сохранения ценности имущества. ТС изымается, пока отношения между кредитором и заемщиком не будут урегулированы. Наложить арест может полиция, суд или организация, исполняющая распоряжения суда.
  3. Розыск. Обременение накладывается, если ТС внесено в базу разыскиваемых правоохранительными органами объектов. В этом случае пересечь на нем границу не удастся. Узнать о том, что машина в розыске, может любое заинтересованное лицо, поэтому попытка продать такой автомобиль скорее всего, закончится попаданием в полицейский участок.

А вот с ограничениями на регистрационные действия все сложнее

Вы хотите поднять договоры купли-продажи, показать их в суде и сказать: Петров больше не собственник, собственник сейчас Иванов, а Сидоров вообще умер, поэтому давайте снимем ограничения, и я куплю эту машину.

Но так не получится. Дело в том, что обременение по закону следует не за хозяином вещи, а за самой вещью.

Возможно, машина находилась в залоге у банка изначально, с момента покупки первым владельцем, — как обеспечение по кредиту.

А может быть, ограничения на регистрационные действия наложили уже приставы, чтобы добиться от Иванова исполнения судебного решения и выплат долгов по кредиту.

Но в описанной вами ситуации это неважно: судебное решение уже есть и оно определяет судьбу машины независимо от того, кто ее купил. Запрет на регистрационные действия не дает ставить машину на учет независимо от того, кто ей сейчас распоряжается и в чьем владении она находится.

Как действовать, если наложили арест на автомобиль

Если приставы наложили арест на машину, то надо решить, как можно побыстрее ее вернуть. Для начала нужно установить факт, из-за чего был сделан арест и насколько он правомерный. Например, если процедура была проведена по обращению государственного органа, а автомобиль находится в залоге у банка, то юридически арест не может быть наложен. В этом случае инициатором разбирательства должен выступать банк.

Далее следует разобраться в основаниях наложения ареста. Должник может не получить уведомления о погашении задолженности, поэтому стоит обратиться с запросом в соответствующие организации (банк, налоговую службу, таможенные органы) и узнать, какие задолженности не были оплачены своевременно. Выяснить, почему именно был наложен арест, можно в уведомлении, направленном судебными приставами.

Если письмо не пришло, должник вправе потребовать постановление об аресте. Иногда для окончания ареста достаточно получить справку об отсутствии задолженностей и направить ее в ФССП. Также стоит внимательно исследовать направленный акт об аресте, так могут быть ошибки.

Если есть сомнения в правомерности ареста или в том, что процедура проведена в соответствии с законодательством, можно обратиться в суд и обжаловать постановление об аресте. Также должник может подать апелляцию на решение суда, если он с ним не согласен. При нарушениях и неправомерных действиях со стороны судебных приставов можно направить жалобу в прокуратуру.

Собственник транспортного средства как специальный субъект административной ответственности

СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

SPECIAL ORDER OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF OWNERS OF VEHICLES

Summary. In the article the author considers the specifics of the legal status of the owner of the vehicle as a special subject of administrative responsibility.

Key words: administrative responsibility; owner; vehicle; subject of administrative responsibility; special technique means; presumption of innocence.

Рост числа дорожно-транспортных правонарушений, зачастую влекущих тяжкие последствия, способствовал разработке и внедрению с учетом положительного зарубежного опыта системы автоматической фото-и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации.

В этой связи возникла необходимость внесения множества поправок и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности. В частности, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] был дополнен статьей 2.6.1, устанавливающей административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств [2].

Таким образом, современное отечественное законодательство об административных правонарушениях относит собственников (владельцев) транспортных средств к категории специальных субъектов административной ответственности. При этом, под специальными субъектами административной ответственности в научной литературе понимаются лица, обладающие специфическими признаками, которые прямо указаны в правовой норме и наличие которых законодатель считает обязательными для конкретного состава правонарушения [3].

Читайте также:  Особенности и порядок увольнения инвалида 1, 2, 3 группы

КоАП РФ не содержит определения понятий собственник (владелец) транспортных средств. Однако, мы его можем встретить в статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которой под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, которое владеет транспортным средством в силу права хозяйственного ведения или права оперативного управления либо в силу иного законного основания [4].

К таким иным законным основаниям представляется возможным отнести право аренды или распоряжение соответствующего органа о передаче конкретному лицу транспортного средства). В тоже время, не будет являться владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Соответственно, собственником транспортного средства следует признать лицо, на которого оформлено в установленном законом порядке право собственности на соответствующее транспортное средство.

Специфика правового статуса собственника (владельца) транспортного средства проявляется в следующем.

В первую очередь, следует указать на то, что в соответствии с действующим гражданским законодательством собственником (владельцем) транспортного средства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Следовательно, субъектом ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, может быть не только физическое лицо, но и юридическое, на которого оформлено право собственности на соответствующее транспортное средство. На этот факт также обращает внимание Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях [5].

Проблемы и сложные вопросы

  1. Каковы особенности перехода права собственности от физического лица к юридическому? Прежний владелец ТС может наделить покупателя, приобретающего машину с целью последующей продажи, полномочиями по прекращению регистрации транспорта в ГИБДД. Эти полномочия указываются в договоре или доверенности.
  2. Если обнаружена машина-двойник, что делать владельцу оригинала? Чаще всего водители узнают о существовании машины-двойника, когда им начинают приходить штрафы. В этом случае следует написать заявление в ГИБДД, упомянув о своей непричастности. Потребуется доказать, что автомобиль в момент правонарушения находился в другом месте.
    Помочь может также сравнение оригинала ТС с записью камер видеонаблюдения. В сложных ситуациях придется заказывать экспертизу.
  3. Кто несет налоговое бремя при продаже ТС? Собственник, данные которого указаны в ПТС.
  4. Возникнут ли проблемы у нового владельца при постановке на учет ТС, которое до покупки было конфисковано? Сотрудники ГИБДД могут отследить всю историю автомобиля. Если отсутствует запрет на совершение регистрации, оснований для отказа новому собственнику нет. В любом случае, в отсутствии обременений рекомендуется убедиться до покупки.
  5. Как найти сведения о владельце ТС? Зная номера машины, можно обратиться в ГИБДД и получить выписку из базы о данном ТС. Но на предоставление такой информации можно рассчитывать лишь в следующих случаях:
    • ТС блокирует выезд со стоянки;
    • водитель машины, как и лицо, желающее получить данные о нем, участвовал в ДТП.

    Разница в понятиях между собственником транспортного средства и владельцем

    Собственник и владелец — в чем разница.

    Собственник. По простому — это тот человек, на чье имя оформлен конкретный автомобиль, то есть чьи данные отражены в Паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации. Кто же такой законный владелец ТС? Данный вопрос становится актуален для людей, попавших в ДТП, ведь именно он несет ответственность за причиненный вред. В соответствии со ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (то есть при использовании транспортного средства) возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, ПО ДОВЕРЕННОСТИ на право управления транспортным средством и т.п.).

    Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ).

    Теперь разберемся с ответственностью.

    Правовые полномочия и обязанности

    Согласно законодательному акту № 283-ФЗ от 03.08.2018 (ред. от 30.07.2019), собственник транспортного средства имеет право на:

    1. Осуществление государственной регистрации автомобиля. При этом выбор подразделения ГИБДД для занесения данных в базу может быть сделан независимо от места прописки заявителя.
    2. Сохранение присвоенного транспорту номера, а также его передачу при продаже или дарении. Новый владелец может принять автомобиль с уже имеющимся номером или заменить его.
    3. Получение регистрационных знаков, соответствующих государственному образцу, на основании п. 5. №256-ФЗ от 30.07.2019.

    Вместе с правами возникают и обязательства:

    1. В течение 10 дней с момента получения транспорта, ранее не состоявшего на учете, необходимо пройти процедуру регистрации. Такой же срок дается для подачи заявления о смене владельца и внесения соответствующих изменений в регистрационные данные.
    2. Самостоятельно посетить организацию, занимающуюся изготовлением регистрационных знаков, для их получения.
    3. Обратиться в регистрационный отдел для совершения иных действий, предусмотренных ст. 10 №283-ФЗ, например, для восстановления утраченного или пришедшего в негодность ПТС.
    4. В случае необходимости предоставить регистрационному отделу автомобиль для проведения осмотра.
    5. Своевременно оплачивать транспортный налог.

    Если передал машину со всеми документами с последующей продажей, но человек не хочет возвращать

    Доверчивые граждане могут дать передать авто потенциальному покупателю как бы для тестирования, чтобы он смог убедиться, что транспорт его устраивает. Договор купли-продажи решили оформить позднее, чтобы не пропустить 10-дневный срок для регистрации в ГИБДД. Деньги покупатель должен был передать при официальном заключении сделки. Чтобы водитель смог законно управлять машиной, его вписали в полис ОСАГО и передали документы на авто. В указанное время покупатель на связь не вышел, договор не оформлен, деньги не оплачены.

    Для возврата авто можно действовать следующим образом:

    • обратиться в страховую компанию, исключить водителя из страховки;
    • если известно, где находится автомобиль, можно подъехать с эвакуатором, забрать машину (хорошо, если переданные документы находятся в салоне, если нет, тогда нужно их восстановить – сделать дубликаты);
    • если местонахождение авто неизвестно, нужно обратиться в полицию, написать заявление (не нужно скрывать о договоренностях, в заявлении следует указать, что человек обманным путем завладел машиной, а не украл);
    • подать исковое заявление в суд, указать просьбу вернуть машину из чужого владения на основании норм гражданского кодекса.

    Дождаться решения суда, а потом действий судебных приставов для возврата машины фактическому владельцу.

    Самое главное, что нужно знать!

    В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

    • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
    • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
    • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

    Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

    Если авто без ПТС и в кредите, необходимо оформить договор купли-продажи, прийти в банковское учреждение, погасить неуплаченную часть кредита и вернуть разницу продавцу. После этого нужно на основании договора восстанавливать ПТС по вышеуказанной процедуре.

    В случае сбора авто по запчастям, перекупа без документов, например, японского авто на Дальнем Востоке, можно попытаться купить ПТС на аналогичное транспортное средство и поставить его на учет.

    Делать это нужно в тех случаях, если вы полностью уверены в продавце и намеренно покупаете авто без документов, зная всю его историю.

    Если же вы купили авто без договора у неизвестного продавца, документы вам никакие не передали, то можно готовиться к самым плохим ситуациям: авто под залогом, арестом, в угоне, реализовано без ведома хозяина и т.д.

    Во всех этих случаях сделка с покупателем может быть не признана или аннулирована, хуже если вы станете участником уголовного дела. Поэтому при возникновении малейших сомнений, когда владелец скрылся и не оставил ПТС, нужно обращаться в правоохранительные органы.

    Перерегистрация криминальных машин

    Сегодня автомобильный рынок предлагает огромное количество подержанных машин без документов, но по сниженным ценам. Тут следует быть предельно осторожным, чтобы не приобрести криминальное авто/конструктор. Это могут быть проблемные, жизненные обстоятельства: к примеру, муж в ходе бракоразводного процесса пытается продать свой автомобиль, который находится в кредитном залоге и даже в совместном владении с женой. В итоге — аннулирование ДКП по судебному решению и конфискация ТС без гарантии возврата уплаченных денег.

    Японские автомобили без документов неизменно пользуются большим успехом. И здесь проблем не избежать. На многих машинах из Японии отсутствуют кузовные VIN-номера, чем активно пользуются предприимчивые дельцы и рядовые граждане. Завоз таких автомобилей ведется по схеме «распилов», когда кузов за границей распиливается на два сегмента и доставляется в Россию через таможню в разные дни на различном транспорте в виде металлолома. Таможенной пошлиной подобный груз не облагается. Этот вариант экономит немало денег.

    На территории России специальные мастерские занимаются их сборкой и передают заказчикам. Из-за отсутствия кузовных номеров через одни и те же документы можно провести сразу несколько автомобилей. На 2020 год правила доставки, сборки и разборки японских ТС с помощью машин-доноров (аварийных, утопленных и прочих непригодных для эксплуатации). Главное, чтобы сведения в ПТС точно соответствовали характеристикам машины. При наличии техпаспорта легко устраняются трудности перерегистрации.


    Похожие записи: