Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях

03.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.

Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
  4. ПБУ 6/01.
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
  6. Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.

1. Учет поступления основных фондов.

Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:

  • Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
  • Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.

Для бюджетного учета проводки будут следующими:

  • Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
  • Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
  • Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.

2. Учет выбытия основных фондов.

Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:

  • Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
  • Дт 91 Кт 68 — НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.

Записи для бюджетного бухучета:

  • Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
  • Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.

Учет ликвидации:

  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.

Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.

Порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств: проводки и федеральные стандарты

Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом, одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.

Счета бухучёта состоят из трех групп:

  • активных — где отражаются активы предприятия;
  • пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
  • комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.

Отражение в учете покупки оборудования за счет бюджетных средств

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
Поступило 
оборудование
1 10631 310 
"Увеличение
вложений в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30231 730 
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
приобретению основных
средств"
 118 000
Отражены затраты по
доставке
оборудования
1 10631 310 
"Увеличение вложений
в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30222 730 
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
транспортным услугам"
 5 900
Оборудование 
введено
в эксплуатацию
1 10134 310 
"Увеличение
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10631 410 
"Уменьшение вложений в
основные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
 123 900

Начисление амортизации и определение срока полезного использования. Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения, предусматривается на счете 0 10400 000 «Амортизация».

Читайте также:  Земля и недвижимость: что изменится в 2023 году?

Отражение в учете операций по списанию оборудования

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
1. Списана сумма 
начисленной
амортизации
1 10434 410 
"Уменьшение
за счет амортизации
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10134 410 
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 65 000 
2. Списана 
остаточная
стоимость
оборудования
1 40110 172 
"Доходы от операций
с активами"
1 10134 410 
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 5 000 
3. Оприходованы 
запчасти
1 10536 340 
"Увеличение
стоимости прочих
материальных
запасов - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 172 
"Доходы от операций
с активами"
 1 000 

Пример 3. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

  • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

  • обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.

Средства труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т.п., а материальные условия процесса труда -это производственные здания, транспортные средства и другие.

Отличительной особенностью основных средств является их длительное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

Основные средства бюджетного учреждения – это материальные объекты, которые независимо от их стоимости удовлетворяют следующим критериям:

используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

срок полезного использования этих объектов превышает 12 месяцев.

Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в бюджетных организациях и наличия и движения основных средств на примере Государственного Казенного Учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центра занятости населения Пpиуpальского района.

Исходя из поставленной цели в ходе написания курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

анализ законодательной базы по учету основных средств;

  • изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;
  • рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;
  • исследование особенностей учета основных средств в Центре занятости населения Пpиуpальского района;
  • анализ наличия и движения основных средств в Центре занятости населения Пpиуpальского района.

Объектом исследования является совокупность теоретических, организационных и практических аспектов учета основных средств.

Предметом исследования являются особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях.

Теоретической базой данной курсовой работы являются труды профессиональных бухгалтеров и экономистов, таких как А.Д. Шеремет, Г.В. Савицкая, А.В. Бакаев, Я.В. Соколов, В.Ф. Палий; нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие порядок учета основных средств.

ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.

Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Читайте также:  Памятка для абитуриентов. Какие изменения ждут поступающих в вузы в 2023 году

Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.

Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.

Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.

Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность учреждений1, являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Структура номера счета бюджетного учета

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.

1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

18 разряд — код вида деятельности:

  • при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;
  • бюджетная деятельность — 1;
  • предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2;
  • деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3.

19-20 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.

22-23 раздел — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.

24-26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления.

Структура номера счета приведена в таблице 1.

Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета

1-17 разряды 18 разряд 19-20 разряды 22-23 разряды 24-26 разряды
Код функциональной классификации расходов бюджета Код вида деятельности Код синтетического счета Код аналитического счета Код классификации операций сектора государственного управления
Администратор ГРБС Наименование раздела, подраздела Наименование целевых статей Наименование вида расходов
092 0702 4210000 452 1 101 02 310
Читайте также:  Как военному пенсионеру получить статус ветерана труда?

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ОС.

В Стандарте много внимания уделено первоначальной стоимости объектов ОС. В нем отдельно рассматривается первоначальная стоимость ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций.

Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками.

Какие именно затраты включаются и не включаются в первоначальную стоимость ОС, представим в таблице.

Что включается в первоначальную стоимость

Что не включается в первоначальную стоимость

Цена приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом скидок (вычетов, льгот)

Затраты на открытие новых производств

Любые фактические затраты на приобретение, создание объекта ОС, его доставку и приведение в состояние, пригодное к эксплуатации, в том числе:

– расходы на оплату труда и страховые взносы;

– стоимость работ (услуг) по договору строительного подряда и иным договорам;

– госпошлины и другие аналогичные расходы, связанные с приобретением (созданием) объекта ОС;

– суммы вознаграждений посредникам;

– затраты на подготовку площадки;

– затраты на доставку и разгрузку;

– расходы на установку и монтаж;

– затраты на проверку функционирования объекта ОС;

– расходы на материалы и услуги сторонних организаций;

– затраты на информационные и консультационные услуги;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением (изготовлением) объекта ОС

Затраты на внедрение новых продуктов и услуг

Затраты на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен

Затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала)

Операционные убытки, понесенные до момента достижения инвестиционной недвижимостью планового уровня заполнения арендаторами

Административные, общехозяйственные и прочие общие накладные расходы

Затраты на выполнение операций, сопутствующих строительству (кроме доставки объекта и приведения его в состояние, пригодное для использования)

При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса.

После принятия объекта к учету любые курсовые разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной задолженности, относятся на финансовый результат текущего периода.

Балансовая стоимость объекта ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, замещения объекта или его составной части, а также переоценки ОС.


Похожие записи: