Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

16.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Выводы из судебной практики

Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).

В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.

Действительно, в соответствии с действовавшим на момент принятия инвалидам на жилищный учет законодательством РСФСР и нынешним Жилищным кодексом Российской Федерации при установлении нуждаемости суммируется общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Общая площадь жилых помещений, приобретенных по ипотечному кредиту, также учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях.

Например, Апелляционным определением Московского областного суда от 06.08.2014 по делу №33-17200/2014 удовлетворены требования гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, о признании незаконным решения городской администрации о снятии его с учета. Основанием принятия местной администрацией оспариваемого решения послужило приобретение дочерью заявителя собственной квартиры. При вынесении решения суд исходил из того, что, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения родителей, дочь утратила статус члена семьи заявителя. Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью не вселялся в приобретенную квартиру, соответственно права пользования новой жилплощадью у него (родителя) не возникло. Судом также учтено, что в связи с выездом дочери заявителя на новое место жительство жилищные условия последнего не улучшились и приходящаяся на каждого члена семьи жилплощадь по-прежнему составляла менее учетной нормы.

Следует отметить, что изменение учетной нормы жилого помещения, необходимая для признания нуждающимся в жилом помещении и установленная органом местного самоуправления после 1 марта 2005 г. не может являться основанием для снятия с учета граждан, включенных в очередь на получение жилья до указанной даты. Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.

Таким образом, необходимо ориентироваться на действовавшие до вступления действующего Жилищного кодекса РФ решения региональных исполнительных органов власти. Подобный подход согласуется с ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Конкретный показатель учетной нормы в этой статье не приводится, но он, как правило, составлял 12 кв.м.

Эту простую, но действенную схему наши госслужащие давно поставили на поток. Суть в следующем: чиновники тщательно проверяют ближнюю и дальнюю родню претендента на бесплатную квартиру и если находят у кого-то недвижимость, учитывают ее площадь при определении жилищных условий заявителя. Неожиданной «прибавкой» может стать что угодно: от добрачной «однушки» бывшего зятя до деревенского дома тетушки из Урюпинска. Как только общая квадратура достигает нормативов, очередника и его семью снимают с учета. Ведь чтобы сохранить место в заветном списке, граждане должны действительно нуждаться в государственных метрах. Например, вообще не иметь своего угла либо ютиться в очень маленьком помещении. Скажем, в Москве и области учетные нормы составляют не более 10 кв. м на человека (для коммуналок — 15 кв. м).

При этом власти старательно игнорируют тот факт, что владелец дополнительных «квадратов» зарегистрирован в другом месте и к жилищной очереди не имеет никакого отношения, а сами очередники не вправе пользоваться его имуществом. Типичный случай: гражданка К. вместе с родителями живет в деревянном бараке и скоро получит квартиру от государства. Ее супруг прописан в собственном коттедже, купленном задолго до свадьбы, и на социальные метры жены не рассчитывает. По закону, в такой ситуации личную недвижимость мужа нельзя брать в расчет, а значит, все должны остаться при своем. Но Департамент городского имущества города Москвы решил иначе: нуждающихся исключили из списка, и чтобы восстановиться, им потребовалось идти в суд.

Или вот, еще более абсурдная история. Москвичка прописана в коммуналке вместе с двумя детьми и с середины девяностых стоит в очереди на жилье. После 23 лет ожидания департамент внезапно ее «отчислил». Оказалось, работники мэрии приплюсовали к 34 кв. м заявительницы дом ее двоюродного брата площадью 180 кв. м. В итоге на четверых человек по документам пришлось 214 «квадратов», и необходимость в улучшении условий за счет бюджета отпала. Однако бывшая очередница сумела убедить суд в том, что не вселяла брата в свою коммунальную квартиру, а значит, он не является членом ее семьи. Долями в праве собственности на недвижимость родственника ни истица, ни ее дети также не обладают. В итоге распоряжение городских властей признали незаконным.

Читайте также:  Льгота на оплату ЖКХ ветерану труда

Восстановление в очереди на жилье

Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:

  • Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
  • Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Как осуществляется учет.

Правом на получение бесплатного жилья наделяется ограниченное число граждан, одни из которых имеют возможность получить квартиру по договору социального найма, другие субсидию для приобретения жилья. И те, и другие предварительно обязаны зарегистрироваться в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания в органе исполнительной власти субъекта, муниципального образования либо по месту осуществления трудовой деятельности или прохождения службы.

Общие основания постановки на учет определены жилищным кодексом, это:

  • отсутствие любого вида жилья;
  • наличие жилья, не соответствующего учетной норме;
  • проживание в нежилом помещении;
  • совместное проживание с тяжело больным человеком. Перечень заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 2012 года.

Кроме того, лицам, не относящимся к особым категориям (ветераны ВОВ, чернобыльцы и др.), необходимо подтверждение статуса «малоимущих граждан». Последний присваивается местным органом власти и означает отсутствие у заявителя и его семьи достаточного дохода и имущества для приобретения собственного жилья.

Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.

К ним относятся:

  • Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • Иные причины, признанные уважительными.
Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году в России

Исковое заявление о восстановлении в очереди на жилье

Если человек оказался снят с очереди на получение бесплатного жилья без объяснения причин и без существенных оснований, следует обратиться в органы надзора и судебной защиты. Для этого следует подать исковое заявление о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

До обращения в суд важно соблюсти досудебный порядок урегулирования вопроса, чтобы полно понимать причины снятия с очереди. В таком случае организация, которая осуществляет учет нуждающихся, обязана предоставить письменный отказ, где будут указаны все причины. Так что обязательно примите во внимание предоставленную нами информацию.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал YouTube.

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лица Учет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учет Чаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жилья Учитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
Переселение Исключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жилья Учитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учет Сюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

Как внести изменения в свое дело на жилищном учете

Вам нужно внести изменения в учетное дело, если вы состоите на жилищном учете и хотите:

  • заявить о выбранном вами способе улучшения жилищных условий — предоставление жилищной субсидии или социальной ипотеки (если возможны возмездные способы улучшения жилищных условий);
  • добавить в учетное дело своих несовершеннолетних детей (при условии что они зарегистрированы по месту жительства вместе с вами);
  • добавить в свое учетное дело граждан, состоящих на жилищном учете, но ранее постоянно зарегистрированных по другому адресу. При этом год постановки будет изменен на более поздний из двух учетных дел вне зависимости от категории граждан, состоящих на жилищном учете: в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если граждане отнесены к разным категориям граждан, состоящих на жилищном учете, все включаемые или включенные в учетное дело, должны быть признаны малоимущими;
  • отразить в своем учетном деле, что вы изменили место жительства (только в пределах Москвы);
  • заявить, что у вас есть жилищные льготы (или что их больше нет);
  • исключить из своего учетного дела членов семьи, сменивших адрес постоянного проживания;
  • исключить из учетного дела граждан, утративших основания состоять на жилищном учете (по заявлению всех состоящих на жилищном учете в одном учетном деле);
  • сняться с жилищного учета по собственной инициативе (часть семьи);
  • снять всю семью с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы по собственной инициативе.

Порядок получения сертификата

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

  1. Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
  2. Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания если это необходимо.
  3. Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат – всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная – для каждого региона своя.
  4. Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения – на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
  5. Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.

Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

Исходя из перечисленных условий, участниками государственной жилищной подпрограммы могут быть только молодые семьи. При этом гражданином РФ может являться только один из супругов. Нуждающимися в новом жилье семьями считаются те, которые встали в соответствующую очередь до 1 марта 2005 г. К ним также относят молодые семьи, признанные таковыми после этой даты на основаниях, перечисленных в ст. 51 ЖК РФ, даже если они не находились в очереди на улучшение условий проживания.

Правила получения субсидий на жилье молодыми семьями определены Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010. Жилищные программы доступны не каждой семье. Получить сертификат могут те семьи, которые соответствуют определенным требованиям. Указанная подпрограмма является частью социальной программы «Жилище», условия которой определены на период с 2011 по 2020 гг.

Читайте также:  Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий — причины, основания, из-за ипотеки, незаконное

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий – процедура, проводимая специальной комиссией. Она выносит отказ с указанием причины.

  • Впоследствии его можно оспорить путем написания искового заявления в судебную инстанцию.
  • Лица исключаются с учета на получение жилищного помещения, если это регламентируется статьей 56 ЖК РФ.
  • Снимаются из списка лица, которые:
  1. Направили заявление о снятии их с очереди. Это может быть вызвано обменом на большее помещение, переездом за границу и т.д.
  2. Утрата оснований, в соответствии с которыми предоставляется право получения жилища по соглашению социального найма. В качестве примера можно привести существенное улучшение финансового положения членов семьи. Сумма получаемого заработка на члена семьи превышает норму для группы «малоимущие», устанавливаемую статьей 49 ЖК РФ.
  3. Переезд на другое место жительства. Если адреса изменяются в пределах области, то очередность на получение жилья не изменяется. Если семья переезжает в другой регион, то она исключается из очереди.
  4. Граждане получили материальную помощь для строительства или покупки жилой площади.
  5. Были предоставлены неверные сведения, ставшие причиной постановки на учет (превышение количества членов семьи, проживающих на одной площади, искажение информации о состоянии здоровья, незаконное оформление справки, подтверждающей малоимущее положение).

Статья 56 Жилого Кодекса также устанавливает, что снять с очереди может только тот орган, по решению которого производилась установка семьи на учет.

Решение принимается в продолжение тридцати дней с момента осведомления об обстоятельствах, ставших причиной для принятия подобного решения.

Решение об исключении из очереди должно включать в себя причину подобного решения. В обязательном порядке должна присутствовать ссылка на обстоятельства, включенные в статье 56 ЖК.

Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.

Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.

Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.

Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.

Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.

Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.

Какие основания снятия с очереди на жилье можно считать законными?

На сегодняшний день вопрос, как встать на очередь или восстановиться после снятия, довольно актуален. Если с вами это произошло, то потребуется затратить массу усилий и времени. Если вас незаконно вычеркнули из списка на улучшение жилищных условий, мы окажем квалифицированную помощь и содействие по восстановлению ваших законных прав.

В качестве реальных оснований для снятия с очереди на жилплощадь можно отметить следующие: приобретение недвижимости или имущества, стоимость которого превысила 500 тыс. руб.; выезд за границу или переезд в другую область на постоянное место жительства; подписание договора соцнайма или получения недвижимого имущества по завещанию или дарственной; выявление дачи заведомо ложной информации; получение субсидии; скрытие дополнительных источников дохода; получение недвижимости и иные ситуации, предусмотренные нормами действующего законодательства. Стоит также отметить, что при переезде на иное постоянное место жительство, вы имеете право встать там на очередь, подготовив полный пакет документов. Если же вы были сняты с очереди на незаконных основаниях, то можете подать заявление на восстановление.

Сколько стоят услуги хорошего адвоката по жилищным вопросам?

Стоимость услуг жилищного адвоката Цены в рублях
Консультация адвоката по жилищным вопросам (расширенная). Консультируют дипломированные жилищные адвокаты. Продолжительность встречи занимает по времени от двух до трех часов (все зависит от сложности и обстоятельств дела). Встреча может быть назначена клиентом в удобные для него время и месте. При консультировании специалист знакомится с основными материалами дела, предоставляет ценные рекомендации, а также помогает выработать план практических действий для урегулирования ситуации. 5000 рублей
Проблемы, связанные с выселением лиц (мужа или жены, в том числе бывших, малолетних граждан и пр.) из жилплощади (частный дом, коттедж, квартира и пр.). 35000 рублей

Проблемы, возникающие при выписке граждан из приватизированной, находящейся в собственности или муниципальной жилой площади.

35000 рублей

Помощь адвоката по жилищным вопросам в делах по признанию прав собственности на:

жилой недвижимый объект;

35000 рублей

нежилую недвижимость.

50000 рублей

Судебное узаконивание незаконного переоборудования как жилых, так и коммерческих объектов.

50000 рублей

Судебное представительство (защита в суде первой инстанции, а также в апелляционном, надзорном и кассационном судах).

Судебное представительство.

35000 рублей

Помощь в выделение долей в недвижимости.

35000 рублей

Участие адвоката по жилищным вопросам в делах по определению долей в натуре.

50000 рублей

Помощь в делах, касающихся определения порядка пользования жильем (в собственности, муниципальным).

35000 рублей

Деление счетов (определение долей относительно внесения средств за жилплощадь и услуги ЖКХ).

35000 рублей

Взыскание компенсации средств на ремонт по восстановлению жилья после потопа (затопления соседями).

35000 рублей

Услуги жилищного адвоката в делах по признанию договоров и любых сделок с недвижимым имуществом недействительными.

50000 рублей

Помощь по вселению жильцов в жилплощадь.

35000 рублей

Юридическая помощь в деле признания лиц не вступившими в права пользования жилой площадью.

35000 рублей


Похожие записи: