ФНС переходит на двухуровневую систему управления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС переходит на двухуровневую систему управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оперативный штаб ФНС в Самарской области работает с акцентом на активное использование различных информационных и обучающих ресурсов, каналов обратной связи. Специалисты налоговой службы открыты для взаимодействия с предпринимателями, разрешения возникающих у бизнесов проблемных вопросов касательно пользования ККТ.
Что следует сделать уже сейчас
1. Получите ЭП ФНС.
Она будет гарантированно работать при подаче деклараций в 2023 году и приниматься всеми госорганами.
2. Получите ЭП на полномочного сотрудника.
В случае продления срока действия такой подписи она поможет вам быть более мобильными: сдавать декларации или подписывать первичные документы с нескольких рабочих мест.
3. Получите ЭП на физическое лицо, на которое может быть оформлена МЧД.
Если руководитель организации еще не выпустил ЭП ФНС, но у него есть ЭП от коммерческого УЦ, то уже сейчас можно оформить МЧД, которая продолжит действовать в 2023 году. Если ЭП ФНС у руководителя уже есть, то ЭП физлица также поможет уже сейчас или в 2023 году оформить МЧД для отправки деклараций и подписания документов с разных (нескольких) рабочих мест.
В ФНС появится новая инспекция для богатых
- Законодательная карта
- Территориальная избирательная комиссия
- Конкурс по отбору кандидатур на должность главы Лесозаводского городского округа
О создании Центра компетенции по взысканию неисполненных налоговых обязательств
С 01 мая 2019 года Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, расположенная по адресу 690091 г.Владивосток, ул. Посьетская 28А, будет перепрофилирована в Межрайонную инспекцию №13 по Приморскому краю. В функциональные обязанности Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Приморскому краю будет входить применение мер принудительного взыскания ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Приморского края, независимо от места их учета в налоговых инспекциях Приморского края. В том числе: — Направление требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов (ст. 69 Налогового Кодекса РФ); — Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств (ст. 46 Налогового Кодекса РФ); — Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя (ст. 47 Налогового Кодекса РФ); — Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 76 Налогового Кодекса РФ); — Арест имущества с санкции прокурора (ст. 77 Налогового Кодекса РФ); — Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание (ст. 59 Налогового Кодекса РФ). Документы по взысканию будут формироваться и направляться налогоплательщику от имени (на бланке) Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Приморскому краю. При этом обращаем Ваше внимание, что поскольку карточки расчетов с бюджетом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут продолжать вести налоговые органы по месту постановки на учет, по всем вопросам связанным с образованием задолженности, уточнением платежей, применением мер принудительного взыскания, в том числе отменой мер принудительного взыскания, СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПО МЕСТУ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ!
Возврат к списку
- 1
Правительственная Комиссия
Контроль за реализацией Программы и утверждение планов мероприятий
- 2
Подкомиссия
Рассмотрение проектов планов мероприятий и представление на рассмотрение Комиссии
- 3
Проектный офис
Обеспечение информационно-аналитическое сопровождения реализации Программы
- 4
АНО «Цифровая экономика»
Формирование и координация деятельности рабочей группы, центра компетенции. Проведение оценке эффективности реализации Программы. Подготовка предложений по основным направлениям развития цифровой экономики
- 5
Рабочая группа АНО ЦЭ
Подготовка предложений в проект плана мероприятий и предложений по внесению изменений в план мероприятий. Участие в проведении оценки эффективности реализации Программы
- 6
Центр компетенций по нормативному регулированию
Обеспечение сбора предложений в проект плана мероприятий, подготовка проекта плана мероприятий. Реализация план мероприятий в рамках своей компетенции
-
Выявление правовых барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики. Выявленные регуляторные барьеры можно найти по ссылке.
-
Формирование и систематизация предложений по устранению регуляторных барьеров;
-
Реализация Плана мероприятий;
-
Участие в разработке проектов нормативных правовых актов на основе взаимодействия с экспертным сообществом;
-
Совершенствование и мониторинг правового регулирования цифровой экономики, методическое обеспечение системы подготовки кадров по вопросам, связанным с регулированием цифровой экономики
-
В работе Центра принимают участие эксперты – представители органов власти, бизнеса, научного сообщества, консалтинговых компаний.
-
Для решения задач, поставленных перед Центром компетенций сформированы Тематические рабочие группы по основным направлениям:
-
Выявление правовых барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики. Выявленные регуляторные барьеры можно найти по ссылке.
-
Формирование и систематизация предложений по устранению регуляторных барьеров;
-
Реализация Плана мероприятий;
-
Участие в разработке проектов нормативных правовых актов на основе взаимодействия с экспертным сообществом;
-
Совершенствование и мониторинг правового регулирования цифровой экономики, методическое обеспечение системы подготовки кадров по вопросам, связанным с регулированием цифровой экономики
-
Обеспечены правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия.
-
Созданы правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота.
-
Обеспечены благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных.
-
Сформированы правовые условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деят��льности в условиях цифровой экономики.
-
Определены первоочередные базовые понятия и институты, необходимые для формирования законодательства в сфере киберфизических систем и искусственного интеллекта.
-
Обеспечены правовые условия для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке.
-
Приняты нормативные правововые акты в целях стимулирования развития цифровой экономики.
-
Реализован комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации.
-
Сформированы правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики.
-
Сформированы правовые условия для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации.
-
Определена позиция Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС.
Как Долговые центры ФНС работают с должниками
Одна из самых распространённых причин возникновения долга: ошибка в реквизитах платежа. Налогоплательщик честно внёс платёж, но средства по назначению не пришли, и возник долг. ДЦ сообщает о долге путём отправки требования об уплате налога. Требование направляется в электронном виде через оператора ЭДО. Обязанность должника — подтвердить приём требования и затем погасить задолженность или отказать в приёме требования и выяснить, в чём проблема.
Отреагировать на требование нужно в установленный срок: 1 рабочий день после даты, указанной в подтверждении оператора ЭДО. Срок исполнения требования по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени или штрафа указывается в самом тексте требования.
Если нарушить сроки подтверждения и исполнения требования, Долговой центр ФНС вправе заблокировать расчётный счёт.
Зачем нужен единый налоговый счет
Значительные издержки на операции по уплате налогов, масса дополнительных показателей, которые нужно заполнить в платежном поручении, ошибки при перечислении платежей и как следствие – деньги уходят не туда, по какому-то из бюджетов возникнет недоимка и соответственно появляюся пени, взыскания.
Всё это стало предпосылками для разработки нового института – Единый налоговый счет.
С внедрением единого налогового счета не только упрощается процедура уплаты, объединяя разные суммы в одной платежке, но и исключается такая ситуация как наличие задолженности и переплаты по разным платежам у одного плательщика.
Налогоплательщик будет всегда четко в виде одной суммы понимать свой баланс расчетов с государством: либо имеешь актив в виде суммы на своем счете, либо ты что-то должен. И тогда будет только 1 документ взыскания.
Для контроля за налогоплательщиками создадут специальные Центры
В новой редакции 63-ФЗ вводится новый порядок использования квалифицированной электронной подписи в зависимости от того, в каком статусе заказчик приобретает подпись.
Например, когда документ от имени юридического лица или ИП подписывает сотрудник, не являющийся единоличным исполнительным органом (например, директором) по доверенности, то он должен использовать электронную подпись физического лица на своё имя и при этом добавочно предоставить получателю электронного документа электронную доверенность, выданную данному сотруднику. А доверенность, в свою очередь, должна быть подписана ЭЦП руководителя (единоличного исполнительного органа).
Установлен порядок оформления и предоставления второй стороне электронных доверенностей, необходимых при подписании электронных документов представителем компании или ИП (ст. 17.5 новой редакции 63-ФЗ).
Сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи становятся универсальными. Владельцы информационных систем теперь не имеют права требовать наличия в сертификате подписи информации, не являющейся обязательной при использовании УКЭП на их площадках. Таким образом, сертификат УКЭП обязаны принимать без ограничений все электронные площадки и информационные системы, даже те, которые ранее требовали добавлять специфические параметры к сертификату.
В обновлённом законодательстве вводится понятие доверенной третьей стороны (ДТС).
Доверенная третья сторона представляет собой юридическое лицо, которое ведёт деятельность по проверке ЭЦП и полномочий участников электронного взаимодействия. Задача ДТС – обеспечивать доверие в процессе обмена электронными документами.
Подписи, созданные в иностранных государствах в соответствии с зарубежными правовыми нормами, будут признаваться также с помощью механизма доверенной третьей стороны
В новой версии закона об электронной подписи разрешен выпуск сертификатов электронной подписи без указания физического лица, которое является ответственным за хранение ключа. Такие сертификаты называются обезличенными. Они предназначаются для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в информационных системах. На предприятиях работа с обезличенными сертификатами регламентируется так: директор предприятия назначает сотрудника, ответственного за хранение ключа такой подписи приказом. Если приказ не был создан, ответственным за хранение обезличенного ключа автоматически является директор.
ФНС формирует новые структуры для более эффективного взыскания долгов
-
Создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
Создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
Основная задача сети «1С:Центр компетенции по бюджетному учету» — предоставить государственным органам власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям полный и качественный набор необходимых услуг по внедрению программных продуктов. Эти услуги включают методологию управления процессами в бюджетном учёте, базирующуюся на опыте решения партнёрами аналогичных задач при реализации проектов на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне муниципальных образований.
Статус «Центр компетенции по бюджетному учету» означает наличие у партнёра:
- опыта успешных внедрений не менее чем в 10 ведомствах, учреждениях или организациях бюджетной сферы;
- опыта в проведении методических семинаров «1С:Консалтинг» по бюджетному учёту;
- опыта в проведении профильных телеконференций и других централизованных акций фирмы «1С» для учреждений бюджетной сферы;
- публикаций о реализованных проектах в «Справочнике внедренных решений».
Партнёр со статусом «Центр компетенции по бюджетному учету» участвует в проекте «1С:Система менеджмента качества» и/или сертифицирован на соответствие стандарту ISO 9001:2008.
Специалисты партнёров, входящих в сеть «1С:Центр компетенции по бюджетному учету», сертифицированы по следующим направлениям:
- «1С:Специалист» по платформе «1С:Предприятие 8»;
- «1С:Профессионал» по программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С:Профессионал» по программе «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»;
- «1С:Специалист-консультант» по программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С:Специалист» по программе «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8».
Фирма «1С» обеспечивает партнёрам, входящим в сеть «1С:Центры компетенции по бюджетному учету», содействие, а также методическую и информационную поддержку.
А также предоставляет:
- рекомендации по построению государственных информационных систем с учётом особенностей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, крупных отраслевых министерств и ведомств;
- рекомендации по созданию паспорта проекта;
- рекомендации по технической архитектуре государственных информационных систем;
- рекомендации по конфигурации программно-аппаратной среды;
- решение вопросов интеграции с другими государственными информационными системами;
- помощь в подготовке рабочих документов проекта;
- помощь в обучении пользователей;
- помощь в проведении нагрузочного и функционального тестирования государственных информационных систем.
- помощь в аттестации государственных информационных систем и сдачи их в эксплуатацию;
- помощь в создании паспорта государственной информационной системы.
Преимущества работы с партнёрами «1С:Центр компетенции по бюджетному учету» — возможность воспользоваться полным и качественным набором услуг опытных партнёров:
- при автоматизации учреждений бюджетной сферы;
- при реализации крупных централизованных проектов по созданию государственных информационных систем.
Фирма «1С» рекомендует органам государственной власти, местного самоуправления, региональным информационным центрам обращаться к партнёрам, входящим в сеть «1С:Центры компетенции по бюджетному учёту» с целью реализации крупномасштабных проектов, связанных с автоматизацией бюджетного учёта.
В том числе для решения следующих перспективных задач:
- унификации используемых программных решений синтетического бухгалтерского учёта с учётом обеспечения их функционирования на базе единой технологической платформы «1С:Предприятие 8», развёрнутой на основе облачных технологий (технологии публикации решений 1С:Fresh);
- развития информационных систем синтетического бухгалтерского учёта до информационных систем уровня управленческого учёта, обеспечивающих возможность мониторинга эффективности использования бюджетных средств;
- создания условий для сопровождения, а также предоставления услуг сопровождения, прикладных решений «1С:Предприятие 8» на основе сервисного подхода, с использованием методологии «1С:ТКС», базирующейся на основе отечественных стандартов и регламентирующих документов конкретной отрасли, а также на основе международных стандартов и рекомендаций ITIL/ITSM.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»
Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:
- налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
- налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
- объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
- сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
- введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.
Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@
Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.
Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.
- «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
- «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
- «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
- «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
- «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».
И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.
Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?
Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.
ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.
ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».
НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.
И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:
«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);
— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».
Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.
Вторая очередь:
- «досье проверки: чат и форум;
- система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
- типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
- визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».
Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.
«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».
В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Итоги 2020, 2021 годов
В течение 2020 года экономическая политика в первую очередь была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями с помощью создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Признано, что в целом антикризисные программы оказались действенными и своевременными. К концу 2020 года уровень деловой активности за вычетом нефтяного сектора достиг допандемийных значений, а к концу первого полугодия текущего года ненефтяная экономика преодолела допандемийный тренд.
Особо отмечен структурный маневр в налоговой системе: существенное сокращение налоговой нагрузки на сектор МСП (двукратное снижение тарифов страховых взносов), для IT-компаний и разработчиков электронной компонентной базы (снижение эффективной ставки страховых взносов до 5 %, налога на прибыль до 3 %) с одновременным повышением эффективности льгот в нефтедобыче, перераспределением природной ренты при добыче ряда твердых полезных ископаемых, усилением деофшоризации и введением налогообложения пассивных доходов обеспеченных граждан.
В рамках стимулирования инвестиционной активности в 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство. Выделим меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:
-
расширение применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим в виде уплаты ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);
-
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей;
-
предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО;
-
расширение применения УСНО за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 млн до 200 млн руб.) и занятости (со 100 до 130 работников).
В рамках мер по деофшоризации российской экономики были сделаны следующие шаги:
-
в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми транзитными юрисдикциями;
-
в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере – 5 млн руб. (с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.));
-
повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства о международном автоматическом обмене информацией в соответствие Единым стандартам отчетности (Common Reporting Standard).
На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов:
-
расширение применения специального налогового режима в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД) на территории всех регионов;
-
запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль оборота товаров на всех этапах – от ввоза до реализации в розничном звене;
-
развитие системы налогового мониторинга, в том числе снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по налогам с 300 млн до 100 млн руб., а также предоставление права участникам налогового мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства;
-
расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля (надзора);
-
сокращение издержек и создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей (отмена с 2021 года деклараций по транспортному и земельному налогам, введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмена декларации для налогоплательщиков, применяющих режим в виде УСНО с объектом налогообложения «доходы», использующих ККТ, введение предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам и переводов (за непредставление налоговой декларации), развитие электронного документооборота в налоговой сфере);
-
в целях повышения информационной открытости хозяйствующих субъектов и снижения административной нагрузки на базе сайта ФНС осуществлен запуск общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО);
-
повышение качества работы с дебиторской задолженностью, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (независимо от вида налога (сбора)), усовершенствованию порядка уплаты (возврата) госпошлины, уточнению случаев признания задолженности безнадежной, совершенствованию механизма уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей.
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.