Пенсии казахстанцев увеличатся с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии казахстанцев увеличатся с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Возможна ли отмена этой нормы?
Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.
Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.
Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.
Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.
Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.
Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.
При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.
То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.
Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.
Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.
Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.
Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане. Новый расчет пенсии по стажу
Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2022 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 36 018 тенге. То расчет будет выглядеть так:
Стаж работы | Размер базовой пенсии |
нет стажа или стаж до 10 лет | 54% или 19 449,72 |
стаж 11 лет | 56% или 20 170,08 |
стаж 12 лет | 58% или 20 890,44 |
стаж 13 лет | 60% или 21 610,8 |
стаж 14 лет | 62% или 22 331,16 |
стаж 15 лет | 64% или 23 051,52 |
стаж 16 лет | 66% или 23 771,88 |
стаж 17 лет | 68% или 24 492,24 |
стаж 18 лет | 70% или 25 212,6 |
стаж 19 лет | 72% или 25 932,96 |
стаж 20 лет | 74% или 26 653,32 |
стаж 21 год | 76% или 27 373,68 |
стаж 22 года | 78% или 28 094,04 |
стаж 23 года | 80% или 28 814,4 |
стаж 24 года | 82% или 29 534,76 |
стаж 25 лет | 84% или 30 255,12 |
стаж 26 лет | 86% или 30 975,48 |
стаж 27 лет | 88% или 31 695,84 |
стаж 28 лет | 90% или 32 416,2 |
стаж 29 лет | 92% или 33 136,56 |
стаж 30 лет | 94% или 33 856,92 |
стаж 31 год | 96% или 34 577,28 |
стаж 32 года | 98% или 35 297,64 |
стаж 33 года и более | 100% или 36 018 |
Индексация иных выплат
В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.
В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.
Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.
Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:
- Свидетельства о заключении брака.
- Документа об установлении отцовства (материнства).
- Удостоверения личности.
Как изменится пенсионная система в 2021 году?
Инвалиды общего заболевания, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел в зависимости от группы инвалидности будут получать от 35 675 до 65 860 тенге (от 85 до 157 долларов). Ранее размер этого пособия составлял от 33 975 до 62 723 тенге.
Дети-инвалиды до 16 лет будут получать 48 023 тенге (114,3 доллара) вместо 45 736 тенге (107,5 доллара).
Токаев сделал заявление о пенсиях и пособиях
Размер пособия для инвалидов с детства и детей-инвалидов с 16 до 18 лет в зависимости от группы инвалидности увеличится до 41 163-65 860 тенге (98-157 долларов). Ранее они получали от 39 202 до 62 723 тенге.
Военнослужащие срочной службы, ликвидаторы ядерных аварий, инвалиды вследствие экологического воздействия с 2021 года будут получать 68 948-96 389 тенге (164-229 долларов) в зависимости от группы инвалидности.
Размер пособий для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые стали инвалидами, исполняя служебный долг, увеличился до 68 948-117 999 тенге (164-281 доллара).
Новые пособия для многодетных: президент подписал закон
Пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет и инвалидом первой группы с детства вырастут до 48 023 тенге (114 долларов). Столько же будут платить матери или отцу, опекуну, воспитывающему ребенка-инвалида.
Пособия по уходу за одним ребенком до года увеличатся до 16 802 тенге (40 долларов), за двумя – до 19 865 тенге (47 долларов), за тремя – до 22 899 тенге (54,5 доллара), за четырьмя и более – до 25 962 тенге (62 доллара).
Размер пособия для многодетных матерей увеличится до:
- 46 760 тенге, или 114 долларов, на четвертого ребенка;
- 58 457 тенге, или 139 долларов, на пятого ребенка;
- 70 154 тенге, или 167 долларов, на шестого ребенка;
- 81 852 тенге, или 195 долларов, на седьмого ребенка;
- 93 344 тенге, или 222 доллара, на восьмого ребенка;
- 105 012 тенге, или 250 долларов, на девятого ребенка;
- 116 680 тенге, или 278 долларов, на десятого ребенка.
Многодетные матери, награжденные подвесками «Кумыс Алка» и «Алтын Алка» с 2021 года будут получать 18 669 тенге, или 44,5 доллара в месяц.
Также увеличится размер единовременного пособия по рождению ребенка:
- от одного до четырех детей – 110 846 тенге, или 264 доллара;
- от четырех детей и более – 183 771 тенге, или 474 доллара.
С 2021 года изменится размер специальных государственных пособий взамен льгот.
- Обладатели звания «Халык Кахарманы», «Казакстаннын гарышкер-ушкышы» и «Казахстаннын енбек ери» будут получать 404 384 тенге, или 963 доллара.
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 46 672 тенге, или 111 долларов;
- лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, – 18 057 тенге, или 43 доллара;
- лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – 22 024 тенге, или 52,5 доллара;
- вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившие в повторный брак, – 13 069 тенге, или 31 доллар;
- семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия, – 13 390 тенге (31,8 доллара);
- семьи погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – 6 214 тенге, или 15 долларов;
- жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак – 7 468 тенге, или 18 долларов;
- Герои Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны — 217 755 тенге, или 518 долларов;
- Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Трудовой Славы трех степеней — 28 004 тенге, или 67 долларов;
- инвалиды 1 и 2 групп – 4 374 тенге, или 10,5 доллара;
- инвалиды 3 группы – 1 867 тенге, или 4,5 доллара;
- дети-инвалиды до 16 лет — 2 801 тенге, или 7 долларов;
- жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, – 3 122 тенге, или 7,5 доллара.
Дети из малообеспеченных семей недополучили пособий на миллионы
Размеры пособия по случаю потери кормильца будут составлять от 29 500 тенге до 72 378 тенге в зависимости от количества иждивенцев.
Семьи:
- с одним нетрудоспособным гражданином — будет получать 29 500 тенге, или 70 долларов;
- с двумя – 51 110 тенге, или 122 доллара;
- с тремя – 63 459 тенге, или 151 доллар;
- с четырьмя – 67 232 тенге, или 160 долларов;
- с пятью – 69 634 тенге, или 166 долларов;
- с шестью и более — 72 378 тенге, или 172 доллара.
Круглые сироты будут получать 40 477 тенге (96 долларов), остальные члены этой семьи – 18 524 тенге, или 44 доллара.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Сколько регионы получат из республиканского бюджета
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
Особенности расчета стажа и суммы
По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.
Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.
Чему равен МРП в Казахстане в 2021 году
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона РК от 02.12.2020г. №379-VI «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», с 1 января 2021 года месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается в размере 2 917 тенге.
Таким образом, размер 1 МРП в Казахстане на 2021 год составляет 2917 тенге. По сравнению с 1 января 2020 года, размер МРП увеличился на 10% (с 2 651 тенге до 2 917 тенге).
МРП 2021 = 2 917 тенге
Также, указанной нормой установлены следующие размеры иных показателей в Казахстане на 2021 год (с 1 января):
- МЗП (минимальный размер заработной платы) – 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии равен 43 272 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 34 302 тенге.
В таблице собраны исторические данные — сколько составлял 1 МРП в Казахстане в прошлые годы.
Год | Размер 1 МРП |
2021 год | 2 917 тенге |
2020 год (с 1 апреля) | 2 778 тенге |
2020 год (с 1 января) | 2 651 тенге |
2019 год | 2 525 тенге |
2018 год | 2405 тенге |
2017 год | 2 269 тенге |
2016 год | 2 121 тенге |
2015 год | 1 982 тенге |
2014 год | 1 852 тенге |
2013 год | 1 731 тенге |
2012 год | 1 618 тенге |
2011 год | 1 512 тенге |
Как правило, размер МРП применяется с 1 января и обычно действует один год. Исключением был 2020 год. Тогда размер МРП 2020 менялся дважды: с 1 января и с 1 апреля.
В Казахстане установлены размеры МРП, МЗП и прожиточного минимума
Миграционная служба информирует, что с 1 января 2021 года установлен размер месячного расчетного показателя (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей. Размер МРП на 2021 год составил 2 917 тенге, передает
Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу департамента полиции ВКО.
В соответствии со статьей 615 Налогового Кодекса государственная пошлина за выдачу документов удостоверяющих личность составит:
- паспорт гражданина РК, удостоверение лица без гражданства – 23 336 тенге (8 МРП);
- удостоверение личности гражданина РК, вид на жительство иностранца в РК – 583 тенге 40 тиын (0,2 МРП).
Освобождение от уплаты государственной пошлины, а также порядок уплаты за вышеуказанные действия предусмотрены статьями 622 и 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
Статья 5. Гарантия сохранности пенсионных накоплений
1. Государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты в порядке, определенном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2. Гарантия сохранности пенсионных накоплений также обеспечивается посредством:
1) аккумулирования пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде;
2) осуществления инвестиционного управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда Национальным Банком Республики Казахстан;
3) регулирования деятельности единого накопительного пенсионного фонда путем установления соответствующих требований в отношении привлечения пенсионных взносов и осуществления пенсионных выплат;
4) регулирования деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов путем установления соответствующих норм и лимитов, а также требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) установления требований к учредителям, акционерам и руководящим работникам добровольных накопительных пенсионных фондов, а также к размеру и составу их уставного капитала;
6) установления требований к руководящим работникам единого накопительного пенсионного фонда;
7) установления требования по хранению пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
8) установления требования по хранению добровольными накопительными пенсионными фондами финансовых инструментов и денег, входящих в состав пенсионных активов, исключительно в банках-кастодианах, не аффилиированных с добровольными накопительными пенсионными фондами;
9) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда или добровольного накопительного пенсионного фонда, а также установления контроля за их целевым размещением;
10) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении пенсионных активов;
11) установления размера комиссионного вознаграждения, получаемого единым накопительным пенсионным фондом, добровольным накопительным пенсионным фондом;
12) обязательности ежегодного проведения аудита единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
13) регулярной отчетности единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда перед соответствующими государственными органами в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
14) предоставления вкладчику (получателю) информации о состоянии его пенсионных накоплений;
15) предоставления вкладчику (получателю) возможности переводить свои пенсионные накопления, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов, из единого накопительного пенсионного фонда в добровольный накопительный пенсионный фонд или из добровольного накопительного пенсионного фонда в единый накопительный пенсионный фонд, или из одного добровольного накопительного пенсионного фонда в другой добровольный накопительный пенсионный фонд;
16) добровольного страхования пенсионных накоплений в полном объеме или частично по выбору вкладчика (получателя);
17) осуществления учета и оценки пенсионных активов в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) разрабатывает и утверждает правила осуществления деятельности единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольных накопительных пенсионных фондов;
2) разрабатывает и утверждает правила перевода пенсионных накоплений из единого накопительного пенсионного фонда в добровольный накопительный пенсионный фонд, из добровольного накопительного пенсионного фонда в единый накопительный пенсионный фонд, а также из одного добровольного накопительного пенсионного фонда в другой добровольный накопительный пенсионный фонд;
3) разрабатывает и утверждает правила взимания комиссионного вознаграждения единым накопительным пенсионным фондом;
4) устанавливает требования к поверенным, указанным в пункте 2 статьи 35 настоящего Закона, и порядок их выбора;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):
2023 г. | 61 |
2024 г. | 61,5 |
2025 г. | 62 |
2026 г. | 62,5 |
2027 г. | 63 |
Виды пенсии в Казахстане
Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.
Актуальные виды обеспечения:
- базовое (зависит от трудового стажа и периода участия в накопительной системе, неработающие могут претендовать только на нее),
- солидарное (зависит от рабочих периодов до 1998 г.),
- три разновидности накопительного, состоящие —
- из обязательных отчислений,
- из обязательных профессиональных для лиц, занятых на вредном производстве,
- из добровольных.
Минимальные размеры пенсии и зарплаты установлены на 2021 год
- 100 тыс. казахстанцев планируется привить от КВИ до конца февраля
- Какой будет погода в феврале в Казахстане
- Пособия по уходу за инвалидами планируют ввести в Казахстане
- Ущерб на 8 млн тенге нанесли браконьеры в Казахстане с начала года
- Повышение температуры на севере Казахстана обещают синоптики
В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Таблица выхода на пенсию для женщин:
- 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
- 1 января 2021 года — 60 лет;
- 1 января 2022 года — 60,5 лет;
- 1 января 2023 года — 61 года;
- 1 января 2024 года — 61,5 года;
- 1 января 2025 года — 62 года;
- 1 января 2026 года — 62,5 лет;
- 1 января 2027 года — 63 года.
Досрочный выход на пенсию предусмотрен для:
Граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, условия:
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – 45 лет.
Женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Источник: eGov.kz
Первым делом стоит обратить внимание на пенсионный возраст в 2021 году. Изменения вступили в силу только для женщин. Мужчины могут уйти на заслуженный отдых в возрасте 63 лет.
У женщин ситуация несколько отличается. Их пенсионный возраст ежегодно увеличивается на полгода с 2018-го. Так будет продолжаться до 2027 года, пока пенсионный возраст казахстанок не сравняется с возрастом, определенным как пенсионный для мужчин:
- январь 2021 года — 60 лет;
- январь 2022 года — 60,5 лет;
- январь 2023 года — 61 год;
- январь 2024 года — 61,5 лет;
- январь 2025 года — 62 года;
- январь 2026 года — 62,5 года;
- январь 2027 года — 63 лет.
Гражданам РК разрешается досрочно снимать часть пенсионных накоплений для следующих целей:
- чтобы улучшить жилищные условия;
- на оплату лечебных процедур или медикаментов;
- чтобы передать частникам, которым доверяете.
Об этом нововведении глава государства объявил еще в сентябре 2020 года. Отметим, что средства можно изымать не только для улучшения апартаментов, в которых проживаете, но и на приобретение дома или квартиры.