Обязательный и инициативный аудит

28.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный и инициативный аудит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

На сегодняшний день государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Основные функции уполномоченного федерального органа:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления упол­номоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Совет по аудиторской деятельности:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Члены Совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав Совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Читайте также:  Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 % общего состава Совета.

В состав Совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Во всех развитых странах действуют независимые Палаты аудиторов, основными задачами которых являются разработка стандартов по аудиторской деятельности, осуществление контроля за качеством работы аудиторов, проведение аттестации и выдача документов на занятие аудиторской деятельностью (в странах, где это не является государственной прерогативой). Палаты аудиторов выполняют также роль координаторов деятельности аудиторов, определяют этические нормы их поведения в обществе и при­нимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы.

На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают через посредство Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

К международным аудиторским стандартам относятся:

  • международные стандарты учета;
  • международные нормативы аудита и сопутствующих работ; международные положения аудита;
  • международные нормативы бухгалтерского образования и этики;
  • общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS).

Закон об аудиторской деятельности предусматривает страхование при проведении обязательного аудита.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Поскольку ответственность аудиторов очень высокая, т.е. высок риск аудиторской проверки, возникает проблема страхования аудиторского риска. В развитых странах аудиторские фирмы тратят до 10% прибыли на страхование аудиторских рисков.

В России также наметилась тенденция к увеличению количества аудиторских фирм, заключающих договоры страхования.

Страхованию риска аудиторскими фирмами препятствует ряд высокие тарифы страхования, неприемлемые условия страхования, отсутствие нормативной базы по аудиту для доказательства в суде факта некачественного оказания аудиторских услуг. Основная особенность страхования профессиональной ответственности — общий для всех профессий объект страхования: имущественные интересы застрахованного физического лица, связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, причиненный третьим лицам в результате ошибки или упущения, совершенных при исполнении профессиональных обязанностей.

Необходимо различать страхование профессиональной и гражданской ответственности: гражданская ответственность шире профессиональной ответственности, которая является как бы одним из ее разделов.

Эти как бы несущественные, на первый взгляд, различия носят принципиальный характер. Так, никоим образом не может быть застрахована профессиональная ответственность аудиторской фирмы как юридического лица, потому что юридическое лицо носителем профессии не является. Речь может идти только о страховании гражданской ответственности.

В отличие от страхования имущества или личного страхования, объект страхования профессиональной ответственности носит субъективный характер, т.е. наступление страхового случая зависит не от внешних факторов — стихии, природных явлений, действий других людей, а от квалификации лица, осуществляющего деятельность в соответствии с определенной профессией.Как правило, единым при страховании профессиональной ответственности является и определение страхового случая: им признаются вступившие в законную силу решения суда (общегражданского или арбитражного), устанавливающие имущественную ответственность страхователя за причинение материального ущерба клиенту. Кроме того, страховым случаем может быть признано и наличие обоснованной претензии клиента, но при условии бесспорных доказательств причинения последнему вреда страхователем.

Регулирование аудиторской деятельности

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Аудит НКО. Правила и стоимость аудиторской проверки в некоммерческих организациях.

  1. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей
  2. Аудиторская проверка обязательно проводится в следующих НКО
  3. Подготовка к аудиторской проверке НКО
  4. Как проводится аудиторская проверка НКО?
  5. Аудиторская проверка НКО состоит из следующих этапов
  6. На основном этапе аудита НКО происходит проверка
  7. Заключения об аудиторской проверке бывают
  8. Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?

Аудит некоммерческих организаций может быть обязательным или проводиться с инициативы руководителя или учредителей НКО. Поскольку ряд некоммерческих объединений параллельно с основной деятельностью ведут еще и коммерческую, то при ведении бухгалтерского учета в НКО могут возникнуть некоторые сложности. Таким организациям аудит просто необходим, так как его проведение разрешает проверить корректность ведения бухучета и избежать дальнейших проблем и, в частности, с контролирующими органами. Аудит фондов, СРО и еще ряда НКО является обязательным. В ходе аудиторской проверки некоммерческих организаций определяется, насколько проведение фактических бухгалтерских операций соответствует порядку ведения бухучета, предусмотренному требованиями законодательства и устава. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей

  • чтобы проверить, насколько фактическая деятельность организации, принципы ее финансирования, формирования и распределения материальных и денежных средств соответствуют задачам и целям, указанным в уставных документах и определенным управляющими органами НКО;
  • для проверки учетной политики, применяемой в бухучете и анализа ее правильности;
  • чтобы проверить и подтвердить целевые расходы полученных грантов;
  • для проверки целевых использований получаемых денежных средств. В процессе аудита устанавливается, насколько расход финансов отвечает ранее утвержденным программам и сметам. Также проверяется соответствие суммы расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
  • чтобы проверить и подтвердить целевое использование поступивших средств, указанных в отчетности;
  • чтобы проанализировать правильность раздельного ведения учета, если организация наряду с некоммерческой занимается еще и коммерческой деятельностью. Основная задача аудита – подтвердить корректность полученного финансового результата;
  • чтобы проверить, насколько учетные записи отвечают информации, указанной в первичных документах;
  • для анализа правильности оформления в документах операций, связанных с получением и расходом денежных активов или имущества НКО;
  • чтобы определить, насколько налоги от доходов, получаемых от некоммерческой деятельности, отвечают налогообложению, установленному законодательством;
  • для проверки правильности договоров, заключенных с другими организациями, коммерческими структурами и наемными сотрудниками, другой документации.

Пошаговая инструкция проверки НКО

Проверка некоммерческих организаций имеет отличия от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.

Читайте также:  ПФР вернул прежний порядок продления ежемесячных выплат из маткапитала
Участки проверки Дополнительные сведения
Учредительные документы Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством
Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения
Финансирование прочими организациями, включая гранты Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования
Пожертвования физических лиц Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств
Поступления внереализационного характера Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов
Расходы организации Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности
Поступление от ведения коммерческой деятельности Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов
Оплата труда работников Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление приема и выплат

Объем проверяемой информации при аудите НКО зависит от специфики деятельности и организационной формы.

Использование работы другого аудитора в соответствии с федеральным стандартом № 28.

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования для случаев, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее — аудитор) при подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, предоставленную одним или несколькими подразделениями и включенную в финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

Основному аудитору при использовании результатов работы другого аудитора необходимо определить, как работа другого аудитора повлияет на проведение аудита.

Основной аудитор отвечает за подготовку аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в случае, если такая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким подразделениям, которые проверяются другим аудитором.

Другой аудитор не является основным и несет ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой информации подразделения, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проверяемую основным аудитором. Понятие «другой аудитор» включает аффилированных аудиторов по отношению к основному аудитору, а также аудиторов, не связанных с основным аудитором. Основной аудитор и другой аудитор не всегда являются участниками одного договора оказания аудиторских услуг.

Процедуры, выполняемые основным аудитором

При планировании использования работы другого аудитора основной аудитор должен оценить профессиональную компетентность другого аудитора в зависимости от конкретного поручения. Соответствующую информацию основной аудитор может получить, используя совместное членство в профессиональном аудиторском объединении, совместное участие в другой аудиторской организации, а также обращение к профессиональному аудиторскому объединению, в котором состоит другой аудитор. Эти источники можно при необходимости пополнить, используя опрос иных аудиторов, сотрудников кредитных организаций или получив информацию непосредственно от другого аудитора.

Основной аудитор выполняет процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям основного аудитора в зависимости от конкретного поручения.

Основной аудитор информирует другого аудитора:

а) о требованиях независимости как в отношении аудируемого лица, так и в отношении подразделения с получением письменного заявления, подтверждающего соблюдение подразделением этих требований;

б) об использовании результатов работы другого аудитора и аудиторского заключения. Кроме того, основной аудитор договаривается с другим аудитором о координации их работы на начальном этапе планирования аудита и сообщает другому аудитору об областях, требующих особого внимания, о процедурах выявления внутригрупповых операций, информацию о которых необходимо раскрыть, и графике проведения аудита;

в) о требованиях к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита и составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности с получением письменного заявления, подтверждающего соблюдение этих требований.

10. Основной аудитор может:

обсудить с другим аудитором применяемые процедуры аудита;

ознакомиться с письменным кратким изложением процедур, выполненных другим аудитором (в виде вопросника или контрольного перечня), или провести обзорную проверку его рабочих документов;

выполнить указанные процедуры при посещении другого аудитора.

Основной аудитор может прийти к заключению об отсутствии необходимости прибегать к процедурам, описанным в пункте 10 настоящего федерального правила (стандарта), поскольку получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что другой аудитор в своей работе придерживается приемлемой методики и процедур контроля качества работы. Например, основной и другой аудиторы, являясь аффилированными лицами, возможно, поддерживают длительные официальные отношения, предусматривающие процедуры, которые обеспечивают достаточные аудиторские доказательства при проведении периодических взаимных обзорных проверок, при тестировании политики управления и установленных процедур, а также при обзорных проверках рабочих документов по выборочным аудитам.

Основной аудитор принимает во внимание значимые факты, отмеченные другим аудитором.

Основной аудитор может счесть целесообразным обсуждение с другим аудитором и руководством подразделения отмеченных в ходе аудита фактов или других вопросов, влияющих на финансовую информацию подразделения. Он может также решить, что необходимо провести дополнительные тесты бухгалтерских записей или финансовой информации подразделения..

Основной аудитор указывает в рабочих документах аудита те подразделения, финансовая (бухгалтерская) информация которых была проверена другими аудиторами, их значимость для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом, наименования (фамилии, имена и отчества, если другими аудиторами являются индивидуальные аудиторы) других аудиторов и любые выводы о том, что отчетность отдельных подразделений является несущественной. Основной аудитор также документально оформляет выполненные процедуры и полученные выводы. Следует, например, указать проверенные им рабочие документы другого аудитора и зафиксировать результаты проведенных с другим аудитором обсуждений. Однако основной аудитор может не документировать причины ограничения процедур при обстоятельствах, описанных в пункте 11 настоящего федерального правила (стандарта), при условии, что такие причины обобщены где-либо в другом месте в документации основного аудитора.

Сотрудничество между аудиторами

Другой аудитор, зная, в каком контексте основной аудитор будет использовать результаты его работы, сотрудничает с основным аудитором и сообщает основному аудитору о любых составляющих частях своей работы, которые не могут быть выполнены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России. Аналогично в соответствии с правовыми и профессиональными нормами другой аудитор должен быть информирован о любых вопросах, о которых стало известно основному аудитору и которые могут серьезно повлиять на работу другого аудитора.

Если основной аудитор приходит к выводу о том, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам основной аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации подразделений, проверенных другим аудитором, то основной аудитор выражает мнение с оговоркой или отказывается от выражения мнения, поскольку существует ограничение объема аудита.

Читайте также:  Льготы и выплаты для многодетных семей в Свердловской области

Если другой аудитор выдает или намеревается выдать модифицированное аудиторское заключение, основной аудитор рассматривает, имеет ли причина модифицирования такой характер и значимость с точки зрения финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, по которой готовит аудиторское заключение основной аудитор, что необходимо модифицировать аудиторское заключение основного аудитора.

Аудит благотворительных фондов и некоммерческих организаций

Аудиторская компания «СТАТУС» имеет многолетний опыт аудиторских проверок благотворительных фондов.

Получить более подробную информацию о необходимости проведении аудита благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций Вы можете, позвонив по телефону:
в Москве (495) 648-62-63
в Санкт-Петербурге (812) 449-33-75

Аудит в некоммерческих организациях (НКО) имеет свою специфику и совсем не похож на аудит в компаниях, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Аудит некоммерческих организаций проводится по нескольким направлениям, основными из которых являются:

  • выявление соответствия деятельности, способов формирования и использования имущества компании ее уставу и целям, для достижения которых она была создана;
  • проверка использования доходов НКО на предмет соответствия целевому характеру, а также сверка запланированных и израсходованных сумм и качественная оценка. В рамках этих мероприятий выявляется, соответствую ли использованные доходы сметам и целевым программам, утвержденным высшим органом НКО.

Наиболее часто встречающаяся ситуация, с которой сталкивается аудитор при проверке НКО, это отсутствие решения органов управления, которые определяют направления деятельности организации. Также нередки случаи, когда отсутствуют сметы, регламентирующие направления деятельности или расходование средств на отдельные программы некоммерческих организаций.

Принятые сокращения и аббревиатуры.

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Закон об аудиторской деятельности – Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

ИПБ России – институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

КОД – компьютерная обработка данных.

МКАП – Международный комитет по аудиторской практике.

МПЗ – материально-производственные запасы.

МСА – Международные стандарты аудита.

МФБ – Международная федерация бухгалтеров.

НДС – налог на добавленную стоимость.

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

ОАО – открытое акционерное общество.

ООО – общество с ограниченной ответственностью.

ОС – основные средства.

ПБУ – Положение по бухгалтерскому учету.

ПМАП – Положения о международной аудиторской практике.

ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Федеральные стандарты аудита – Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696).

В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:

Государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

Ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

Внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная ко миссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

Аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Аудит, выступая методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет государственный финансовый контроль, однако его основными субъектами служат прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых считается независимый аудит. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не конкуренты, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой РФ (ст. 1). Вместе с тем Закон об аудиторской деятельности не препятствует их сотрудничеству, а в ряде случаев подразумевает его. Прежде всего это выражается в четком определении перечня условий, когда осуществляется обязательный независимый аудит. Под данный перечень подпадают кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия.

В последние годы происходит подключение аудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий. При этом теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими – допустим, раз в три года – ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок).

Большинство российских экономистов выделяют следующие различия при сопоставлении аудита и ревизии.

Ответственность аудиторской компании и страхование ее деятельности

Прежде всего аудитор, которой провел некачественную работу, рискует своим аттестатом аудитора. Это регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности», статья 12, «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора». Как правило, срок лишения аттестата составляет около трех лет, в течение этого срока аудитор не допускается к сдаче квалификационного экзамена. Но иногда регулирующие органы могут ограничиться предписанием или предупреждением.

На практике выделяют следующие виды ответственности аудитора или аудиторской компании:

  • гражданско-правовая;

  • административная;

  • уголовная.


Похожие записи: