Сброс на рельеф: быть или не быть?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сброс на рельеф: быть или не быть?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.
Мероприятия по очистке сточных и природных вод
Сброс сточных вод на рельеф, прежде всего, требует доведения их состава до показателей, установленных существующими нормами.
Очистка стоков может производиться несколькими способами:
- Механический способ – заключается в фильтрации и отстаивании воды. Сооружения, предназначенные для улавливания грубых механических частиц, оснащены отстойниками, решетками, ситами. Такой способ очистки позволяет выделить из стоков более 60% нерастворимых веществ.
- Физико-химический – заключается в добавлении в стоки химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и образуют нерастворимый осадок. Этот способ позволяет удалить около 90% нерастворимых примесей, кроме того, удаляются тонкодисперсные частицы органических веществ. В этом методе применяются следующие процессы: адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция.
- Биологический – применяет физиологическое и биохимическое очищение. Виды биологических очистных сооружений – биологические пруды, аэротенки, биофильтры.
Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание. В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу. Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.
Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:
- Обязательный приезд специалистов на место.
- Взятие проб.
- Их консервация.
- Правильное оформление документов.
- Проведение анализа взятых проб.
- Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
- Определение объёма производимых сбросов.
Схема сброса в водоемы
Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.
Выпуск промышленных стоков запрещен если:
- превышен порог количественных показателей;
- представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
- барьерная очистка не избавляет от примесей;
- имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.
Сброс на рельеф: быть или не быть?
Жесткие требования к сбросам предъявляются к владельцам земельных участков в охранных зонах (зоны санитарной охраны, водоохранные зоны водных объектов), вплоть до полного запрета сброса. На данных территориях необходимо производить полную откачку и вывоз стоков.
Законодательство в области строительства содержит нормы о возможности сброса «с применением естественных методов очистки». Иными словами, это и есть сброс на рельеф, но через инженерные сооружения.
Такое положение содержится в СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения»:
9.2.13.2. Допускается применение естественных методов очистки сточных вод (полей орошения, полей подземной фильтрации, фильтрующих колодцев и траншей, биологических прудов и т.п.) от объектов, при соответствующем обосновании: благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительных климатических условиях.
Как вытекает из приведенной нормы, оговоренный сброс возможен только при соблюдении определенных условий, в т.ч. при обосновании надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
Следовательно, возможность такого сброса имеется только для условно чистых сбросов. На практике это дренажные стоки и стоки с последней стадии очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Однако наиболее надежный вариант в связи с однозначной позицией госорганов в отношении сброса на рельеф — полная откачка и вывоз стоков.
На экологических форумах в интернете, ориентированных на юридических лиц, обсуждается однозначность запрета сброса на рельеф. На строительных форумах в интернете обсуждается возможность сброса через инженерные сооружения, после септиков (они экологическую сторону не учитывают) из расчета отсутствия очевидного загрязнения и подтоплений (например, сброс в понижения рельефа, овраги, водоемы).
В судебной практике обнаруживается дело о сбросе в придорожную дренажную канаву хозяйственно-бытовых стоков с домов садового некоммерческого товарищества (СНТ). Ответчик — СНТ, а не физические лица. Суд разрешил ситуацию тем, что признал нарушение процедуры привлечения к ответственности, т.е. не стал высказываться по существу (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу № А41-60368/13).
К физическим лицам претензии предъявляются пока только в случае жалоб со стороны соседей. Тем и живы. Поскольку если попытаться на своем участке организовать легитимный водоотвод, то сталкиваешься с тем, что легитимен только вывоз жидких отходов. Представьте себе вывоз стоков из душа, кухни, туалета… Сколько это будет стоить? Понятно, что никто так не делает и делать не сможет.
В отношении сброса в водный объект в законодательстве фигурирует термин «природопользователь», а не «юридическое лицо и индивидуальный предприниматель». Получается, что если физическое лицо будет отводить свои стоки в водный объект, то оно должно будет получать решение на сброс и исполнять все связанные с этим требования. Для физического лица это также нереально.
По логике законодательства, водоотведение должно быть организовано органом местного самоуправления, с чем он повсеместно не справляется, в результате чего нормы и судебная практика в части обязанностей органов местного самоуправления выглядят обтекаемо.
Полагаем, что там, где орган местного самоуправления не способен канализовать свою территорию, он должен хотя бы определиться с правилами канализования, вплоть до требований к септикам.
Например, сейчас на рынке представлены септики с декларируемой степенью очистки 98 %. Это «Топаз», «Евробион», «Астра», «Тверь» и др.
Если бы уполномоченными органами были сформулированы внятные требования к септикам, то можно было бы их сертифицировать на соответствие этим требованиям.
Другой вариант — если бы орган местного самоуправления согласовывал установку септика и точку сброса. Это было бы еще более правильным. Пока же получается в соответствии с общей ситуацией в стране, когда у чиновника две задачи: прикрыть себя и показать себя. В рамках первой задачи никто не возьмет на себя ответственность согласовать установку септика и точку сброса. В рамках второй задачи — придут штрафовать, выставлять ущерб воде и почве, а это миллионы рублей.
В результате каждый проживающий в частном секторе является нарушителем законодательства.
Полагаем, в части водоотведения эту ситуацию правильно предотвратить тем, что обязать администрации муниципальных образований с привлечением экспертных ресурсов разработать конкретные и реальные к исполнению правила водоотведения для частного сектора и согласовывать вновь устанавливаемые системы и точки сброса.
Теоретически — это сфера ЖКХ, и типовые правила благоустройства, в которых прописывается водоотведение из жилых домов, утверждены Минстроем России[2]. Однако в них сказано только то, что нельзя жидкие отходы сливать в дренажные системы. Относятся ли выкопанные вдоль участка канавы к дренажным системам, а стоки с септика — к жидким отходам?
Разделение «сточные воды» и «жидкие отходы» идет по методу их утилизации. Соответственно, если сливаешь в дренажную систему, это уже сточная вода. А «система» представляется неким более «системным» явлением, хотя бы, например, стоящим на балансе органа местного самоуправления. Канавы же, повсеместно прокопанные вдоль домов частного сектора, прокопаны в исторически незапамятные времена и ни на чьем балансе не стоят.
Как видим, повсеместно по стране происходит сброс на рельеф разнообразных стоков. Большой вклад в этот сброс вносит частный сектор. Этот вопрос урегулирован только запретительными нормами «нельзя», и нет норм, отвечающих, что можно делать соразмерно с реальностью. В связи с этим целесообразно сразу создавать правовую схему сброса на рельеф вне зависимости от вида стока. Схема должна учитывать экономические реалии и виды природопользователей.
Пока же из разъяснений правоприменителя вытекает, что сброс должен быть только в канализацию или в водный объект. Выходит, природопользователь, находящийся вдали от канализации и водного объекта, обязан прокладывать трубу до канализации или водного объекта. В практике нашей компании такие решения предлагались для предприятий, расположенных в сложившейся застройке на расстоянии 5–12 км от водного объекта.
Поскольку получается, что для всех без исключения легитимный сброс возможен только в водные объекты при условии оформления разрешительных документов, то и физические лица, и хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), исторически сбрасывавшие стоки на рельеф и теперь не способные проложить трубу до водного объекта, оказались вне правового поля.
В связи с этим ситуацию со сбросом на рельеф необходимо разрешать одновременно для всех субъектов правоотношений.
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
[2] См. Приказ Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».
А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2020.
При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.
Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).
Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:
- Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
- Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
- Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
- Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
- Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
- Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
- Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
- Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).
Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:
- Заявление о согласовании точки сброса;
- Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
- Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
- Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
- Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
- Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).
Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя
2. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности на объектах I категории, приводящей к сбросам веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее — Заявители).
8. Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы.
9. Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от Заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
10. Результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача разрешения на сбросы;
продление разрешения на сбросы;
переоформление разрешения на сбросы;
выдача дубликата разрешения на сбросы;
исправление допущенных при оформлении, продлении срока действия, переоформлении разрешения на сбросы опечаток и ошибок.
11. Выдача разрешения на сбросы, предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Результат предоставления государственной услуги направляется (выдается) Заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.
Течение срока предоставления государственной услуги может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктом 24 Регламента, на срок не более 10 рабочих дней.
Течение срока предоставления государственной услуги приостанавливается со дня принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Течение срока предоставления государственной услуги возобновляется:
с момента предоставления Заявителем документов, отсутствие либо ненадлежащее оформление которых послужило основанием для приостановления предоставления государственной услуги;
с момента истечения срока, установленного в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги и необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — Уведомление о приостановлении);
с момента поступления в территориальный орган Росприроднадзора информации о невозможности вручения Заявителю Уведомления о приостановлении.
Сброс ливневых стоков регламентирует законодательство РФ. Следует помнить, что сбрасывание ливневых стоков без очистки влечет за собой уголовную и административную ответственность. Действия руководителей предприятий, которые не выполняют правила работы с канализацией, могут привести к экологической катастрофе. Речь в данном случае идет и о ливневой канализации. Дождевые воды способны переносить на своей поверхности остатки нефтепродуктов и агрессивных веществ, которые загрязнят водоемы.
Сброс ливневых стоков регламентирует СНиП 2-07-01-89. Дополнительно процесс утилизации отходов должен быть в обязательном порядке согласован с представителями Росрыболовства и другими организациями, имеющими отношение к охране природы. На предприятиях устанавливают ЛОС: локальные очистные сооружения, проект которых согласовывают с надзорными органами.
Отведение сточных вод на рельеф, если уровень грунтовых вод средний
Стоки вначале подвергаются биологической очистке, а затем поступают на доочистку в фильтрующую траншею или песчано-гравийный фильтр. Фильтр делается в виде трехслойного пирога. Первый слой составляет сеть из оросительных труб, под ней располагается система дренажных труб, которая в точности повторяет контуры предыдущей сети. Между ними располагается песчано-гравийная фильтрующая начинка, имеющая толщину в один метр.
Конструктивно такие фильтры устраиваются или как сеть, которая выглядит как коллектор с поперечными трубами, или же, как траншея. Ее вид зависит от того, какую конфигурацию имеет незанятая площадь на участке. Длина траншеи напрямую зависит от того, какого объема сточные воды. Нагрузка же равняется примерно стам литрам за сутки на метр трубы.
Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.
Существуют запреты по сбросу воды, которая:
- Может быть использовано повторно, после соответствующей очистки, либо для других городских нужд.
- Содержат бактерии вирусных и бактериальных, паразитарных заболеваний.
- Содержат вещества, которые не имеют норм по допустимой концентрации.
- Имеет в своём составе недопустимые чрезмерно опасные вещества.
Правила приема стоков в водоотводящую сеть
Прием стоков
Для обеспечения стабильной эксплуатации водоотводящей системы и предотвращения ее разрушения при взаимодействии с негативными веществами, прием стоков происходит с соблюдением определенных правил и требований:
- допускается поступление стоков в водоотводящую сеть только через устройства-приемники, которые оборудованы гидрозатвором;
- допускается прием стоков в дождевую сеть через дождеприемники;
- прием производственных стоков допускается в водоотводящую сеть в том случае, если это не приведет к нарушению сети и сооружений очистки.
При этом, производственные стоки должны:
- не содержать взвешенных примесей в количестве более 500 мг/л и прочих веществ, засоряющих трубы:
- не оказывать разрушительного влияния на элементы сооружений и материалы системы;
- не содержать в составе газообразных веществ и горячих примесей. Способствующих образованию взрывоопасных смесей;
- не превышать температуру более 40 градусов.
Не допускается в водоотводящую сеть сбрасывать сточные воды:
- с наличием загрязнений минерального происхождения;
- различные по типу стоки, образующие при смешивании ядовитые газы;
- содержащие бактериальные загрязнения;
- необеззараженные используемые воды от птицефабрик и мясокомбинатов;
- остающиеся после мытья транспортных средств в гаражах (исключение – общесплавная сеть).
Используемые воды, которые поступают в водоотводящую сеть должны быть нейтрализованы и условно-чистыми, показатель очистки которых определяют органы санитарного надзора.
Памятка для экспортёра
- Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
- Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
- Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
- Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
- Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду
Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ: • негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; • вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Ранее к видам НВОС относились:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды НВОС.
Сегодня из видов НВОС, за которые взимается плата, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен[1].
Таким образом, сброс на рельеф — это вид негативного воздействия, но обязанность вносить плату за НВОС при сбросе на рельеф законодательно не установлена.
В Водном кодексе Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018; далее — ВК РФ) понятие сброса на рельеф (на водосборную площадь) также отсутствует.
В статье 44 ВК РФ для целей сброса сточных вод рассматривается только использование водных объектов. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).
Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти (п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).
Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.
При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.
В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.
Слив воды из септиков и станций биологической очистки
Отвод воды – первоочередной вопрос, который возникает при монтаже канализации. Из автономной канализации вода отводится в почву или на открытый грунт, самотеком или принудительно. Все зависит от типа очистного и характеристик грунта на участке.
Перед тем, как рассказывать про отвод воды, устраним путаницу в понятиях. Всю дачную канализацию обычно называют септиками, но это неправильно. Есть септики, а есть станции биологической очистки (СБО). Они устроены по-разному. И воду из них отводят тоже по-разному.
Из нашей статьи вы узнаете:
- Какими способами можно отводить воду из септика.
- Какая основная проблема при устройстве водоотведения из септика.
- Что такое биофильтр и как он решает проблему слива воды из септика на сложных участках.
- Почему мы не рекомендуем ставить септик с биофильтром и предлагаем для сложных участков станции биоочистки.
- Как сливают воду из станций биологической очистки.
- Какая основная проблема при выборе водоотведения из станции. Как она решается.
- Как выбрать вариант отвода воды для вашего участка.
Мероприятия по очистке сточных и природных вод
Сброс сточных вод на рельеф, прежде всего, требует доведения их состава до показателей, установленных существующими нормами.
Очистка стоков может производиться несколькими способами:
- Механический способ – заключается в фильтрации и отстаивании воды. Сооружения, предназначенные для улавливания грубых механических частиц, оснащены отстойниками, решетками, ситами. Такой способ очистки позволяет выделить из стоков более 60% нерастворимых веществ.
- Физико-химический – заключается в добавлении в стоки химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и образуют нерастворимый осадок. Этот способ позволяет удалить около 90% нерастворимых примесей, кроме того, удаляются тонкодисперсные частицы органических веществ. В этом методе применяются следующие процессы: адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция.
- Биологический – применяет физиологическое и биохимическое очищение. Виды биологических очистных сооружений – биологические пруды, аэротенки, биофильтры.
Программа регулярных водных наблюдений
Все организации, претендующие на право пользования водным объектом, в обязательном порядке должны разработать программу регулярных водных наблюдений. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, которые должен выполнять водопользователь для оценки негативного влияния стоков на водоем. В точках, которые были предварительно согласованы, по установленному графику осуществляется забор проб. Результаты такого контроля фиксируются в журнале.
Таким образом, к основным задачам программы регулярных водных наблюдений можно отнести:
- Отбор проб и проведение лабораторных исследований, а также документирование результатов исследований.
- Осуществление экспертной оценки полученных результатов.
- Составление отчетной документации.
Результатом действия этой программы становится оценка качества сбрасываемых стоков, а также постоянное наблюдение за используемым водоемом.