Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования

07.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ).

Основная часть заработной платы

Приказ Минобрнауки России от 17.11.2008 N 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».

Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму — должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Учителям устанавливаются стимулирующие выплаты по следующим критериям и показателям качества и результативности работы:

Критерии качества и результативности работы

Показатели

Размер стимулирующих выплат

Результативность образовательной деятельности

Стабильность и рост качества обучения при 100% успеваемости с учетом особенностей класса:

положительная динамика качества знаний

стабильные результаты

500 руб.

250 руб.

Результаты ЕГЭ, ЕМТ

выше муниципального

на уровне города

1000 руб.

500 руб.

Участие в предметных олимпиадах:

В масштабах района диплом

1степени 2степени

3 степени

В масштабах города диплом

1 степени

2 степени

3 степени

в интеллектуальных конкурсах :

на муниципальном уровне (1, 2, 3 места)

региональном уровне (1, 2, 3 места)

500 руб.

400 руб.

300 руб.

750 руб.

500 руб.

400 руб.

500, 400, 300 р.

750, 500, 400 р.

Работа с электронными журналами

200 руб.

Работа факультативов, кружков.

250 руб. (1час в

350руб. неделю)

Инновационная деятельность педагога

Использование современных образовательных технологий

Проведение уроков с использованием ИКТ:

1 и более в неделю

2 и более в месяц

3 и более в четверть

300 руб.

200 руб.

100 руб.

Методическая деятельность

Участие в методических объединениях: выступление, обмен опытом, проведение мероприятий публичного характера:

школьный уровень

районный уровень

муниципальный уровень

региональный уровень

100 руб.

500 руб.

750 руб.

1000 руб.

Обобщение и распространение педагогического опыта: проведение мастер- классов, открытых классных часов, семинаров на уровне: школы

района

города

края

100 руб.

300 руб.

500 руб.

700 руб.

Выступление на конференциях, совещаниях на уровне: района

города

края

500 руб.

750 руб.

1000 руб.

Кураторство, наставничество

150 руб.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Уровень конкурса: школьный тур, районный тур

Согласно коллективного договора

Результативность

Взаимодействие с родителями

Отсутствие конфликтов, жалоб

100 руб.

Работа с документацией

Своевременная отчетность

50 руб.

Исполнительская дисциплина

Своевременная и качественная сдача отчетности

100 руб.

Посещаемость оперативок, методических совещаний, и т.п.

100 руб.

Отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка

100 руб.

Что представляют собой базовые оклады

В трудовом законодательстве устанавливается норма, согласно которой работники муниципальных и государственных учреждений могут рассчитывать на получение дополнительной гарантии – базового оклада и базовой ставки заработной платы, предусмотренной для каждой отдельной профессиональной квалификационной группы работников.

Соответственно, заработная плата, установленного для каждого отдельно взятого работника, отнесенного к конкретной профессиональной группе, не может быть ниже специально установленной в законодательных актах базовой величины.

Отдельно стоит отметить тот факт, что непосредственно при установлении базовых окладов обязательно учитывается различие, существующее между профессиональными квалификационными группами. Соответственно, на законодательном уровне устанавливаются обоснованные соотношения между размерами заработной платы отдельных групп профессий, принимая во внимание сложность выполняемого ими труда и прочих факторов.

Подобные базовые оклады устанавливаются Постановлениями Правительства.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти устанавливают перечень профессиональных квалификационных групп и отдельные критерии, по которым осуществляется отнесение профессий рабочих и отдельных должностей служащих. Помимо этого, федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, осуществляет следующие функции:

  • выработку политики государственного уровня в сфере труда;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Новый показатель при расчете зарплаты педагога

В 2015 году в законодательство был введен новый показатель, на который должны ориентироваться работодатели. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании статистического учета…» от 14.09.2015 № 973 при расчете заработной платы преподавателей работодатель должен учитывать среднемесячную заработную плату работников, трудящихся в частных компаниях или у индивидуальных предпринимателей. Уровень зарплаты не может быть ниже этого показателя. П. 3 постановления Правительства РФ «Об организации федеральных статистических наблюдений…» от 11.07.20015 № 698 обязывает Росстат рассчитать этот показатель и направить информацию региональным властям.

Цель нововведения — повышение престижности профессии педагога и привлечение новых квалифицированных кадров в образовательный процесс.

Порядок выплат и их размер устанавливается федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, Едиными рекомендациями, а также локальными актами образовательной организации. Например, руководство учебного заведения может издать специальное положение, регулирующее особенности начисления и выплаты заработной платы. Главное требование к работодателю — номинальная зарплата педагога не может быть ниже уровня 2015 года (п. 4 постановления Правительства РФ № 973). Понижение заработной платы возможно только в случае сокращения трудовой нагрузки на работника.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

По поводу окладов, ставок

Вознаграждение за труд имеет размер, зависящий от обязанностей у конкретной должности, выполненных за определённый временной промежуток. Обычно в расчёт берут календарный месяц, но норма по часам может корректироваться для конкретного учреждения. При расчёте основных ставок компенсации и дополнительные стимулы не используются.

Предполагается, что стандартная рабочая продолжительность недели равна 30 либо 36 часам. Если применяется часовая норма, то её тоже устанавливают для отдельного случая:

  • 18, 24 часа в неделю.
  • 720 часов в год.
  • Недельные нормы могут составлять 20, 24, 25 часов.

Подготовка по профессии, квалификационная степень учитываются при установке должностных окладов. Должности тоже должны относиться к одной из квалификационных степеней.

Надо смотреть, какую работу выполняет гражданин, находясь на той или иной должности. Удовлетворение целей и потребностей организации – главная цель разработки должностей.

Дополнительно о требованиях: кто может работать педагогом?

Если гражданин планирует работать учителем, то он должен выполнить следующие условия:

  1. Получить образование, высшее или среднее.
  2. Отвечать требованиям по квалификации, которые указаны в специальных справочниках либо профессиональных стандартах.

Но иногда образовательный ценз имеется, а до работы сотрудника всё равно запрещено допускать. Обычно это связано с такими ситуациями:

  1. Есть заболевания, мешающие вести нормальный образ жизни.
  2. Получение статуса недееспособного лица в порядке, установленном на федеральном уровне.
  3. Тяжкие, особо тяжкие преступления с неснятой, непогашенной судимостью.
  4. С судимостью в прошлом либо те, кого подвергали уголовному преследованию. Особенно – за преступления против личности и её свободы, половой неприкосновенности, семьи и семейных ценностей.
  5. Когда есть решение суда, которое лишает права заниматься именно педагогической работой.

Новая система начисления з/п оказалась эффективной больше в теории, чем на практике!

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Система оплаты труда в казенном учреждении

Систему оплаты труда в муниципальном казенном учреждении устанавливают коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами.

Такие документы составляют в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

Также нормативными актами, принятыми на местном уровне, устанавливается порядок формирования фонда оплаты труда учреждений.

Например, постановлением Окружной администрации Г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 26.06.

2013 № 143п, установлено, что фонд оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств государственного и муниципального бюджетов, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным 4 заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, объемов средств, централизованных главным распорядителем бюджетных средств и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

1.1 Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также предусмотрено повышение к 2018 году:

  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

1.2 Как осуществляется повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации?

Ответ: Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.

Читайте также:  Транспортный налог в Чувашской республике

Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.

Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.

Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.

В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.
В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.

Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Таким образом, средняя заработная плата отдельной категории работников может различаться по видам учреждений.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.

1.3 Каким образом происходит повышение оплаты труда работников учреждений культуры?

Ответ: В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В целях реализации Указа № 597 Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р, и региональными «дорожными картами» установлены уровни средней заработной платы работников учреждений культуры.
Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Указом № 597 без разбивки по категориям персонала, в первоочередном порядке касается основного персонала учреждений культуры.

Повышение оплаты труда прочему персоналу учреждений культуры осуществлять в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и определяющими системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях.
Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы установления систем оплаты труда, в том числе размер и сроки повышения заработной платы работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

1.4 Как повышается оплата труда научных сотрудников, состоящих в штатном расписании учреждений культуры?

Ответ: В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы: работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В отношении научных сотрудников, повышение средней заработной платы которых необходимо довести к 2018 году до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, в Указе № 597 отсутствует ведомственная принадлежность.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрены должности «научных сотрудников», занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах и библиотеках (приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н), а также «научных сотрудников», занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 12.02.2014 № 96). В других сферах деятельности должность «научного сотрудника» не предусмотрена.

В этой связи для определения уровня средней заработной платы научного сотрудника, который необходимо достичь к 2018 году, следует на основании Устава выяснить к какой сфере деятельности относится учреждение, в котором работает указанный работник.
Повышение оплаты труда работников учреждений культуры во исполнение Указа № 597 в первоочередном порядке осуществляется работникам, относимым к основному персоналу.

Согласно приказу Минкультуры России от 05.05.2014 № 763 (в редакции от 05.08.2015 № 2156) должность «научный сотрудник» относится к основному персоналу.

Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы установления систем оплаты труда, в том числе размеры и сроки повышения заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

1.5 Как оплачивается труд школьного библиотекаря?

Ответ: Размер заработной платы школьного библиотекаря зависит от занимаемой должности. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н) имеются должности педагога-библиотекаря и библиотекарей различной квалификации.

Если школьный библиотекарь занимает должность «педагог-библиотекарь», то на него распространяются положения о заработной плате педагогических работников образовательных учреждений общего образования. Если школьный библиотекарь занимает должность библиотекаря, то на него распространяются положения о заработной плате работников культуры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7.05.2012 № 597 п.1 а) предусматривается:

  • доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • доведение к 2018 году средней заработной платы …работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

1.6 Как повышается заработная плата педагогическим работникам детских школ искусств?

Ответ: Согласно законодательству Российской Федерации вопросы установления системы оплаты труда (в том числе повышения заработной платы) работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, вопросы социальной поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности, относятся к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25.09.2012 № Пр-2705 и Указом Президента Российской Федерации от 1.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» субъектами Российской Федерации с 2013 года началась работа по повышению оплаты труда педагогических работников детских школ искусств до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. При этом объем заработной платы как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников должен быть не ниже, чем у учителей общеобразовательных школ в регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012

Читайте также:  Калькулятор госпошлины в суд 2022 года

№ 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа), целями и задачами Программы предусмотрен комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Индикатор роста отношения среднемесячной заработной платы педагогов (преподавателей) государственных организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате по экономике субъекта Российской Федерации до 2018 года установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (раздел III).

1.7 Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Ответ: Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5.1 В каких случаях можно обращаться в Роструд?

Ответ: В случае, если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно-надзорных мероприятий (электронный сервис «Онлайнинспекция.рф»).

5.2 В каких случаях перенаправляются обращения в Роструд?

Ответ: В случае жалоб на нарушения трудовых прав работников по результатам работы с обращениями граждан Минкультуры России обращение может быть направлено в Федеральную службу по труду и занятости для проведения контрольно-надзорных мероприятий и направления ответа заявителю в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

5.3 Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по труду и занятости?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – государственные инспекции труда.

В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 113 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2012 № 354н, жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности. Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем). Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (его заместителя) рассматриваются в Федеральной службе по труду и занятости должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб. Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Федеральной службе по труду и занятости, рассматриваются её руководителем – главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.

Повысят ли оклад учителя, если он ниже МРОТ? Может ли ставка быть ниже МРОТ?

Как следует из ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Основная проблема этой формулировки заключается в том, что термин «заработная плата» включает в себя не только сам оклад, но и другие компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты, например за разъездной характер работы. Отдельные надбавки периодически исключаются из расчета МРОТ решениями высших судов. В настоящий момент при расчете соответствия заработной платы минималке не учитываются:

  • доплаты за совмещение, временное исполнение обязанностей, увеличение объема работ или зоны обслуживания;
  • доплаты за работу в выходные и праздники, вредную, ночную и сверхурочную работу;
  • матпомощь, премии к праздникам.

Многие педагоги-пенсионеры летом увольняются, чтобы повысить пенсию. Достаточно ли перерыва в два месяца, чтобы произвели перерасчет пенсии? Или нужно ждать три месяца?

Срок перерасчета пенсии ПФР с учётом индексации составляет 3 месяца после увольнения. Это закреплено в ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно ч. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», работодатель предоставляет в ПФР информацию об увольнении сотрудника не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором состоялось увольнение.

На следующий месяц после получения сведений от работодателя ПФР принимает решение о выплате проиндексированных сумм (ч. 6 ст. 26.1), а сама индексация (и, соответственно, выплата проиндексированных сумм пенсии за прошедшие месяцы) осуществляется ещё через месяц, то есть на следующий месяц после принятия ПФР решения о выплате (ч. 7 ст. 26.1).

Минимальный период, в течение которого можно устроиться на работу вновь, сохранив проиндексированную пенсию, законом не установлен, поэтому, исходя из ст. 26.1 упомянутого закона, важно, чтобы на день перерасчета пенсии (на момент принятия решения ПФР о перерасчете) лицо являлось неработающим. При обнаружении факта работы на день перерасчета пенсии даже в случае, когда сумма с учетом перерасчета ПФР уже направлена в адрес работника, у ПФР имеется возможность отменить решение о перерасчете как необоснованно вынесенное. Таким образом, вновь устраиваться на работу рекомендуется только по истечении 2 месяцев с момента увольнения, чтобы избежать рисков приостановления процедуры перерасчета пенсии ПФР.


Похожие записи: