План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году

11.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учетная политика применяется в учреждении из года в год. Ежегодно утверждать новый документ не нужно. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Таблица: забалансовые счета в 2024 году

Номер забалансового счета Название забалансового счета Комментарий
001 Арендованные основные средства На счете отражается движение арендованных ОС
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку На этом счете отражается информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем
004 Товары, принятые на комиссию Счет используется комиссионерами и нужен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа Счет предназначен для подрядчиков. На нем они отражают движение всех видов оборудования, полученного от заказчика для монтажа
006 Бланки строгой отчетности Нужен для отражения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п.)
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов На счете собирается информация о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Такая задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные Этот счет нужен для отражения сведений о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам)
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные На счете обобщается информация о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей
010 Износ основных средств На счете отражаются суммы износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, а также у некоммерческих организаций по объектам ОС
011 Основные средства, сданные в аренду Счет нужен для обобщения информации о наличии и движении ОС, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора

Для бюджетных и автономных учреждений

В шаблоны КПС в счетах учёта бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России N57н от 27.04.2023 (для бюджетных) и N 64н от 05.05.2023 (для автономных) были внесены изменения.

Напомним, что в 1-4 разрядах номера счёта указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счёте информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5-14 разрядах номера счёта отражаются нули, если иное не предусмотрено учётной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15-17 разрядах номера счёта указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов;

в 24-26 разрядах номера счёта — коды КОСГУ.

Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведём в виде таблицы:

Счет учета

Шаблон КПС

Счета группы 100 (кроме 106, 107, 109, 110) и 20132 и корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 за исключением операций по безвозмездным неденежным передачам

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества

0.201.00

0000 0000000000 000

0.201.35

ХХХХ 0000000000 000

0.204.00

0000 0000000000 000

0.209.81

0000 0000000000 000

0.210.05

ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда

210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172

0000 0000000000 000

0.304.01

0000 0000000000 000

0.401.30

0000 0000000000 000

Читайте также:  Как пожаловаться в налоговую на незаконную сдачу квартиры

Амортизация по арендованным объектам

Инструкция № 157н дополнена п. 85.1. Начисление амортизации на принятое к учету право пользования активом начинается с даты его принятия в пользование (аренду). Далее амортизация начисляется равномерно (ежемесячно) в течение срока полезного использования объекта учета аренды и заканчивается на дату окончания срока действия (расторжения) договора аренды (права пользования объектом аренды). В отношении имущества, полученного в аренду, – в соответствии с графиком платежей, установленных договором аренды, в отношении имущества, полученного в пользование, – 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету.

Порядок начисления амортизации на объекты финансовой (неоперационной) аренды аналогичен порядку начисления амортизации на объекты основных средств (п. 92 Инструкции № 157н в новой редакции).

В какие сроки утверждать учетную политику

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Регламент для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для политики по налогообложению следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Новые требования к плану счетов

В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.

Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.

Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.

В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.

Основные группы счетов в бюджетных учреждениях

Основные группы счетов в бюджетных учреждениях включают счета доходов, расходов, а также счета финансовых операций. Счета доходов отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение, включая налоги, сборы, платежи за услуги и другие источники доходов. Счета расходов отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг, амортизацию и другие расходы. Счета финансовых операций отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, а также погашение долгов и платежи по процентам.

  • Счета доходов — отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение.
  • Счета расходов — отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг и другие расходы.
  • Счета финансовых операций — отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, погашение долгов и платежи по процентам.

Важность правильного ведения учета в бюджетных учреждениях

Один из ключевых аспектов правильного ведения учета в бюджетных учреждениях заключается в соблюдении установленных законодательством процедур и требований. Это включает в себя правильное классифицирование расходов и доходов, адекватное применение бухгалтерских политик и принципов, а также своевременное и точное заполнение учетных документов.

Правильное ведение учета в бюджетных учреждениях имеет следующие преимущества:

  • Обеспечение прозрачности и отчетности. Правильный учет позволяет предоставить достоверную информацию о финансовом состоянии учреждения, что важно для стейкхолдеров и руководства.
  • Эффективное управление бюджетными средствами. Систематический и точный учет расходов и доходов позволяет принимать обоснованные финансовые решения и оптимизировать бюджетные затраты.
  • Предотвращение финансовых нарушений и ошибок. Правильный учет помогает обнаруживать и предотвращать финансовые нарушения, мошенничество и ошибки.
  • Улучшение репутации и доверия. Качественный учет способствует укреплению репутации учреждения, повышает доверие партнеров и общества.
Читайте также:  Сколько в 2024 году получат родившие второго ребенка губернаторские в Иркутской области?

В целом, правильное ведение учета в бюджетных учреждениях играет важную роль в поддержании финансовой устойчивости и эффективного управления бюджетными средствами. Точное заполнение учетных документов, соблюдение требований законодательства и применение правильных бухгалтерских методов помогают предоставить надежную финансовую информацию и принимать обоснованные финансовые решения, что является основой для успешной деятельности бюджетного учреждения.

Изменения плана счетов на 2024 год

В 2024 году в плане счетов бюджетного учета произошли несколько изменений, которые важно учесть при ведении бюджетной отчетности. Новый план счетов предусматривает более детальное разделение счетов и внесение определенных уточнений.

Одним из основных изменений является введение новых счетов, связанных с расходными источниками бюджетных средств. Теперь в плане счетов присутствуют отдельные счета для различных видов доходов и расходов, что позволяет более точно учитывать поступления и использование бюджетных средств.

В плане счетов также были внесены изменения в разделе, относящемся к финансированию дефицита бюджета. Были добавлены новые счета, которые позволяют отслеживать и учитывать различные источники финансирования дефицита. Это помогает более точно определить финансовые ресурсы, используемые для покрытия дефицита и контролировать его размер.

Еще одним важным изменением является детализация счетов, связанных с использованием имущества. В новом плане счетов были добавлены дополнительные разделы и подразделы, которые позволяют более точно учесть и отразить движение и использование имущества в бюджетном учете. Это помогает обеспечить более полное и точное представление о состоянии имущества в бюджетной системе.

Также следует отметить, что в новом плане счетов была произведена гармонизация счетов бюджетного и коммерческого учета. Это упрощает процесс отчетности и обмена информацией между различными видами учета и обеспечивает единое понимание финансовой информации.

Расшифровка основных разделов плана

План счетов бюджетного учета на 2024 год включает несколько основных разделов, каждый из которых содержит группы счетов с определенным назначением. Расшифровка этих разделов позволяет лучше понять структуру и применение счетов в бюджетном учете.

1. Раздел I. Балансовые счета:

В этом разделе содержатся счета, отражающие финансовое состояние организации. Они позволяют оценить активы, обязательства и капитал организации в конкретный момент времени. К примеру, на счете 01 «Активы» отражаются все внереализационные активы, а на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» фиксируются долгосрочные инвестиции организации.

2. Раздел II. Счета движения средств:

В этом разделе перечислены счета, отражающие операции с расходами и доходами организации. Они позволяют контролировать движение финансовых средств и оценивать операционную деятельность организации. Например, на счете 51 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» фиксируются расходы на приобретение товаров и услуг, а на счете 76 «Доходы от продажи товаров» отражаются доходы от реализации товаров.

3. Раздел III. Счета финансовых результатов:

В этом разделе находятся счета, связанные с определением прибыли или убытка организации за определенный период. Они позволяют оценить финансовое положение организации и ее финансовые результаты. Например, на счете 90 «Профицит предыдущих лет» отражается нераспределенная прибыль, а на счете 99 «Убыток» фиксируются все убытки организации.

Ключевые изменения в ведении бухучёта с бюджетными счетами

Введение новых ведомственных бюджетных классификаторов на 2023 год привнесло значительные изменения в ведение бухгалтерского учета с бюджетными счетами. Бюджетный учет становится еще более структурированным и прозрачным, что позволяет учреждениям и предприятиям более точно отслеживать и контролировать расходование бюджетных средств.

Важными изменениями являются:

  • Введение новых классификационных кодов для каждого ведомственного бюджетного классификатора;
  • Обязательное использование электронных средств учета при проведении операций с бюджетными счетами;
  • Уточнение правил и процедур ведения бухгалтерского учета, включая методику формирования и представления отчетности;
  • Более жесткий контроль со стороны контролирующих органов, в том числе при проверке корректности и достоверности бухгалтерской отчетности;
  • Усиление ответственности руководителей учреждений и предприятий за неправильное ведение бухгалтерского учета.

В целом, новые изменения в ведении бухгалтерского учета с бюджетными счетами направлены на повышение прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств. Это поможет снизить коррупционные риски и повысить ответственность за использование бюджетных средств. Однако, для успешного внедрения новых правил необходимо обеспечить не только качественную подготовку специалистов, но и обновление бухгалтерских систем, а также разработку и внедрение соответствующих программного обеспечения.

Читайте также:  Выплата пенсионеру МВД с инвалидностью 2024 г.

Единый бюджетный план счетов бухучета 2023-2024

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.

Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

План счетов имеет пять разделов балансовых счетов и забалансовые счета. Каждый раздел объединяет сведения о различных группах активов и обязательств:

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Помимо счетов баланса ПС охватывает и счета, учитываемые за балансом. Они шифруются двумя цифрами. На забалансовых счетах отражается:

  • имущество, принятое в пользование;
  • бланки строгой отчетности;
  • обязательства неплатежеспособных должников;
  • акции в управляющих компаниях и т.д.

Инструкция 174н с изменениями на 2024 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)

В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

Счет Подстатья КОСГУ
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2024 года)
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2024 года)
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2024 года)
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2024 года)


Похожие записи: