План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная политика применяется в учреждении из года в год. Ежегодно утверждать новый документ не нужно. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.
Таблица: забалансовые счета в 2024 году
Номер забалансового счета | Название забалансового счета | Комментарий |
001 | Арендованные основные средства | На счете отражается движение арендованных ОС |
002 | Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | Предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
003 | Материалы, принятые в переработку | На этом счете отражается информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем |
004 | Товары, принятые на комиссию | Счет используется комиссионерами и нужен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию |
005 | Оборудование, принятое для монтажа | Счет предназначен для подрядчиков. На нем они отражают движение всех видов оборудования, полученного от заказчика для монтажа |
006 | Бланки строгой отчетности | Нужен для отражения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п.) |
007 | Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | На счете собирается информация о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Такая задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников |
008 | Обеспечения обязательств и платежей полученные | Этот счет нужен для отражения сведений о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам) |
009 | Обеспечения обязательств и платежей выданные | На счете обобщается информация о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей |
010 | Износ основных средств | На счете отражаются суммы износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, а также у некоммерческих организаций по объектам ОС |
011 | Основные средства, сданные в аренду | Счет нужен для обобщения информации о наличии и движении ОС, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора |
Для бюджетных и автономных учреждений
В шаблоны КПС в счетах учёта бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России N57н от 27.04.2023 (для бюджетных) и N 64н от 05.05.2023 (для автономных) были внесены изменения.
Напомним, что в 1-4 разрядах номера счёта указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счёте информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);
в 5-14 разрядах номера счёта отражаются нули, если иное не предусмотрено учётной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;
в 15-17 разрядах номера счёта указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
в 24-26 разрядах номера счёта — коды КОСГУ.
Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведём в виде таблицы:
Счет учета |
Шаблон КПС |
Счета группы 100 (кроме 106, 107, 109, 110) и 20132 и корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 за исключением операций по безвозмездным неденежным передачам |
ХХХХ 0000000000 000. Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества |
0.201.00 |
0000 0000000000 000 |
0.201.35 |
ХХХХ 0000000000 000 |
0.204.00 |
0000 0000000000 000 |
0.209.81 |
0000 0000000000 000 |
0.210.05 |
ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда |
210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 |
0000 0000000000 000 |
0.304.01 |
0000 0000000000 000 |
0.401.30 |
0000 0000000000 000 |
Амортизация по арендованным объектам
Инструкция № 157н дополнена п. 85.1. Начисление амортизации на принятое к учету право пользования активом начинается с даты его принятия в пользование (аренду). Далее амортизация начисляется равномерно (ежемесячно) в течение срока полезного использования объекта учета аренды и заканчивается на дату окончания срока действия (расторжения) договора аренды (права пользования объектом аренды). В отношении имущества, полученного в аренду, – в соответствии с графиком платежей, установленных договором аренды, в отношении имущества, полученного в пользование, – 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету.
Порядок начисления амортизации на объекты финансовой (неоперационной) аренды аналогичен порядку начисления амортизации на объекты основных средств (п. 92 Инструкции № 157н в новой редакции).
В какие сроки утверждать учетную политику
Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Регламент для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для политики по налогообложению следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Новые требования к плану счетов
В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.
Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.
Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.
В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.
Основные группы счетов в бюджетных учреждениях
Основные группы счетов в бюджетных учреждениях включают счета доходов, расходов, а также счета финансовых операций. Счета доходов отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение, включая налоги, сборы, платежи за услуги и другие источники доходов. Счета расходов отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг, амортизацию и другие расходы. Счета финансовых операций отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, а также погашение долгов и платежи по процентам.
- Счета доходов — отражают поступления денежных средств в бюджетное учреждение.
- Счета расходов — отражают использование средств на оплату зарплаты, закупку материалов, оплату услуг и другие расходы.
- Счета финансовых операций — отражают движение денежных средств на счетах, кредитование и займы, погашение долгов и платежи по процентам.
Важность правильного ведения учета в бюджетных учреждениях
Один из ключевых аспектов правильного ведения учета в бюджетных учреждениях заключается в соблюдении установленных законодательством процедур и требований. Это включает в себя правильное классифицирование расходов и доходов, адекватное применение бухгалтерских политик и принципов, а также своевременное и точное заполнение учетных документов.
Правильное ведение учета в бюджетных учреждениях имеет следующие преимущества:
- Обеспечение прозрачности и отчетности. Правильный учет позволяет предоставить достоверную информацию о финансовом состоянии учреждения, что важно для стейкхолдеров и руководства.
- Эффективное управление бюджетными средствами. Систематический и точный учет расходов и доходов позволяет принимать обоснованные финансовые решения и оптимизировать бюджетные затраты.
- Предотвращение финансовых нарушений и ошибок. Правильный учет помогает обнаруживать и предотвращать финансовые нарушения, мошенничество и ошибки.
- Улучшение репутации и доверия. Качественный учет способствует укреплению репутации учреждения, повышает доверие партнеров и общества.
В целом, правильное ведение учета в бюджетных учреждениях играет важную роль в поддержании финансовой устойчивости и эффективного управления бюджетными средствами. Точное заполнение учетных документов, соблюдение требований законодательства и применение правильных бухгалтерских методов помогают предоставить надежную финансовую информацию и принимать обоснованные финансовые решения, что является основой для успешной деятельности бюджетного учреждения.
Изменения плана счетов на 2024 год
В 2024 году в плане счетов бюджетного учета произошли несколько изменений, которые важно учесть при ведении бюджетной отчетности. Новый план счетов предусматривает более детальное разделение счетов и внесение определенных уточнений.
Одним из основных изменений является введение новых счетов, связанных с расходными источниками бюджетных средств. Теперь в плане счетов присутствуют отдельные счета для различных видов доходов и расходов, что позволяет более точно учитывать поступления и использование бюджетных средств.
В плане счетов также были внесены изменения в разделе, относящемся к финансированию дефицита бюджета. Были добавлены новые счета, которые позволяют отслеживать и учитывать различные источники финансирования дефицита. Это помогает более точно определить финансовые ресурсы, используемые для покрытия дефицита и контролировать его размер.
Еще одним важным изменением является детализация счетов, связанных с использованием имущества. В новом плане счетов были добавлены дополнительные разделы и подразделы, которые позволяют более точно учесть и отразить движение и использование имущества в бюджетном учете. Это помогает обеспечить более полное и точное представление о состоянии имущества в бюджетной системе.
Также следует отметить, что в новом плане счетов была произведена гармонизация счетов бюджетного и коммерческого учета. Это упрощает процесс отчетности и обмена информацией между различными видами учета и обеспечивает единое понимание финансовой информации.
Расшифровка основных разделов плана
План счетов бюджетного учета на 2024 год включает несколько основных разделов, каждый из которых содержит группы счетов с определенным назначением. Расшифровка этих разделов позволяет лучше понять структуру и применение счетов в бюджетном учете.
1. Раздел I. Балансовые счета:
В этом разделе содержатся счета, отражающие финансовое состояние организации. Они позволяют оценить активы, обязательства и капитал организации в конкретный момент времени. К примеру, на счете 01 «Активы» отражаются все внереализационные активы, а на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» фиксируются долгосрочные инвестиции организации.
2. Раздел II. Счета движения средств:
В этом разделе перечислены счета, отражающие операции с расходами и доходами организации. Они позволяют контролировать движение финансовых средств и оценивать операционную деятельность организации. Например, на счете 51 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» фиксируются расходы на приобретение товаров и услуг, а на счете 76 «Доходы от продажи товаров» отражаются доходы от реализации товаров.
3. Раздел III. Счета финансовых результатов:
В этом разделе находятся счета, связанные с определением прибыли или убытка организации за определенный период. Они позволяют оценить финансовое положение организации и ее финансовые результаты. Например, на счете 90 «Профицит предыдущих лет» отражается нераспределенная прибыль, а на счете 99 «Убыток» фиксируются все убытки организации.
Ключевые изменения в ведении бухучёта с бюджетными счетами
Введение новых ведомственных бюджетных классификаторов на 2023 год привнесло значительные изменения в ведение бухгалтерского учета с бюджетными счетами. Бюджетный учет становится еще более структурированным и прозрачным, что позволяет учреждениям и предприятиям более точно отслеживать и контролировать расходование бюджетных средств.
Важными изменениями являются:
- Введение новых классификационных кодов для каждого ведомственного бюджетного классификатора;
- Обязательное использование электронных средств учета при проведении операций с бюджетными счетами;
- Уточнение правил и процедур ведения бухгалтерского учета, включая методику формирования и представления отчетности;
- Более жесткий контроль со стороны контролирующих органов, в том числе при проверке корректности и достоверности бухгалтерской отчетности;
- Усиление ответственности руководителей учреждений и предприятий за неправильное ведение бухгалтерского учета.
В целом, новые изменения в ведении бухгалтерского учета с бюджетными счетами направлены на повышение прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств. Это поможет снизить коррупционные риски и повысить ответственность за использование бюджетных средств. Однако, для успешного внедрения новых правил необходимо обеспечить не только качественную подготовку специалистов, но и обновление бухгалтерских систем, а также разработку и внедрение соответствующих программного обеспечения.
Единый бюджетный план счетов бухучета 2023-2024
- Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
- Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
- Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
- Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
- Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.
Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.
Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.
Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.
Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:
- Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
- Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
- Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
- Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
- Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
- Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.
План счетов имеет пять разделов балансовых счетов и забалансовые счета. Каждый раздел объединяет сведения о различных группах активов и обязательств:
- Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
- Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
- Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
- Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
- Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.
Помимо счетов баланса ПС охватывает и счета, учитываемые за балансом. Они шифруются двумя цифрами. На забалансовых счетах отражается:
- имущество, принятое в пользование;
- бланки строгой отчетности;
- обязательства неплатежеспособных должников;
- акции в управляющих компаниях и т.д.
Инструкция 174н с изменениями на 2024 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)
В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» | 296 (с 1 января 2024 года) |
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» | 227 (с 1 января 2024 года) |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» | 228 (с 1 января 2024 года) |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 (с 1 января 2024 года) |