Международный обмен финансовой информацией по запросу и в рамках CRS
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международный обмен финансовой информацией по запросу и в рамках CRS». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.
Великобритания – по запросу
Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.
Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому
Кто не участвует в международном обмене финансовыми данными по запросу
Не передают информацию фискальным органам структуры, которые не относятся к традиционным банкам, речь идет о:
- платежных системах;
- криптобиржах;
- обменниках;
- краудфандинговых платформах;
- страховых брокерах,
а также других участниках крипто- и финтехрынка.
Однако регуляторы постепенно ужесточают требования к указанным финансовым институтам и с большой вероятностью они также будут обмениваться налоговой информацией. Поэтому планируя открыть счет в одном из подобных учреждений следует изучить актуальное законодательство, возможно юрисдикция уже обязала их предоставлять данные о клиентах налоговой службе.
В частности, занимаясь поиском юрисдикции для регистрации компании и/или открытия счета, следует обращать внимание на DTA. В обновленных соглашениях содержится условие о передаче по международному запросу данных полученных от:
- банков;
- других платежных учреждений;
- номинальных держателей;
- агентов;
- доверительных управляющих.
Стандарт автоматического обмена информацией ОЭСР (Common Reporting Standards, CRS)
В настоящее время международное законодательство стремится к унификации законодательных норм, касающихся раскрытия банковской тайны.
Так, Группа разработки финансовых мер борьбы с “отмыванием” денег (ФАТФ, FATF) — межправительственная организация, занимающаяся борьбой с отмыванием капиталов и финансированием терроризма, — еще в 1990 году разработала документ, известный как “Сорок рекомендаций ФАТФ”, который в феврале 2012 года был издан в новой редакции. Положения этого документа были “имплантированы” в банковское законодательство большинства экономически развитых стран и таким образом служат ориентиром развития мирового банковского сектора.
Пожалуй, лидирующая роль в введении мер по налоговой транспарентности принадлежит Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Результатом работы ОЭСР является разработка рекомендаций для стран-участниц, связанных в том числе с налогообложением. Данные рекомендации можно условно поделить на две группы:
1. Вышеупомянутые двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Последнюю Россия ратифицировала в ноябре 2014 года.
2. Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией (CRS). Данный документ устанавливает перечень информации, которая подлежит раскрытию. К такой информации относятся сведения о держателе счета, о финансовом учреждении, в котором открыт счет, об остатке денежных средств на счете и т.д. На конец 2015 года к списку подписантов присоединилось уже 78 стран.
Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.
В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:
- получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
- ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
- получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны
Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:
- банки
- брокеры
- депозитарии
- страховые компании и другие
Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года
Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:
1. Объем данных:
- обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
- обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.
2. Предоставляемая информация:
- «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
- «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.
3. Время и форма обмена:
- «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
- «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.
Что необходимо для автоматического обмена с другими странами
Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:
- Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
- Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
- Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
- Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
- Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
- Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.
Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).
Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.
Комментарии экспертов:
Александр Воронов, директор по развитию в странах СНГ и Балтии NTL Trust Limited:
После сообщения о подписании Россией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией заметно увеличился спрос на программы получения второго гражданства и резидентства в странах с благоприятным налоговым режимом. Нужно помнить, что наличие второго гражданство не решает вопрос налогового резидентства, поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. В основном рассматриваются страны с большим количеством договоров о двойном налогообложении и территориальным или льготным налогообложением резидентов. Россиянам стоит обратить внимание на Великобританию, Мальту, Кипр, Андорру, Монако, Сингапур, Багамы, ОАЭ. Выбор также зависит также и от инфраструктуры, часового пояса, безопасности, языка страны.
Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»:
Вряд ли россияне будут массово переезжать за границу, чтобы избежать попадания под обмен налоговой информацией. Переехать могут только те, кого не связывает необходимость активного участия в управлении бизнесом на родине. Например, владельцы арендного бизнеса или пассивные инвесторы в облигации, которым все равно, где проживать. Помимо переезда за границу многие выбирают другие способы обойти обмен: перевод активов на лихтенштейнские фонды или покупку страхового полиса, а также перевод средств из «обменных» стран, расположенных в Европе, в «необменные» (например, в банки США). Пока что сложно сказать, когда будут известны партнеры России по автоматическому обмену налоговой информацией. У нас есть информация, что как минимум две страны, в которых россияне любят хранить свои деньги, а именно Швейцария и Кипр, проводят с властями РФ соответствующие переговоры. Возможно, именно они будут первыми, а остальные европейские страны последуют со временем. Но уже ясно одно: с 1 января 2018 года никто из европейских стран по тем или иным причинам не успевает запустить автоматический обмен.
О ком будет собираться информация для автоматического обмена?
Информация должна собираться о счетах физических и юридических лицах, которые являются налоговыми резидентами другой страны, а также о счетах пассивных юридических лиц, которые контролируются налоговыми резидентами другой страны.
Все финансовые институты обязаны будут применять процедуры due diligence ко всем открытым счетам, а также ко всем вновь открываемым счетам, чтобы определить является ли держатель счёта налоговым резидентом другой страны, и, соответственно, информация о счёте должна передаваться в рамках CRS. Большая роль в этом отдаётся существующим в банках обязательным процедурам «Знай своего клиента» и противодействия отмыванию доходов.
В рамках CRS подразумевается, что финансовые институты должны быть строго оштрафованы за несоответствие правилам сбора информации о клиентах и/или передачи соответствующей информации. Это означает, что финансовые институты, скорее всего, будут стараться как можно добросовестнее исполнять свою обязанность по проведению due diligence и передачи сведений налоговой службе.
В настоящий момент 101 страна заявила о присоединении к автоматическому обмену информацией. В этот список входят и такие известные офф-шоры как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама и др. Причём 54 страны, включая почти все страны Евросоюза, уже начали собирать финансовую информацию с 2016 года, а первый обмен информацией должен состоятся в 2017 году. Остальные 47 стран, включая Россию, начнут это делать на год позже. Полный список стран приведён в конце этой статьи.
Некоторые считают, что подписание Россией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA) ничего не значит. Якобы России нужно будет заключать отдельные договора с каждой отдельной страной, что в условиях существующих санкций может быть проблематичным. Кроме того, мол, Россия сама может не захотеть довести процесс до конца.
Да, России необходимо сделать ещё несколько шагов:
- Принять закон на национальном уровне об автоматическом обмене информацией;
- Разработать спецификацию передачи информации и применяемых методов шифрования;
- Обеспечить защиту информации, которая будет передаваться в рамках автоматического обмена;
- Обеспечить конфиденциальность данных;
- Составить список тех стран, с которыми Россия хочет обмениваться налоговой информацией в рамках CRS.
Но, во-первых, Россия далеко не единственная страна в списке отстающих. Как сказал Отто фон Бисмарк: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Во-вторых, сам по себе автоматический обмен информацией очень выгоден для всех стран-участниц. Например, Австралия передаёт другим странам информацию об их налоговых резидентах, которых Австралия у себя уже обложила налогами на доходы в Австралии. А взамен получает информацию обо всех своих налоговых резидентах, у которых есть счета за рубежом, т.е. возможно дополнительный доход в бюджет страны.
Какой из этого всего следует вывод? После 2018 года наш налоговый мир станет ещё более прозрачным. У тех, кто привык прятать свои доходы от налогообложения в другой стране, останется всё меньше шансов продолжать это делать. Так что тем, кто ещё не привёл свои налоговые дела в порядок, остаётся всё меньше времени, чтобы это сделать.
P.S. Возможно, вы задаётесь вопросом «А причём здесь кот?» Просто потому, что он мимишный.
Какие счета попадут под обмен информацией?
Информация будет передаваться о:
- счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
- корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive
Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любаяорганизационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены
- пенсионные;
- срочного страхования жизни;
условно-депозитные; - счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).
Куда будет передана информация?
Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50 % от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.
К примеру, у зарегистрированной в Великобритании компании открыт счёт в банке БВО. Бенефициар компании — российский налоговый резидент. Если компания считается активной, то информация о её счетах будет передана только в налоговые органы Великобритании. Если банк квалифицировал компанию как пассивную нефинансовую структуру, то информацию о счетах компании получат как британские, так и российские налоговые органы.
Как считают банкиры, не более 50 % россиян, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК), сообщают о них налоговым органам. Те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего преобразовывают их в структуры без формальных критериев контроля или переводят компании на имена номинальных владельцев.
Обмен налоговой информацией в СНГ с 2021: к чему быть готовым бизнесу?
Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.
Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.
Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.
Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.
- Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
- Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.
К счетам с низким уровнем риска относят:
- пенсионные счета
- срочного страхования жизни
- условно-депозитные
- счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года
- Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
- Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак
- Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
- Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет
Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.
Основные сложности и явные проблемы CRS: итоги первого раунда открытых дискуссий
Первый раунд глобального процесса обсуждения СRS показал, что работы над чистотой и прозрачностью стандарта еще предстоит много. Несомненно, радует то, что практически все участники дискуссии зафиксировали «презумпцию невиновности». То есть сошлись в том, что сами по себе программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» не являются инструментом налогового планирования с целью уклонения от Common Reporting Standard. В то же время, у экспертов OCCRP, Global Witness и Transparency International наибольшие опасения вызывает существующий в ряде стран коррупционный климат, который может являться стимулом для отдельных лиц уходить от режима CRS и вести свою игру.
Подводя итоги первого раунда обсуждения, эксперты выделяют следующие сложности и проблемы:
- Значительные персональные риски в банковской сфере (недостаточная ответственность банков при идентификации подозрительных клиентов; многое зависит от конкретного менеджера, работающего с клиентом по CBI и RBI).
- Недостаточный контроль со стороны правительств (сохраняются особенности локальных юрисдикций).
- Коррупционные риски (недобросовестность отдельных чиновников).
- Недобросовестная деятельность разного рода посредников – фирм, предлагающих программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» и часто дезинформирующих клиентов (например, обещающих предоставление «гарантированного» налогового статуса при получении ВНЖ или гражданства).
- Недостатки процедур проверки благонадежности (Due Diligence). Если конкретнее, то действующие нормы дают возможность возложить необходимые процедуры на частное лицо (а не только на лицензированные банки и независимые организации), которое может неверно сообщать статус резидентства. На текущий момент физические лица могут заполнить утвержденную ОЭСР налоговую карту (tax residency self-certification form) и пройти самосертификацию.
- Риски утечек информации, вопросы защиты персональных данных.
Кто попадает под действие обмена и чем это грозит?
В ФНС с 2018 года подадут информацию не только о вкладах физических лиц в банки, но и о компаниях, и о структурах без образования юридического лица. Иными словами, личный банковский счет, корпоративный или принадлежащий трасту – если они принадлежат российскому налоговому резиденту, то обязаны быть раскрыты.
Учитывая, что соглашение подписали не только крупные экономики и оншоры, но и полноценные офшоры (Кайманы, БВО, список постоянно увеличивается), то секретности в этом вопросе ожидать сложно.
Даже мятежные Панама, Бахрейн, скрытные Вануату Науру и Ливан присоединились к общемировому «стремлению к прозрачности». Добровольно или нет, это вопрос иной, но факт остается фактом: практические все важные юрисдикции уже оцеплены новым стандартом. А до других доберутся, учитывая, что ОЭСР и G20 готовы ввести санкции против тех, кто не согласен.
Нововведение представляет опасность для двух групп россиян: тех, что владеют иностранными счетами, но не задекларировали их, как требует закон; и россияне (налоговы резиденты, если быть точнее), что контролируют иностранные компании (КИК) и также их не задекларировали. Учитывая, что за оба нарушения грозит наказание в виде штрафа или даже в некоторых случаях уголовного преследования, игры стали опасными.
Наши коллеги отмечали, что некоторые предпринимали тактический маневр: раскрыв небольшой бизнес за границей и уплачивая с него налоги, но оставив в тени крупные доходы. Теперь у ФНС появится инструмент, позволяющий «случайно» наткнуться на истинные цифры доходов той или иной компании и физического лица, после чего сравнить с тем, что написано в декларации.
И при необходимости доначислить налог и выписать штраф.
Амнистия, как спасение?
На фоне подписания соглашения по обмену налоговой информацией, создается впечатление, что пора воспользоваться амнистией. И даже эксперты отмечают, что к ней возник интерес. Конечно, массовым его не назовешь, но то, что он оторвался от отметки ноль – однозначно.
Амнистия позволяет до 1 июля 2016 года задекларировать свои активы, что российские, что иностранные, в России, не платить с них налоги за прошлые периоды времени, избавится от преследования по налоговым и таможенным нарушениям за прошедшее время. Проблема лишь в том, что бизнес и капитал не доверяют властям и тому, что их не обманут.
К сожалению, поводов для доверия не хватает.
Но в некоторых случаях амнистия может помочь избежать серьезных проблем в будущем. Учитывая, что данные о счетах, накоплениях, компаниях со временем начнут просачиваться в ФНС, то налоговики выпишут штраф не за последние год-два, а за гораздо больший срок. С доначислением налога, пенни и прочими подарками судьбы.
Как это сделать – придумают.