Правосознание и правовая культура
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правосознание и правовая культура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание – отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».
Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».
Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.
Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:
– уровень правосознания и правовой активности общества,
– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),
– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.
Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.
Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Тест по правоведению с ответами (часть 2)
Программа государственного экзамена подготовлена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета ВГУ.
Такое ограниченное понимание правового сознания сохранилось до середины 70-х годов ХХ в.
Правосознание определялось как форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценочных представлений, отражающих социально-правовую действительность, совокупность правовых идей, отражающих общественное бытие через призму классового отношения и воплощенных в нормах права.
Но обыденное правосознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.
При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания.
Выделять виды правосознания можно и по другим критериям, в частности по количественной характеристике субъектов, являющихся ее носителями. В таком случае речь идет о правосознание индивидуальную и коллективную, последняя в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное.
Таким образом, исходя из вышесказанного, нотариус может быть государственным или частным, несмотря на это и в том и другом случае его деятельность включает в себя самые разные юридические аспекты, регулируемые определенными законодательными актами: Конституция РФ, закон о нотариате, Гражданский, Налоговый и Семейный кодексы.
Анализируется профессиональное правосознание юристов-практиков с точки зрения диалектического подхода, акцентирующего внимание как на положительных, так и на отрицательных его свойствах. Утверждается, что высокий уровень недеформированного правосознания выступает основой правовой культуры юристов.
Правовое сознание и его функции. Виды и формы правового сознания. Правосознание и правовая культура. Деформация правосознания. Существуют различные формы общественного сознания , с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное нравственное , эстетическое, этическое, религиозное , правовое сознание.
О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности (Литология) / Сост.: Л.П.Альбов, Д.В.Масленников, Л.И.Числов, С.В.Филиппова. — СПб.: 1997. — С.394.
Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям: по субъектам и по уровню правосознания.
Его сущность и особенности конкретизируются в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
- Баранов П.П. Профессиональное правосознание и поведение работников правоохранительных органов. / П.П. Баранов // Личность и власть: межвузовский сб. науч. работ. — Ростов-на-Дону.: Рост. ВШ МВД РФ. — 1995. — С. 60-67.
- Карташов В.Н. Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. // В.Н. Карташов. — Ярославль. 1989. – 190 с.
- Кристи Н. Пределы наказания. // Н.Кристи. — М.: 1985. – 156 с.
- Кудрявцев В.Н. Право и поведение: норма и патология. // В.Н. Кудрявцев. — М.: 1982. — 148 с.
- Назаров С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности контрольно-надзорных органов в условиях формирования правового государства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. // С.Н. Назаров. — Ростов-на-Дону. 2000. – 215 с.
- Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. // Н.Я. Соколов. — М.: 1998. — С.256
- Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа / Н.Я. Соколов // Государство и право. — 2004. — № 9. — С. 30.
- Условия размещения
- Публичная оферта
- Политика конфиденциальности
- Оплата
- Выпуски журнала
Идеология права – результаты мыслительных процессов в виде понятий и положений о роли, ценности права в обществе.
Психология права – восприятие реальности посредством чувств, эмоций, психических компонентов.
Поведение – мотивы и установки субъектов правоотношений.
Виды правосознания:
- общественное – наиболее масштабный вид правосознания, проявляющийся в принятии крупных правовых решений (референдумы);
- групповое – правосознание отдельной группы внутри общества посредством митингов и забастовок, организованных студентами, пенсионерами, рабочими коллективами;
- индивидуальное – сознание и отношение отдельного человека в отношении права.
Билет 54. Понятие и структура правосознания. Виды правосознания
Задание 1 : К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражаются отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»? Задание 4 : Какое явление характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества?
Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности.
Основаниями разделения на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям делится на три уровня. Первый уровень – обыденное правосознание.
Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также ᴇᴦο психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека. Групповое правосознание отражает специфику какой-либо социальной группы.
Оно определяет, в частности, социальная группа имеет как общие цели и задачи, практического участия в правовой сфере жизни общества, на это органы опеки могут не согласится, то можно выделить две сферы его функционирования сферу правообразования и правоприменения.
Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и его реализации.
Оно состоит из идей, взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей о праве, которые являются составными элементами (частями) правосознания. Элементы, входящие в структуру, объединяют в три большие группы: идеологические (правовая идеология), психологические (правовая психология), поведенческие (поведенческий аспект).
Правосознание юриста, являясь профессиональным и групповым, формирует систему ценностей, приоритетов по определению правомерных реалий от их антиподов — правонарушений и преступлений. Благодаря правосознанию также осуществляется оценка полезности или вредности определенных действий.
Правовая психология соответствует обыденному уровню правового сознания и включает чувства, эмоции, переживания, настроения, которые возникают у людей в связи с действующим законодательством и практикой его реализации .
А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т.
Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми.
Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания.
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников. Погребная, Юлия Константиновна. Правосознание современного российского общества : вопросы теории и методологии исследования : диссертация М-ва юстиции РФ].
Тест 1.
Правовое сознание и его функции. Виды и формы правового сознания. Правосознание и правовая культура. Деформация правосознания.
Функции правосознания
Правосознание влияет на то, насколько успешно личность интегрируется в общество и насколько соответствует ожиданиям этого общества в повседневной жизни. С точки зрения психологии, это достигается за счёт таких функций как:
- Оценочная. Суть оценочной функции правосознания заключается в том, что человек анализирует элементы правовой жизни общества, давая им оценку по шкале, которая формируется у него на основе имеющихся правовых знаний и жизненного опыта.
- Регулятивная. Данная функция заключается в воздействии на поведение людей. Правосознание помогает им определять правильность своих взглядов, поступков и решений, выбирать себе ориентиры и цели, правильно выстраивать свою модель поведения.
- Познавательная. Эта функция заключается в накоплении знаний о правовой действительности, увеличении правовой осведомлённости человека. В большинстве государств познавательная функция правосознания реализуется через правовое просвещение.
- Прогностическая. Суть данной функции заключается в формировании модели поведения, которая является правильной, социально необходимой или ожидаемой (с точки зрения индивида). Также эта функция подразумевает способность предвидеть правовые последствия поступков.
Благодаря этим функциям правосознание является важнейшим механизмом, обеспечивающим соблюдение большинством членов общества действующих правовых норм.
Правовое воспитание: понятие, формы и методы
Такое ограниченное понимание правового сознания сохранилось до середины 70-х годов ХХ в. Правосознание определялось как форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценочных представлений, отражающих социально-правовую действительность, совокупность правовых идей, отражающих общественное бытие через призму классового отношения и воплощенных в нормах права.
Тема Правосознание и правовая культура не является Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы правосознания в Тема 9. Формирование, основные элементы и структура общественного Правосознание Студенческий городок Правосознание что правовой нигилизм является Ученые юристы являются носителями Правосознание.
В каждом году по разному. Если говорить про 2021 год, то крайние сроки уже давно прошли. Документы нужно было подать до 29 июля.
В каком Правосознание, Носителями, какого вида правосознания являются ученые-юристы? Правосознание и правовая культура.
Обычного цвета, у меня была обычная, ничего сверхестественного. Да и вообще протекала как обычная простуда, только ужасная слабость была во время и после, и несколько месяцев потом отходила от неё. Больше полгода прошло, а последствия до сих пор проявляются.
Адвокат в Минске Ведение уголовных, гражданских дел, консультации г.Минск, ул. Красная, 18 Юридическая помощь: раздел Задать онлайн вопрос юристу бесплатно с целью получить предварительное разъяснение могут все граждане РБ. г.Минск, ул Адвокат в Минске, Взыскание долгов, Регистрация ООО, г.Минск, ул.Мельникайте 2 оф.1710 Время работы с 9:00 — 18:00 S, Беларусь Адвокат в Минске.
Тест 9. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности»?
Установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования.
ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности»?
Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Здесь вы можете задать вопрос юристу бесплатно, получить услуги в Минске Консультация бесплатноЮрист.
Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
1) криминогенная семья;
2) аморальная семья;
3) проблемная семья;
4) неполная семья;
5) псевдоблагополучная семья.
Криминогенная семья — это такая семья, члены которой совершают преступления. Как показывают исследования, судимость одного из членов семьи (чаще всего, это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
В аморальных семьях, характеризующихся алкогольной и сексуальной деморализацией, концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи; пьянство и алкоголизм; систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки; развратное поведение родителей.
Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6—7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.
Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму. Причем такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Дети в таких семьях нередко отстают в учебе. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или, еще хуже, пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.
Формирование личности, как асоциальной, происходит, как правило, в виде реакции протеста ребенка против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т.е. на всю нравственно-правовую систему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм. Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. «Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают («усваивают») алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы».
Проблемная семья характеризуется постоянной конфликтной атмосферой. Главная особенность — соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность. Конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков. Они стремятся как можно меньше находиться дома, и проводят большую часть времени на улице. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Неполная семья отличающаяся дефектами в структуре. Отсутствие одного из родителей в структуре семьи, к сожалению, становится весьма распространенным явлением в современном обществе. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.
Негативным фактором в этих семьях будет явление эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок в такой семье. Эмоциональный дискомфорт характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые порождают у детей и подростков чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода. Повышается интерес к своим собственным переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью.
Следует отметить, что наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. В таких ��емьях возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого, и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.
Псевдоблагополучная семья – это семья, применяющая неправильные методы воспитания. Отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем.
Родители (или родитель — отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример.
Частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего, на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие. Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.
В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.
Дефекты правовой социализации в школе, соединяясь с недостатками семейного воспитания, нередко служат криминализации подростка. У значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, слабо выражена социальная роль учащегося. Таких детей уже в младшем школьном возрасте определяют как педагогически запущенных. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв между системой внешних требований, связанных с учебой, с одной стороны, и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стойкий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко переживается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психических состояний, которые могут привести к общественно отрицательным формам поведения.
Основным элементов демократического, правового государства сегодня, является сформированное правосознание общества в целом и отдельных его граждан в частности. Формирование правосознания современного российского общества становится приоритетным направлением всей государственной политики.
Все это происходит в период социально-экономических и политических изменений в нашей стране. В связи с этим, одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для формирования способности к толерантности и конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности[22].
Одно из первых направлений это формирование индивидуального, на строгом подчинении правосознания научным знаниям, а также построения правильных ориентиров для становления правовой культуры российского общества в целом[23].
Актуальность создания эффективной системы формирования правосознания очень значима для граждан России, особенно подрастающего поколения, что подтверждают последние принятые постановления правительства России[24].
В последние годы мы продвинулись в создании в стране условий для формирования правового государства. В Конституцию РФ 1993 г. включен ряд норм о правах человека и гражданина, в равной мере относящихся к любым лицам, независимо от их гражданства или его отсутствия[25].
Начиная с прошлого века, происходят очевидные изменения в политической, социальной, экономической жизни всего российского и международного сообщества. Эти изменения затронули науку и общество от однопартийной системы до всеобщих и альтернативных выборов, многопартийности, осознанием каждым членом причастности к государственным делам и своей собственной судьбе. В современном мире, каждому человеку ежедневно приходиться делать выбор. Например, как питаться здоровой или вкусной едой. Одеваться по погоде или креативно. Однако, существуют выборы, которые мы делаем не часто, иногда единственный раз в жизни, но от них зависит вся дальнейшая жизнь и карьера[26].
На этой основе отношение к правовым явлениям и в частности к праву, есть индивидуальное отношение граждан, которое может быть, как положительным, так и отрицательным. А это напрямую зависит от правосознания, правовой культуры, полученных знаний и представлений о праве.
Если брать за базис право, как объективную реальность, бытие права, то обратная сторона этого процесса субъективная реакция граждан на правоотношения по поводу реализации своих прав и обязанностей. Это, безусловно, показывает отношение граждан, которые обладают волей и сознанием для принятия решения. Это выражается в процессе правотворчества, следовательно, право является итогом этой деятельности. Необходимо обратить внимание, что государство является, в соответствии с Конституцией РФ статья 1 демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что граждане осознанно принимают решения на референдуме по поводу выбора Президента РФ и Правительства РФ. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания.
В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п[27].
Правосознание зародилось еще в древнем Риме, когда торжествовало римское право. Но развитие правосознания получило в период социальных перемен, революций. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия, в правотворчестве и правоприменительной практике[28].
Эти идеи подтверждают, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Главное в них право жизни, личная свобода, социальное равенство всегда служили мерой человеческого поведения, и потом они имеют законодательное подтверждение цивилизованных государств, в своих правовых актах. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Приоритет социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.
Первыми обратили на это внимание западные ученые, которые предсказали, что будущий век – это век информации, и предложили новые подходы к обучению. Сегодня немыслимо образование, которое ведется без применения средств компьютерных технологий, современных программ индивидуально-личностного развития[29].
Совершенствование системы образования и его доступности, еще решает одну злободневную задачу адаптацию осужденный через формирование правосознания необходимого для созидательной жизни в будущем. Это возможно посредством внедрения дистанционного образования[30].
Отличительная черта правосознания и правовой культуры российского общества – несовместимость права с моралью, совестью. З��кон, нормы права ассоциируются с карательными мерами. Кроме того, в менталитете присутствует отрицательное отношение к праву. С этим связан правовой нигилизм, неверие законам, что все перед законом равны присущий русскому народу. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства[31].
Формирование правовой культуры является важным требованием современной жизни России и неотъемлемым компонентом образования[32].
Характерной особенностью правосознания в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования[33].
Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов[34]. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.
Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания общества. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания.
Список использованных источников
Нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г.
- Указ Президента РФ от 29.06.2019 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.
- О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г.: – Доступ из справочно—правовой системы «КонсультантПлюс».
Тест по правоведению с ответами (часть 2)
Их воспитание — необходимая составляющая борьбы с преступностью, профилактики преступлений. Социальная норма. Индивидуальные предписания. Тест 3. По какому основному признаку социальные нормы отличаются от технических? По времени возникновения. По предмету регулирования.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой Правовые знания являются значимым элементом правовой подготовленности Одобрительная оценка определенных видов правонарушений . сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование.
Носителями какого вида правосознания являются ученые юристы
Приведите примеры. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми. В психологии и педагогике под правосознанием понимается система психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека [1]. Правосознание — это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции теоретическое тело более сложных форм правовых сознаний например, национального «российского правового сознания», «белорусского правового сознания» др. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.
Для добавления файла нужно быть зарегистрированным пользователем. Зарегистрироваться и авторизоваться можно моментально через социальную сеть «ВКонтакте» по кнопке ниже:.
.
.
Ученые юристы являются носителями
Тесты для самопроверки.
Вариант 1 Решение тестов онлайн На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине «Теория государства и права». Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.
Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов». 1. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является… сущностью государства социальным назначением государства признаком государства 2. В президентской республике президент … является главой исполнительной власти не является главой исполнительной власти как правило, не является главой исполнительной власти 3.
Структурную организацию верховной государственной власти характеризует … форма государственного устройства государственный режим форма государственного правления 4.
ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Тест 1. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и норм, которые выработало человечество в процессе своей практической деятельности и которыми люди руководствуются, вступая во взаимоотношения друг с другом и с природой».
1. Система права.
2. Система нормативного регулирования.
3. Система законодательства.
Тест 2. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Правило поведения, регулирующее отношения между людьми».
2. Социальная норма.
3. Индивидуальные предписания.
Тест 3. По какому основному признаку социальные нормы отличаются от технических?
1. По времени возникновения.
2. По предмету регулирования.
3. По формам закрепления.
Тест 4. Выберите из перечисленных ниже социальных норм самые консервативные.
Тест 5. Назовите общую для любых разновидностей социальных норм функцию.
1. Регулирование общественных отношений (путем воздействия на волевое поведение людей).
2. Регулирование моральных отношений.
3. Регламентация отношений в сфере правового регулирования.
Тест 6. Назовите институциональную систему нормативного регулирования общественных отношений.
Тест 7. Для каких нормативных регуляторов характерны: общеобязательная нормативность и формальная определенность?
1. Для правовых норм.
2. Для моральных норм.
3. Для корпоративных норм.
Тест 8. Какой из регуляторов поведения является нормативным?
Тест 9. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности»?
Тест 10. Какие компоненты включают в себя соотношение между правом и моралью?
1. Единство, различие, взаимодействие, противоречия.
2. Различие, конфликты, коллизии, противоречия.
3. Единство, взаимодействие, противоречия, конфликты.
Тест 11. Какие из социальных норм неразрывно связаны с государством?
Тест 12. Каким образом право и мораль соотносятся по кругу регулируемых общественных отношении?
1. Они регулируют одни и те же отношения.
2. Мораль регулирует более широкий круг отношений.
3. Право регулирует более широкий круг отношений.
4. Они регулируют одни и те же отношения, но при этом существуют отношения, которые регулируются только моралью, и есть отношения, которые регулируются только правом.
Тест 13. Какое из приведенных ниже определений содержит понятие «корпоративные нормы»?
1. Совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями.
2. Правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих.
3. Установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования.
К вопросам: ПРАВОСОЗНАНИЕ,
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Тест 1. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражаются отношения людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»?
1. Правовая культура.
2. Правовое сознание.
3. Правовое воспитание.
Тест 2. Какие элементы выделяют в структуре правосознания?
1. Правовая идеология и правовая психология.
2. Правовая идеология и правовая активность.
3. Правомерное поведение и правонарушения.
Тест 3. К какому структурному элементу правосознания относятся чувства, правовые переживания, эмоции, настроения?
1. К поведенческим элементам.
2. К правовой идеологии.
3. К правовой психологии.
Тест 4. Какое явление характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества?
1. Правовая психология.
2. Моральное сознание.
3. Правовая идеология.
Тест 5. Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы?
Тест 6. К какому понятию относится негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку?
1. Правовой нигилизм.
2. Политический инфантилизм.
Тест 7. Назовите виды деформаций правосознания,
1. Правовой инфантилизм.
2. Правовой нигилизм.
3. Перерождение правосознания.
4. Правильного ответа нет.
Тест 8. Чем правовой нигилизм отличается от перерождения правосознания?
1. Исключает преступный умысел.
2. Включает преступный умысел.
3. Пробельностью правовых знаний в главном.
Вопросы для обсуждения. Занятие 11. Правосознание и правовая культура
5. Правовое воспитание как основное средство правовой социализации личности.
6. Цель, функции и критерии эффективности правового воспитания.
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
— в чем особенности правосознания как формы общественного сознания?
— что означает стереотипизация правосознания?
— каковы, по Вашему мнению, причины распространения правового нигилизма в сознании российского общества в 1990-х годах?
2. Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Без правосознания нет субъекта права, а есть лишь одно трагикомическое недоразумение – духовно пустой человек, которому напрасно предоставляются права живого духа. Тогда и право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель» (Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4.). Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.
3. Какой вид деформации правового сознания выражен в таких пословицах, как:
— «Закон – паутина: шмель проскочит, муха увязнет»;
— «В суд ногой, в карман рукой»;
— «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло»;
— «Закон, что столб: перешагнуть нельзя, а обойти можно».
4. Подберите материал из средств массовой информации о проблемах правосознания и правовой культуры российского общества.
Литература к занятию
Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления // Государство и право. 2008. № 5.
Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. 2006. № 5.
Антонов М.В., Поляков А.В. Право и правовые культуры в XXI веке: различие и единство (XXIII Всемирный Конгресс Международной ассоциации философии права и социальной философии ) // Правоведение. 2008. № 2.
Арановский К.В., Самусенко Т.М. Современные проблемы юридической науки. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.
Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2.
Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2.
Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3.
Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. 2001. № 5.
Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2006. Гл. 2.
Болонина С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса // Юрист. 1999. № 10.
Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь: Пермский государственный университет, 2006.
Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. СПб., 2008.
Бутыркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. № 5.
Витрук Н.В.Общая теория правового положения личности. М.: Норма. 2008.
Витрук Н.В., Баранов П.П., Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов // Советское государство и право. 1990. № 3.
Волынская О.В. Правовой нигилизм следователя (к вопросу о детерминантах уголовно-процессуальных ошибок и нарушений) // Российский следователь. 2006. № 7.
Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание // Журнал российского права. 2006. № 2.
Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и правосознании // Государство и право. 2007. № 7.
Глазырин В.А. Победить дракона (размышления о правовом нигилизме) // Российский юридический журнал. 2008. № 1.
Гриб В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального сознания российских юристов // История государства и права. 2003. № 6.
Дамаскин О.В. Нравственное и правовое сознание как фактор безопасности личности, общества и государства // Современное право. 2005. № 6.
Характерные черты правосознания
Чтобы лучше понимать, что такое правосознание и чем оно отличается от других форм общественного сознания, полезно запомнить его характерные черты. В первую очередь оно характеризуется следующими особенностями:
- оно является отражением государственной и мировой правовой системы в коллективном сознании определённой группы людей;
- носителем правосознания является как общность людей, так и каждый отдельно взятый человек;
- правосознание носит оценочный характер (подразумевает оценочное отношение к действующему законодательству, правам и обязанностям граждан, законопослушанию, правоохранительным органам и прочим элементам правовой системы);
- в повседневной жизни и поведении людей оно выражается через эмоции, идеи и переживания;
- оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания (моральным, политическим).
Существуют разные подходы к классификации видов правосознания. Наиболее интересными являются два из них: по субъекту и по глубине отражения.
1. Классификация по субъекту включает следующие виды правосознания:
- массовое – правосознание всего человечества или большой общности (например, отдельно взятой нации или отдельно взятого поколения);
- групповое – правосознание социальной группы или социального слоя (рабочие, военнослужащие, учителя, студенты);
- индивидуальное – правосознание отдельно взятого человека.
2. Классификация по глубине отражения включает следующие виды:
- доктринальное – правосознание, основанное на глубоком знании права и его идеологической концепции (присутствует у ученых и исследователей, работающих в данной области);
- профессиональное – правосознание, формирующееся у людей, которые занимаются практической деятельностью в сфере права (адвокаты, прокуроры, следователи, судьи);
- обыденное – правосознание, которое формируется у обычных людей на основании информации, полученной из СМИ и массовой культуры, а также из собственного опыта.