Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания организационных и иных условий при организации обучения.
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Документация «Об индивидуальном обучении на дому»
В связи с тем, что в настоящее время идет прием заявлений в первый класс, напоминаем, какими нормативными актами регулируется приём в образовательные организации и обучение в 1 классе. Наш специальный корреспондент Нина Иванова побеседовала с родительницей, имеющей собственный опыт семейного образования за рубежом. Материал будет полезен семьям, планирующим продолжить образование детей-хоумсулеров в иностранном вузе.
6. При организации индивидуального обучения на дому к компетентности школы относится утверждение приказа о сроках и продолжительности обучения, предельной часовой нагрузки в неделю и номенклатура учебных предметов.
3. Основанием для организации индивидуального обучения является наличие у ребенка заболевания, отнесенного к Перечню медицинских заболеваний, наличие которых дает право на освобождение ребенка от посещений образовательных учреждений.
Настоящее положение определяет организацию индивидуального обучения на дому в соответствии с п.3.5. Устава ГОУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 38 и Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 №17-253-б.
2.1.1. Школа организует индивидуальное обучение на дому всех детей, проживающих на территории города Ярославля и имеющих право на получение образования соответствующего уровня по заключению медико-психолого-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей).
После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся но не учащихся. Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся — экстерном. Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Приказом Минобрнауки от Родителям законным представителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители законные представители сдают этот журнал в школу. Родители законные представители обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому. Основанием для перевода обучающихся на индивидуальное обучение являются медицинское заключение, письменное заявление родителей законных представителей на имя руководителя общеобразовательного учреждения.
Принимать заявления от родителей начнут уже с 1 сентября текущего года, когда заработает соответствующее положение. После этого преподаватели помогут составить учебный план и проведут и с родителями, и учеником консультацию. Родителям и детям следует быть готовыми, что в конце семестра будет проведена оценка изученного материала. Напомним, абитуриентам назвали дату старта вступительной кампании и рассказали о главных изменениях. Как сообщал портал Знай. Также Знай. Новости дня Знай о своем здоровье.
С 1 сентября стартует новая программа Минобразования. Украинским родителям предложат попробовать так называемое семейное образование. Такое новшество ввело Министерство образования, а сейчас соответствующее положение на принятии в других ведомствах, — сообщает ТСН. Перейти на семейное образование смогут все желающие, достаточно лишь написать заявление, а потому в МОН, с нового учебного года ожидают значительное увеличение хоумскулеров в переводе — те, кто учатся дома. В Украине изменили закон об индивидуальном образовании. Сообщается, что сегодня в Украине таких детей, которые нуждаются удаленного обучения 54 тысячи.
Освоение обучающимся основной образовательной программы соответствующего уровня на дому, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах и порядке, определенных локальным нормативным актом образовательной организации.2.2.1.
В пределах установленной продолжительности поступающие самостоятельно определяют время, необходимое им для выполнения творческого задания. При необходимости во время выполнения творческого задания поступающим могут быть предоставлены перерывы продолжительностью не более 10 (десяти) минут.— в случае ограниченных возможностей здоровья или инвалидности поступающего – медицинского документа, подтверждающего ограниченные возможности здоровья или инвалидность поступающего, требующие создания для поступающего специальных условий при проведении индивидуального отбора.Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам.
Как организован процесс семейного обучения
Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители. У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.
На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.
Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).
Образец положения 2021 год об индивидуальном обучении учащихся
В соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации имеют дети военнослужащих, сотрудников полиции, прокуратуры, отдельных категорий уголовно-исполнительной системы, из многодетных семей, дети, родители которых занимают штатную должность в образовательном учреждении, куда зачисляется ребенок, и т. д.
Законом сохраняется преимущественное право поступления в первый класс за детьми, братья и сестры которых уже учатся в этой школе. Правда, только если он проживают в одной семье и зарегистрированы по одному адресу.
Процесс инклюзивного образования детей в Российской Федерации урегулирован на международном уровне Конвенцией ООН от 20.11.89 (ратифицирована 13.06.90) и программой ЮНЕСКО.
На федеральном уровне стоит отметить следующие основные НПА:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ;
- приказ Минобрнауки РФ от 19.01.15 №1598 (ФГОС);
- Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ.
Таким образом, инклюзивное образование подразумевает форму освоения программы ребенком-инвалидом в рамках посещения общеобразовательного учреждения.
Родители могут отдать малыша в обычную школу, при наличии у нее лицензии и компетентных специалистов. Учебное заведение в своей деятельности по инклюзивному образованию руководствуется федеральным законодательством, включая ФГОС, СанПиН.
Поступление в первый класс осуществляется на основании заявления, ИПР и психолого-медико-педагогического заключения.
В соответствии с п. 16 ст.
2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
- получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
- социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:
- совместно с другими обучающимися;
- в отдельных классах, группах;
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:
- для глухих;
- для слабослышащих, позднооглохших;
- для слепых;
- для слабовидящих;
- для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для лиц с задержкой психического развития;
- для лиц с умственной отсталостью;
- для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:
- специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
- услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:
Вид ОВЗ | Максимальное количество обучающихся в условиях инклюзии |
Глухие обучающиеся | Не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
|
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся | Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:
|
Слепые обучающиеся | Не более 2 слепых обучающихся в классе.Общая наполняемость класса:
|
Слабовидящие обучающиеся | Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе.Общая наполняемость класса:
|
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.Общая наполняемо��ть класса:
|
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) | Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся |
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Не более 2 обучающихся с РАС в классе.Общая наполняемость класса:
|
Положение Об Индивидуальном Обучении На Дому По Новому Закону 2021 Год
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
До недавнего времени семейное образование не имело никакой законодательной базы в РФ. В 2013 году вышел новый закон об образовании, в котором была упомянута такая форма обучения. Согласно закону, любая семья имеет право воспользоваться домашним обучением. Учебное заведение не уполномочено вторгаться в обучающий процесс, методику разрабатывают сами родители.
На западе этот способ давно стал обыденным явлением, наряду со школьным обучением. Семьи “хоумскулеров” охотно делятся приобретенным опытом. По их наблюдениям, знания у таких детей более фундаментальные, они чаще поступают в вузы и и более успешны в карьере.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.1980 года за № 281и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186 содержит информацию о списке медицинских показаний для домашнего обучения.
Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно.
3.7 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся 4 Часть 4 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598). 13 детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность ОГЭ увеличивается на 1,5 часа.
2.14. Данные об успеваемости больного ребенка, о переводе его в другой класс и выпуске из школы своевременно вносятся в специальный журнал для обучающихся на дому. Выставленные оценки и даты проведенных занятий должны соответствовать записям, сделанным в дневнике индивидуальных занятий.
В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.
- Модернизация образования
- Казачье образование
- Дистанционное обучение
- Курсы, выставки, конференции, семинары
- Дошкольное образование
- Документы
- Опека и попечительство
- Документы
- Оздоровительная кампания
- Горячее питание
- Бесплатное горячее питание для 1- 4 классов
- Льготное питание
- Меню
- Родительский контроль
- Горячие линии
- Отзывы и предложения
- Классное руководство
- Организация начала учебного года
- Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Документация «Об индивидуальном обучении на дому»
Да-да, она всё-таки возвращается. Учебники уже напечатаны, заканчивается переподготовка учителей. В 10 и 11 классах астрономию будут преподавать не менее 35 часов в год (это один-два урока в неделю). В качестве отдельного предмета для сдачи итоговой аттестации астрономии пока не будет, но всероссийские проверочные работы по ней проведут.
Будет ли форсированное продолжение реформы уже в 2021 году, официальные источники пока не сообщают. Но, судя по полученным результатам, передача управления на региональный уровень все же состоится в ближайшее время.
Далее администрация школы составляет, а директор школы утверждает Положение об организации индивидуального обучения на дому. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки от 30.08.2021 г. № 1015.
В большинстве случаев дети в возрасте от семи до 17-ти лет получают начальное, основное общее, а также среднее образование, посещая школу. Форма образования, при которой ребенку не нужно посещать школу, является формой домашнего или индивидуального обучения. Такая возможность появилась благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2021 года с изменениями 2021-2021 года, которым надомное обучение регламентируется до настоящего момента.
Для обучения ребенка на дому по состоянию здоровья, родители или законные представители обязаны сделать справку о невозможности посещения школьником учебного заведения и написать заявление об изменении формы обучения на имя руководителя школы. Вся необходимая информация о том, какие медицинские показания являются основанием для надомного обучения, содержится в Письме Министерства просвещения РФ от 08.07.1980 года за №281 и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186.
Локальные акты, регламентирующие обучение на дому.
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном обучении детей на дому составлено на основании:
- Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г ст.5 п.5: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г ст.66. п. 10: «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому»;
- Приказа от 30 июня 2016 года № 436н Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
- Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 –832;
- Письма от 7 августа 2018 года N 05-283 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
1.2. Настоящее Положение разработано в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьми-инвалидами, по основным образовательным программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных отношений.
1.3. Для обучающихся, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактического учреждения здравоохранения рекомендуют обучение на дому, организуется индивидуальное обучение.
1.4. Основными задачами индивидуального обучения являются:- обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации образовательной деятельности;
- реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения.
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует индивидуальное обучение больных детей на основании следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения лечебного учреждения;
- приказа Управления образования района;
- приказа по школе.
2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарно-гигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:- в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
- в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
- в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
- в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО, музыка, МХК, ОБЖ изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по желанию ребёнка).
2.8. Решение о переводе больных детей в следующий класс принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.9. Больной ребенок, не освоивший программу по одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года.
2.10. Больные дети, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение.
2.11. Больные дети, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация в порядке, формах и сроки установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX класса — аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса — аттестат о среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.Положение об индивидуальном обучении детей на дому
- обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации образовательного процесса;
- реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения.
- защищать законные права ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования;
- присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с разрешения руководителя образовательного учреждения;
- вносить предложения по составлению расписания занятий;
- получать консультативную помощь специалистов образовательного учреждения в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка.
В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме: 10 часов в неделю 12 часов в неделю Если период на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.
С этого года дети, которым исполняется шесть лет, должны идти в первый класс. Звучит просто, но у многих родителей на фоне этого возник ряд вопросов, на которые решил ответить Zakon. В январе этого года в детсадах родителям, чьим детям в этом году исполняется 6 лет, сообщили, что они подлежат обязательному выпуску по окончании учебного года, то есть в мае.
Какими законами регулируется семейное образование в Российской Федерации
Есть нормативные документы, в которых закреплено право на образование для ребят с проблемами здоровья. Это ст. 34 федерального закона от 29.12.2012 №273. Для учеников с особыми потребностями создаются все условия, чтобы они освоили школьную программу.
Родители могут сослаться на перечень заболеваний, принятый в России 8 июля 1980 года, при которыхрекомендуется образование на дому. К числу таких болезней относится эпилепсия, тяжёлые неврозы, душевные болезни и т. д.
Чтобы перевести ребёнка на особое обучение, родители подают заявление на имя руководителя школы и приносят заключение медиков с соответствующими рекомендациями. Для получения таких рекомендаций малыш проходит медкомиссию в больнице по месту жительства.
После получения заявления и медицинской справки от родителей, руководитель школы издаёт указ об организации образования на дому, утверждает план, расписание уроков и состав учителей для занятий. Журнал успеваемости находится во время обучения на руках у родителей, в нём учителя отмечают пройденные темы и успеваемость ученика. В конце года родители сдают журнал в школу.
На время учебного года школа даёт ребёнку учебники бесплатно. Ему разрешается также пользоваться книгами из школьной библиотеки, он может приходить на школьные уроки и мероприятия.
Если при образовании на дому применяются дистанционные методы освоения материала, учащемуся выдают компьютерную технику, средства связи и программное обеспечение на время учёбы. Выбирают способ организации обучения, и определяют общее число учебных часов органы местной городской власти.
Домашнее обучение позволяет получить аттестат ребятам с тяжёлыми заболеваниями. Если они не в силах освоить учебный материал, выдаётся свидетельство об окончании образовательного учреждения с указанием предметов, программы которых пройдены.
Перевести ребёнка на образование в домашних условиях можно в любом классе, если возникла такая необходимость. После выздоровления он может вернуться к обычным занятиям в школе.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Особенности:
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
Локальные акты, регламентирующие обучение на дому.
Из статьи 17 закона о семейном образовании следует, что в России можно учиться вне школ — на дому. Программу, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка.
В статье 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дано ещё одно важное определение — кто такие экстерны.
Экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации
Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях. Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном.
Более детально форма семейного образования описана в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.
В частности из этого приказа следует, что форму обучения выбирают родители, но при этом необходимо учитывать мнение ребёнка. А чтобы перейти на семейное образование, требуется уведомить органы местного самоуправления.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
В документе Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. содержатся подробные рекомендации о том, как учиться в семейной форме. В частности, там детализируются права и обязанности экстернов.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьёй 34 Федерального закона.
В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Также в письме уточняется, что при организации аттестации должно учитываться мнение родителей.
Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала. Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребёнка.m
В начале 2020 года Министерство просвещения опубликовало на сайте «Госуслуги» проект Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Его ещё не приняли — сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая экспертиза. Проект семейного образования по новому закону вызвал неоднозначную реакцию у родителей, чьи дети учатся дома. Вот какие изменения ожидаются.
Есть нормативные документы, в которых закреплено право на образование для ребят с проблемами здоровья. Это ст. 34 федерального закона от 29.12.2012 №273. Для учеников с особыми потребностями создаются все условия, чтобы они освоили школьную программу.
Родители могут сослаться на перечень заболеваний, принятый в России 8 июля 1980 года, при которыхрекомендуется образование на дому. К числу таких болезней относится эпилепсия, тяжёлые неврозы, душевные болезни и т. д.
Чтобы перевести ребёнка на особое обучение, родители подают заявление на имя руководителя школы и приносят заключение медиков с соответствующими рекомендациями. Для получения таких рекомендаций малыш проходит медкомиссию в больнице по месту жительства.
Положение об индивидуальном обучении больных учащихся на дому
Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2021 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.
Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.
4.2. Учителям производится почасовая оплата за фактически отработанное время на основании записей в журналах индивидуальных занятий.
4.3. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут вноситься коррективы, и время занятий может измениться.
4.4. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается в бухгалтерию.- на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения учащегося;
- составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями расписание занятий;
- контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение журнала учета индивидуального обучения учащихся;
- контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;
- обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
- выполнять требования общеобразовательного учреждения;
- поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
- ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
- своевременно, в течение дня, информировать общеобразовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;
- контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
7. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), администрация общеобразовательного учреждения имеет право осуществлять индивидуальное обучение в условиях данного учреждения.
8. По окончании срока действия медицинского заключения администрация школы обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.В связи с поступающими запросами граждан и организаций Минпросвещения России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации подготовили Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда по наиболее часто встречающимся вопросам и направляют их для учета и использования в работе.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
Заместитель Министра
просвещения
Российской ФедерацииB.C. Басюк Обучение На Дому По Новому Закону Об Образовании В 2020 Году
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
20.
Учреждение образования, осуществляющее обучение на дому, организует психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения на дому: проводит оценку социальной ситуации развития, разрабатывает рекомендации по максимальному приспособлению среды жизнедеятельности к особенностям развития обучающегося, анализирует эффективность и вносит изменения в индивидуальные программы сопровождения, осуществляет мониторинг успешности протекания процессов обучения и развития, организует социальное взаимодействие обучающихся.
Такой формат существенно снижает эффективность управления и нуждается в реформировании. По инициативе Минобрнауки в 2020 году был запущен пилотный проект в 19 регионах России, который в реальных условиях доказал эффективность управления школ с регионального уровня.
2.1. Основанием для перевода обучающихся на индивидуальное обучение являются медицинское заключение, заверенное гербовой печатью и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя МБОУ СОШ №10. 2.2.
Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.
- Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
- Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
- Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.
Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию.
Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов.
Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.
Какими законами регулируется семейное образование в Российской Федерации
Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе.
Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных.
Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение.
Домашнее или надомное обучение подразумевает учебу ребенка дома по основным общеобразовательным программам. Полный перечень заболеваний для домашнего обучения зависит от страны проживания школьника.Тем не менее, список похожий и включает заболевания, делающие невозможным посещения общественных мест, или чье лечение мешает обычному учебному процессу. Для таких детей также существует возможность выбора программы учения: общей или вспомогательной.
Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном.
После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся но не учащихся.
Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся — экстерном.
Организация индивидуального обучения на дому 3. Нововведения призваны обеспечить большую доступность в получении необходимых услуг.
Классные журналы, журналы обучающихся индивидуально на дому, журналы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий хранятся и уничтожаются в порядке, установленном действующим законодательством.
В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия — сделать это можно в любой момент.
Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.
Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования.
>
Мы рассмотрим следующие документы:
- статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказ Минобразования №1015,
- письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме».
Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране.
Положение об индивидуальном обучении детей на дому
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует индивидуальное обучение больных детей на основании следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения лечебного учреждения;
- приказа Управления образования района;
- приказа по школе.
2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарно-гигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:- в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
- в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
- в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
- в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО, музыка, МХК, ОБЖ изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по желанию ребёнка).
2.8. Решение о переводе больных детей в следующий класс принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.9. Больной ребенок, не освоивший программу по одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года.
2.10. Больные дети, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение.
2.11. Больные дети, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация в порядке, формах и сроки установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX класса — аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса — аттестат о среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.3.1. При назначении учителей, работающих с больными обучающимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данной организации.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем.Похожие записи: