Основные положения правил перевозок пассажиров в пригородных поездах

11.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные положения правил перевозок пассажиров в пригородных поездах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Действующие регламенты

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Основные требования к автобусам

В салоне должна быть представлена определенная информация:

  • наименование и контакты контролирующего госоргана;
  • правила пользования транспортом;
  • ФИО водителя и кондуктора;
  • указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
  • наименование и контакты перевозчика.

При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.

Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.

Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.

Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:

  • путевой лист;
  • техпаспорт пассажирского автобуса;
  • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
  • диагностическая карта ТО;
  • удостоверение категории D;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • полис ОСАГО;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии.

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.

Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:

  • имеется достаточно места;
  • предусмотрены поручни;
  • протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.

Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Порядок оплаты проезда

43. Проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов оплачивается по тарифам, устанавливаемым органами местного самоуправления.

44. Пассажир, едущий в автобусе с кондуктором, оплачивает проезд и провоз багажа наличными деньгами по действующим тарифам. Если часть маршрута проходит по территории города, то приобретенный заранее билет на проезд в городском сообщении действует на протяжении маршрута в черте города, а далее оплата производится наличными деньгами в соответствии с действующими тарифами.

45. Пассажир, едущий в автобусе, оснащенном компостерами, компостирует столько талонов, сколько необходимо для оплаты проезда и провоза багажа в соответствии с действующими тарифами.

Читайте также:  организация работ с применением грузоподъемных машин и механизмов;

46. На автовокзалах, автостанциях и в автопавильонах (с кассовой продажей билетов на пригородные автобусные маршруты) вывешиваются расписания движения автобусов по всем маршрутам, проходящим через данный остановочный пункт, схемы маршрутов, таблицы стоимости проезда пассажиров и багажа, основные извлечения из Правил перевозок пассажиров и багажа, а также объявления о времени начала и окончания работы касс с указанием фамилий кассиров и дежурных диспетчеров.

47. Билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются кондукторами или водителями, а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, — кассирами, а также кассами — автоматами.
Предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится билетными кассирами на остановочных пунктах маршрутов, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц.

48. Текущая и предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится в порядке живой очереди. Правом на приобретение билетов вне очереди пользуются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, инвалиды при предъявлении соответствующих документов, участники Великой Отечественной войны.
Пассажиры с детьми дошкольного возраста и беременные женщины приобретают билеты через комнату матери и ребенка, а при отсутствии комнаты — в общей кассе вне очереди.
На остановочных пунктах пригородных маршрутов, где отсутствуют билетные кассы, все лица, пользующиеся правом на приобретение билетов вне очереди, перечисленные в этом пункте, пользуются также правом внеочередного входа в автобус и приобретения проездного билета.

49. Условия проезда пассажиров в автобусах пригородных маршрутов идентичны условиям проезда на городских маршрутах.
В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. проданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого же маршрута. Пересадка пассажиров из одного автобуса в другой производится кондуктором или водителем снятого с линии автобуса.
Возврат билетов, приобретенных пассажирами на пригородные маршруты в кассах текущей продажи, не производится. Билеты, реализованные кассами предварительной продажи, могут быть возвращены пассажирами в порядке, предусмотренном п. п. 76 — 83 настоящих Правил.

50. Перевозка багажа в пригородных автобусах осуществляется так же, как перевозка багажа на автобусах городских маршрутов.
Сдаваемый к перевозке багаж должен быть в исправной упаковке. На принятый к перевозке багаж пассажиру выдается багажная квитанция или номерной жетон установленных образцов.
В автобусах пригородных маршрутов, имеющих багажное отделение (отсек), пассажир имеет право провозить с собой за плату два места багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см каждое. В автобусах, осуществляющих экспрессные перевозки авиапассажиров в аэропорты и между аэропортами, имеющих багажное отделение (отсек), пассажир имеет право перевозить за плату два места багажа размером не более 100 см х 30 см х 30 см каждое.

51. Билеты на провоз багажа, подлежащего оплате в автобусах пригородных маршрутов, продаются кондукторами или водителями, а на конечных пунктах маршрутов, где организована кассовая продажа билетов, кассирами.
Возврат билетов на провоз багажа в автобусе пригородного маршрута осуществляется в порядке, определенном в п. п. 76 – 81 Правил перевозок пассажиров и багажа.

Опубликовано 22 июля 2005

Ключевые слова: пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, лицензирование пассажирских перевозок, лицензия пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров

Правила перевозки пассажиров в автобусах пригородного сообщения

Правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах «Группы Автолайн»

(в городском и пригородном сообщении)

(для маршрутов по нерегулируемым тарифам)

Настоящие правила разработаны и действуют для предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования, являющихся дочерними ОАО «Группа Автолайн»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Открытое акционерное общество «Группа Автолайн» и его дочерние предприятия на основании Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1998 года №260-РП являются коммерческими предприятиями, входящими в систему городского общественного транспорта общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются автобусами (микроавтобусами) по согласованным в установленном порядке маршрутам. Предприятия группы «Автолайн» действуют на основании распоряжений Правительства города Москвы и Администрации Московской области, имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами (микроавтобусами).
1.2. Плата за проезд в маршрутных автобусах (микроавтобусах) взимается в соответствии с тарифами, установленными и утвержденными в установленном порядке.
1.3. Ответственность перевозчика перед пассажирами за причиненный вред их жизни, здоровью или имуществу застрахована в соответствии с действующим законодательством. .
1.4. Перевозки пассажиров маршрутными автобусами осуществляются на основании контрольных билетов (бланков строгой отчетности), получаемых непосредственно в автобусе при оплате проезда.

2. ПАССАЖИР ОБЯЗАН

2.1. Производить посадку и высадку на существующих остановочных (конечных и промежуточных) пунктах после полной остановки подвижного состава.
2.2. Заняв место в салоне, оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требования водителя, и получить соответствующие контрольные билеты у водителя. Контрольный билет является подтверждением заключения договора перевозки, должен быть сохранен до конца поездки и предъявляться по требованию водителя и билетного контролера. Контрольный билет действителен только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.
2.3. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их водителю.
2.4. Заблаговременно предупредить водителя о необходимой остановке.

Читайте также:  Как оформить сделку купли-продажи земельного участка?

3. ПАССАЖИРЫ ВПРАВЕ

3.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет, не занимающего отдельное место.
3.2. Провозить бесплатно ручную кладь, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой не превышает 120 см, не занимающую отдельное место.
3.3. За отдельную плату провозить дополнительно не более 2-х мест ручной клади на одного пассажира, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой превышает 120 см, но не более 180 см.
3.4. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут воспользоваться бесплатным проездом (*** см. примечание) при предъявлении соответствующих документов о праве на льготу, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении одного из следующих условий перевозки:

  • в салоне автобуса малой вместимости – не более 1 (одного) пассажира льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса средней вместимости – не более 2 (двух) пассажиров льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса большой вместимости – не более 4 (четырех) пассажиров льготных категорий за время поездки.

Правила перевозки пассажиров на маршрутных автобусах и таксомоторах

Движение маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов организуется по расписаниям. При этом расписание движения на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждается по согласованию с соответствующими органами местного управления. На междугородных и внутриобластных маршрутах расписание утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение договора на перевозку на маршрутных транспортных средствах

подтверждается выдачей пассажиру проездного документа билета. Пассажир несет ответственность за проезд без билета или с недействительным билетом, за что на пассажира может быть наложен штраф. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного проезда на автотранспорте. В этом случае пассажир должен иметь документ, подтверждающий право на льготный проезд. Уровень тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа определяется органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на автоперевозки должно осуществляться через средства массовой информации не позднее 15 сут. до ввода новых тарифов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Необходимая документация

Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:

  • сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1;
  • открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия;
  • путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня;
  • отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут;
  • диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут;
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров;
  • технический паспорт на автобус.

Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.

Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.

Автобусы экскурсионного назначения

Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.

Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.

Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.

Учтите! В нем должны содержаться сведения:

  • о конечном пункте назначения;
  • о маршруте передвижения;
  • о времени и месте остановок;
  • о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке;
  • о лице, ответственном за перевозку пассажиров;
  • о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.

Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.

Например:

  • автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту;
  • начало движения – не ранее 6 часов утра;
  • окончание движения – не позже 22 часов вечера;
  • экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.

Основные требования к автобусу

Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:

  • лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
  • удостоверение водителя категории D;
  • полис неограниченного страхования ОСАГО;
  • путевой лист;
  • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
  • технический паспорт пассажирского автобуса.

В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:

  • наименование и контакты перевозчика;
  • ФИО водителя;
  • наименование и контакты контролирующего государственного органа;
  • указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
  • правила пользования транспортным средством.
Читайте также:  Онлайн-тест на 4 разряд охранника в редакции 2020 года

Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.

Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:

  • пройти медицинский осмотр перед выездом;
  • провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
  • вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
  • при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
  • соблюдать все правила дорожного движения;
  • выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
  • контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
  • производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.

В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.

Что нельзя делать в общественном транспорте

ВКОАП РФ имеется ряд статей, которые содержат запреты для лиц, присутствующих в общественных местах.

Поскольку маршрутный транспорт отнесен именно к общественным местам, пассажиры должны знать, что в нем запрещено:

  • курение, которое наказывается административным штрафом от 500 до 1500 рублей;
  • распитие алкогольной продукции, а также появление в состоянии опьянения, штраф за которое устанавливается в размере от 500 до 1500 рублей;
  • незаконное употребление наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, что влечет за собой назначение штрафа в сумме от 4000 до 5000 рублей;
  • мелкое хулиганство, которое наказывается штрафом в сумме от 500 до 1000 рублей;

Итак, дожидаться автобуса (трамвая, троллейбуса и т. д.) следует в специально отведенной для этого зоне, выходить на проезжую часть с целью посадки в транспорт разрешается только после его остановки. Следует уступать место в транспорте пожилым людям, беременным и инвалидам.

К чему может привести лишний вес

Перегруженное пассажирами транспортное средство является источником опасности.

Перегруз может привести к чрезвычайным последствиям, наиболее распространенными из которых являются:

  • неуправляемость транспортного средства и как следствие возникновение аварийной ситуации. К неуправляемости транспорта может привести не только перегруз, но и неравномерное распределение людей внутри салона транспортного средства. Особенно этот фактор проявляется при перегрузе автобусов и автомобилей;
  • увеличение тормозного пути при экстренном торможении. Увеличение пути торможения так же является распространенной причиной аварий, причем как на автомобильных дорогах, так и на железнодорожных путях;
  • неустойчивость транспортного средства. Значительный перегруз и неравномерное распределение веса могут привести к опрокидыванию транспортного средства, особенно при маневрировании, большой скорости или при резком повороте;
  • деформация транспортного средства и дальнейшая непригодность его для перевозки пассажиров. Излишняя нагрузка, особенно на автотранспортные средства, может привести к деформации ходовой части, кузова и других агрегатов автотранспортных средств, что в дальнейшем будет причиной не прохождения техосмотра и ограничения в использовании;
  • ухудшение самочувствия пассажиров при чрезмерном заполнении транспортного средства из-за нехватки кислорода. Особенно часто этот фактор отражается на маленьких или пожилых пассажирах и может стать причиной возникновения серьезных проблем со здоровьем;
  • затруднение движения. Перегруженный автотранспорт из-за невозможности развития нормальной скорости становится причиной образования заторов на дороге и приводит к возникновению критической или аварийной ситуации;
  • при излишней загрузке рейсового автобуса или маршрутного такси, следующего по определенному городскому маршруту, двери транспортного средства могут закрываться неплотно, что приведет к «выпадению» пассажиров из автотранспорта и получению существенному вреда здоровью.

Водитель перегруженного пассажирами транспортного средства так же может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа или лишения прав на управление определенным видом транспортного средства.


Похожие записи: