Министерство финансов российской федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Министерство финансов российской федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99
Входящая в структуру ПБУ отчетность имеет различия в порядке заполнения, однако есть общие правила для всех видов отчетных документов и форм.
Перечислим их:
- заполнять отчетные формы следует с применением только русского языка;
- в качестве валюты отчетности применяется только российский рубль;
- бухгалтерские документы должны отвечать критериям полноты и достоверности;
- если у организации есть филиалы или обособленные подразделения, то следует формировать с ними общую отчетность;
- все сведения за отчетный период предоставляются только в связке с аналогичными данными за предшествующий;
- в качестве основного отчетного периода по умолчанию принят один календарный год;
- если отчетность составляется в промежуточном формате ежемесячно или ежеквартально, то представить готовый документ следует не далее чем через 30 дней после завершения периода;
- составленная отчетность должна находиться в свободном доступе, чтобы к ней могли получить доступ заинтересованные лица;
- все данные учитываются на основании инвентаризации.
Состав бухгалтерской отчетности предприятий
В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:
- Бухгалтерского баланса;
- Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
- Отчета о движении денежных средств;
- Пояснительной записки и приложений;
- Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
- Отчета об изменениях капитала.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.
Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:
- Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
- Планов развития предприятия;
- Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
- Стратегии долгосрочных инвестиций;
- Природоохранных мероприятий;
- Социальной ответственности организации;
- Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.
Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
- бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
- отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Положение «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) ратифицировано приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н и применяется в части, не противоречащей положениям закона № 402-ФЗ «О бухучете».
ПБУ объединяет четкую методическую базу с перечнем обязательных к применению правил при комплектовании финансовой отчетности российских компаний (кроме кредитных и муниципальных, отчетность которых формируется по правилам других утвержденных методик). ПБУ изучается будущими бухгалтерами в рамках образовательной рабочей программы ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности».
В ПБУ 4/99 освещены вопросы:
- о формах отчетов и требованиях к их заполнению;
- о блоке упрощенной финансовой отчетности для СМП и НКО;
- о нюансах формирования консолидированной и ликвидационной отчетности;
- о необходимости опубликования данных отчетных форм определенных компаний.
Для чего нужно ПБУ 4/99
ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):
- об используемых формах отчетов;
- о порядке их составления;
- об упрощенном варианте бухотчетности;
- об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
- о публикации отчетных документов в СМИ.
О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ
Незавершенные капитальные вложения
41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.
Финансовые вложения
43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.
Основные средства
46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
4.
Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
- бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
- отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
- пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99
Несмотря на то что каждая форма имеет свои особенности заполнения, в ПБУ прописан общий подход к составлению бухотчетности, в котором выделяются следующие моменты:
- бухотчетность должна быть достоверной и полной, должна составляться по нормам действующего законодательства (п. 6 ПБУ);
- она заполняется на русском языке (п. 15 ПБУ) и с указанием сумм в рублях (п. 16 ПБУ);
- по предприятиям с филиалами формируется единая (общая) отчетность (п. 8 ПБУ);
- данные за отчетный год должны быть взаимосвязаны с предшествующими периодами (п. 33 ПБУ);
- выделение информации, отражаемой в отчетности, определяет принцип существенности (п. 25 ПБУ);
- отчетный период — календарный год (п. 13 ПБУ);
- возможно составление промежуточной отчетности (пп. 48–52 ПБУ) помесячно или поквартально нарастающим итогом с 2 обязательными формами (бухбаланс и отчет о финрезультатах) не позднее 30 дней после окончания периода;
- бухотчетность является открытой для доступа заинтересованного круга лиц (п. 42 ПБУ);
- активы и пассивы бухбаланса делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (более 1 года) (п. 19 ПБУ);
- учетные данные следует подтвердить проведенной инвентаризацией имущества и обязательств (п. 38 ПБУ);
- зачет между статьями актива и пассива, прибыли и убытков не проводится, кроме случаев, прописанных в ПБУ 4/99 (п. 34 ПБУ);
- показатели необходимо отразить по нетто (чистой) стоимости (п. 35 ПБУ 4/99).
В шапке отчетов потребуется указать:
- единицу измерения в тысячах рублей, заполнять отчетность в миллионах нельзя;
- код из ОКВЭД2.
Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98.
33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”).
34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 – 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Для чего нужно ПБУ 4/99
ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):
- об используемых формах отчетов;
- о порядке их составления;
- об упрощенном варианте бухотчетности;
- об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
- о публикации отчетных документов в СМИ.
О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.
В каких случаях при формировании бухгалтерской отчетности допускается отступление от правил ПБУ 4/99? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в материал, чтобы узнать мнение экспертов К+.
Требования к документам
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.
Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.
В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.
Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.
Пояснения к балансу и отчету
Еще один важнейший тип источников, включаемых в бухгалтерскую отчетность фирмы — пояснения к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки фирмы. Соответствующие дополнения предназначены для раскрытия тех сведений, что относятся к учетной политике фирмы и необходимы для выставления заинтересованными лицами достоверной оценки финансовых показателей компании.
В случае если в пояснениях требуется отразить отклонения от правил, допущенных компетентным специалистом фирмы при составлении отчетности, фиксируется причина допущения данного отклонения. Кроме того, фирме необходимо отразить финансовые последствия допущения несоответствия нормам права, регулирующим составление бухгалтерской отчетности на предприятиях.
Дополнения к отчетным источникам бухгалтерии должны отражать сведения, которые относятся непосредственно к хозяйственной деятельности организации, и раскрывать их в контексте той информации, что подтверждается данными бухучета. Таким образом, заинтересованное в получении рассматриваемых источников лицо рассчитывает, прежде всего, на повышение достоверности сведений о хозяйственном положении на предприятии.
Обязательный критерий соответствующих дополнений к ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» — их соответствие нормам законодательства, а также внутренних нормативных актов, если это требуется исходя из управленческой политики корпорации. Если от каких-либо норм финансистам пришлось отказаться, это должно быть зафиксировано в рассматриваемых дополнениях. Таким образом, соответствующие документы предполагают быть прозрачными для любых заинтересованных лиц.
Можно отметить, что рассматриваемый правовой акт может корреспондировать с иными, что регулируют бухучет на предприятии. В этом случае финансисту необходимо иметь оперативный доступ к соответствующим источникам норм в самой свежей редакции, а также к комментариям, разъяснениям и, если потребуется, судебной практике по использованию положений данных источников права.