Порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).
Перечень мер воспитательного воздействия
Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.
Часть 2 статьи 90 УК РФ предусматривает возможность назначения четырех видов принудительных мер воспитательного воздействия, к их числу относятся:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причиненный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.
Комментарий к Ст. 90 УК РФ
1. Принудительные меры не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступления несовершеннолетними. Комментируемая статья предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). Пленум ВС РФ ориентирует суды не допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения ПМВВ (см. п. 17 Постановления Пленума от 01.02.2011 N 1).
2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.
3. Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — к условным (т.е. освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний, соответственно, привлечен к уголовной ответственности). Субъектом освобождения от уголовной ответственности в данном случае может выступить только суд (ст. ст. 427, 431 УПК).
4. Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с применением ПМВВ является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), а условием — вывод суда о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения ПМВВ без применения уголовного наказания.
5. Закон (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает возможность назначения четырех видов ПМВВ, специально оговаривая при этом, что несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько ПМВВ.
6. Основанием отмены меры воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения. Под систематическим неисполнением следует понимать неоднократное несоблюдение несовершеннолетним в течение года требований, предъявляемых к нему в связи с применением данной меры, если его поведение явно указывает на пренебрежение этими требованиями.
7. В случае отмены решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности он может быть привлечен к уголовной ответственности при условии, что не истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК (с учетом положений ст. 94 УК).
Судебная практика по статье 90 УК РФ
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2018 N 11-АПУ18-1
Назначенное осужденным наказание нельзя признать чрезмерно суровым, оно является справедливым, и оснований для его смягчения либо применения положений ч. 6 ст. , ст. ст. , УК РФ, а Хасанову А.А. также ст. ст. , УК РФ не усматривается.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 42
1. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что имеется предусмотренное частью первой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации основание для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 201-АПУ18-46
Адвокат Зайцев в апелляционной жалобе, поданной в защиту осужденного Давыдова, считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, судом нарушены нормы уголовно-процессуального закона и неправильно применен уголовный закон. В обоснование, ссылаясь на результаты психолого-лингвистических экспертиз, защитник утверждает, что размещенный Давыдовым 3 февраля 2020 г. в сети «Интернет» текст не содержит признаков оправдания терроризма, в нем не имеется указаний на насилие, устрашение населения, противоправные действия, практику воздействия на принятие решений органами власти, умысел на оправдание терроризма у Давыдова не установлен. Общественная опасность этого текста отсутствует, о чем свидетельствует его наличие в свободном доступе длительное время, в том числе после возбуждения уголовного дела. Факт проведения 29 декабря 2020 г. осмотра предметов (документов) вызывает сомнение, протокол этого следственного действия возможно сфальсифицирован. Ссылка в протоколе на смену пароля страницы » … » опровергается сведениями, полученными из ООО «ВКонтакте». Осмотр предметов (документов) проводился с участием Давыдова в качестве свидетеля в отсутствие защитника, право пользоваться услугами адвоката Давыдову не разъяснялось, что свидетельствует о недопустимости протокола осмотра предметов (документов) от 29 декабря 2020 г. как доказательства. Назначенное Давыдову наказание является несправедливым вследствие чрезмерной суровости. Суд не принял во внимание небольшую тяжесть содеянного, несовершеннолетний возраст Давыдова, его эмоциональное состояние в период совершения преступления, примерное поведение, осознание своих заблуждений до возбуждения уголовного дела. Суд имел возможность применить в отношении Давыдова положения ст. УК РФ либо ст. ст. , 76.2 УК РФ, что не сделано. Защитник просит отменить приговор в части осуждения Давыдова по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) и оправдать осужденного.
Виды принудительных мер воспитательного воздействия
Если в преступлении виноват ребенок, то он может быть освобожден от уголовного преследования. Однако при этом мера наказания будет ему заменена на принудительный воспитательный процесс.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия характерно исключительно для тех нарушителей, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет. Эти меры предусмотрены для тех преступников, которые совершили нарушения легкой или средней степени тяжести. Главная цель применения данной нормы ответственности будет заключаться в корректировке поведения несовершеннолетнего ребенка и формирование личности, которая не будет представлять собой опасность для общества.
Принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ классифицируются на:
- Предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему смысла того вреда, который он причинил своими действиями, а также объяснение относительно последствий, которые будут применены в его отношении в случае повторного нарушения законов;
- Передача под надзор родителям или опекунам. Эта мера суда возлагает обязанности по проведению воспитательного процесса на родителей ребенка или же на лиц, которые их заменяют;
- Назначение обязанности по устранению причиненного ущерба. Если несовершеннолетний имеет некие трудовые навыки, то он будет исправлять тот вред, который был причинен им в результате преступных деяний. В частности, ущерб может быть устранен как физически, так и материально;
- Ограничение досуга и определение неких требований к поведенческой модели несовершеннолетнего. Эта мера устанавливает запрет на посещение определенных досуговых центров и ограничение времяпрепровождения ребенка за пределами его дома.
Отмена мер воспитательного воздействия
После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.
Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:
- Завершение срока действия принудительной меры;
- Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
- Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.
Основания применения принудительных мер воспитательного воздействия:
– деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
– исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.
Принудительными мерами воспитательного воздействия являются:
1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием). Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании. Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;
2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков.
Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;
5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:
– от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;
– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.
Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве стран мира
Институт принудительных мер воспитательного воздействия присутствует в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии, бывших республик Югославии, Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кирибати, Нидерландов, Румынии, Филиппин, Швеции, Эфиопии. В специальных законах о статусе несовершеннолетних данные меры регламентируется в Германии, Египте, Испании, Кении, Кувейте, Мали, Португалии, Франции, Швейцарии. И в специальном, и в уголовном законодательстве они предусмотрены в Болгарии, Сербии и Эстонии[1].
Данные меры в различных странах носят различные наименования: «принудительные меры воспитательного воздействия» (страны СНГ, Латвия, Монголия), «принудительные меры» (Узбекистан), «меры воспитательного воздействия) (Литва), «воспитательные меры» (страны бывшей Югославии), «меры воспитания, лечения или исправления» (Польша), «меры защиты, помощи, надзора и воспитания» (Франция), «меры защиты» (Япония) и др. Законодательство Судана рассматривает данную категорию мер наряду с иными «мерами по надзору и исправлению», которые могут применяться также к престарелым и страдающим психическими расстройствами. В некоторых странах данные меры рассматриваются в более общем институте мер безопасности (Молдова, Турция и др.). УК Грузии рассматривает данные меры наряду с наказанием в рамках формулировки «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних»[1].
Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?
Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.
Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.
Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.
Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.
Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.
Назначение воспитательных мер происходит исключительно в ходе судебного заседания. При назначении принудительных мер по воспитанию правонарушителя учитываются такие факторы как:
- условия жизни несовершеннолетнего;
- уровень воспитания несовершеннолетнего;
- уровень психического здоровья;
- воздействие старших лиц на несовершеннолетнего;
- особенности личности правонарушителя.
Также, суд учитывает и смягчает воспитательные меры если присутствуют следующие факты:
- преступление совершено впервые;
- раскаяние несовершеннолетнего в содеянном;
- будет ли результат от принудительных воспитательных мер;
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия .
- 2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред; - г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?
Адвокат Антонов А.П.
Вопрос о введении так называемой “ювенальной юстиции” в РФ поднимается уже давно. Однако эта инициатива до сих пор не реализована. Виной этому ряд причин: нехватка бюджетных денег, непонимание со стороны законодателя, якобы почему мы не должны наказывать подростков, если они прекрасно понимали, что совершают преступление. Немаловажным является и само название. Ювенальная юстиция среди граждан ассоциируется отнюдь не с мерами защиты несовершеннолетних и гуманностью правосудия по отношению к ним, а с изъятием детей из семей потому, что родители, например, привлекают ребенка к работе по дому. Поэтому поговорим о том, чем же сейчас является ювенальная юстиция в России. Во-первых, она выражается в наличии принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия можно рассматривать в качестве иных мер уголовно-правового характера, применимых исключительно к несовершеннолетним субъектам в целях коррекции общественно опасного поведения и формирования правопослушных нравственных установок. Они имеют следующие черты: — альтернативность уголовному наказанию — в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 90 УК РФ, ч. 1 ст. 92 УК РФ) несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден как от уголовной ответственности, так и от наказания; — объективно и субъективно ограниченная сфера применения — только по факту совершения преступлений небольшой или средней тяжести и только в отношении несовершеннолетних; — небезусловный (неокончательный) характер — в силу прямого указания закона (ч. 4 ст. 90 УК РФ), если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительные меры воспитательного воздействия, производство по уголовному делу может быть возобновлено; — срочный характер, подразумевающий, что продолжительность их применения определяется при их назначении (60% принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных разделом V УК РФ, связывается с установлением определенного срока). При этом правоотношение не приобретает уголовно-исполнительный характер; — воздействие обеспечивается не карательными, а воспитательными методиками, вследствие чего принудительный характер приобретает меньшую интенсивность.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
1. предупреждение;
2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3. возложение обязанностей загладить причиненный вред;
4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) либо от наказания (ст. 92 УК). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.
Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 36 УК).
УК РФ существенно ограничивает перечень принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним. Так, помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение допускается только при освобождении несовершеннолетних от наказания и если совершено преступление средней тяжести (ч. 2 ст. 92 УК). При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания за совершенное преступление.
Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившим преступление; б) преступление должно быть небольшой тяжести; в) средней тяжести (ст. 15 УК); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.
Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
Суд вправе избрать в отношения несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.
Другой комментарий к статье 90 УК РФ
Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.
Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.
С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.
Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .
———————————
Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.
Принудительные меры воспитательного воздействия являются одним из оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, специфическим основанием, свойственным только для рассматриваемой категории лиц.
Реализация освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия сопряжена с наличием двух факторов. Первым из них является категория совершенного преступления: небольшой или средней тяжести (формальный фактор). Вторым — признание возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный фактор).
При установлении второго фактора принимаются во внимание все данные, характеризующие и деяние, и самого правонарушителя, в том числе данные о предкриминальном и посткриминальном поведении. Совокупность подобных данных позволяет правоохранительным органам и суду с большей или меньшей степенью вероятности установить возможность исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует обратить внимание на то обстоятельство, что кроме двух указанных выше факторов других противопоказаний формально не имеется. Поэтому освобождение в рассматриваемом варианте может быть применено вне зависимости от, например, наличия судимости, прохождения испытательного срока при условном осуждении, в отношении условно-досрочно освобожденного при оставшемся неотбытом сроке наказания. Подобного рода примеры практике известны. И в принципе они не противоречат законодательству. Главное, чтобы в данном конкретном случае суд принял верное решение, исходя и из интересов общества и государства, и из интересов несовершеннолетнего.
Поэтому если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, суд вправе прекратить его по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК РФ, и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.
В постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия суд вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.
Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание могут быть достигнуты путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.
При решении вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ необходимо учитывать, что если суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер воспитательного воздействия, то уголовное дело по указанному основанию может быть прекращено как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и в результате судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему этих мер.
Частью 2 ст. 90 УК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия.
К их числу относятся:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.
В случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа или ограничения досуга и установления особых требований к поведению в постановлении должен быть указан срок, в течение которого применяется избранная мера.
Перечень мер воспитательного воздействия
Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.
Часть 2 статьи 90 УК РФ предусматривает возможность назначения четырех видов принудительных мер воспитательного воздействия, к их числу относятся:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причиненный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
- а) предупреждение;
- б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
- г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.