Статья 95. Изменение, расторжение контракта

13.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 95. Изменение, расторжение контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)

В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 «О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее — Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.

На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.

Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения»

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта

Гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, именуется контрактом. Контрактами и сейчас в соответствии с нормами Закона о размещении заказов называются договора, заключаемые учреждениями. В этом положения Закона о контрактной системе и Закона о размещении заказов схожи. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как и ныне действующее законодательство о размещении закупок, основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе (с 2014 года), Закона о размещении заказов и других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере закупочной деятельности. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, со следующего года должны соответствовать Закону о контрактной системе, а сейчас — Закону о государственных закупках. В определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти наделены правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в части деятельности по организации закупок и заключению контрактов в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о государственных закупках. С 2014 года таким правом наделяются субъекты РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в обусловленных Законом о контрактной системе случаях. Рассматриваемые нами сейчас положения содержатся в ст. 2 Закона о контрактной системе и ст. 2 Закона о размещении заказа.

Читайте также:  Кто может выйти на пенсию раньше

Условия изменения контракта

Согласно нормам ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: 1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

  • а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • б) при увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в нем количество такого товара.

Односторонний порядок расторжения обязательств

Такая возможность определена ч.8 ст.95 44-ФЗ, при условии, что соответствующий пункт будет включен в текст контракта. В ином случае аннулировать обязательства сторон потребуется в суде.

Гражданское законодательство разрешает любой из сторон выступать с инициативой о необходимости прекратить действие контракта. Алгоритм действий для них будет аналогичным в соответствии со ст.95 44-ФЗ.

Если расторгнуть контракт желает заказчик, он должен разместить в ЕИС сведения об этом в течение 3-х дней после принятия такого решения. Затем уведомить поставщика о своем намерении. Это можно сделать любым способом, лишь бы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о получении телеграммы или отчет о прочтении по электронной почте).

Поставщику дается 10 дней на устранение ошибок (если нарушение допущено впервые). Если исполнитель не исправил все недочеты, то решение приобретает силу. Если исправил – заказчик отменяет решение (ч.12-18 ст.95 44-ФЗ).

Если же от контракта желает отказаться исполнитель, он может это сделать, если такая возможность заранее была оговорена в контракте, а его права нарушены. Он также в течение 3-х дней сообщает заказчику о своем решении. Если заказчик за 10 дней не исправил недостатки, решение приобретает силу (ч.21 ст.95 44-ФЗ).

Если стороны прекращают сотрудничество, то до момента расторжения они обязаны оплатить частично исполненные обязательства. Например, если исполнитель уже передал часть товара заказчику, и он его принял, то должна быть произведена оплата за фактический объем. Это же условие действует на работы и услуги.

В случае, если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои обязательства и заказчиком проведена необходимая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар (работу, услугу) так, как это оговорено в контракте, но и вернуть понесенные затраты на экспертизу.

Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ

Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.

Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы. Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику. В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.

Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ. Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).

Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.

Читайте также:  Как подать на алименты? Пошаговый порядок

Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.

Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.

В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).

При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.

Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта. Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).

В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.

Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2021 года по делу №А56-8997/2015).

Пример 2. Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет. После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы. Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.

Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2021 года №Ф09-1833/17).

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Изменение сроков контракта по 44-ФЗ

По общему правилу в рамках государственного контракта изменить срок выполнения работ невозможно. Вместе с тем, исключительные случаи, допускающие подобное действие, законом предусмотрены.

Так, стороны могут увеличить сроки по государственному контракту только при изменении значимых (существенных) обстоятельств. Под такими чаще всего понимается изменение финансирования бюджета, перенаправление бюджетных средств либо увеличение объемов поставки. Соответственно, срок контракта подлежит пересмотру пропорционально измененной цены договора исходя, например, из уменьшенного бюджета.

Процедура изменения сроков заключается в оформлении сторонами соответствующего дополнительного соглашения. При наличии названных обстоятельств возможно также принудительное изменение сроков контракта. Иными словами – поставщик вправе требовать в суде изменить сроки контракта, доказав наличие существенных изменений обстоятельств и отказа от заключения соответствующего доп.соглашения со стороны заказчика. Интересны также ситуации, когда требуется перемена заказчика по государственному контракту 44 ФЗ, иные спорные моменты, когда без профессиональной помощи адвоката просто не обойтись. Звоните, если и у Вас что-то подобное!!!

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

Читайте также:  Можно ли отправить заявление на увольнение по электронной почте? Законно ли это?

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ, пп. «а» п. 1, пп. «д» п. 2 Положения № 556 от 05.05.2018, госзаказчики, которые базируются на территории зарубежного государства, применяют иную форму отчета, которая в ЕИС не размещается.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Какие параметры относят к несущественным

Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий. Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так: «это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон». Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки. Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.

Раздел Пояснение
Информация о платежных реквизитах сторон В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка.
Местонахождение компании Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны.
Ошибки в арифметике и орфографии Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки.

Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов.


Похожие записи: