НДС и налог на прибыль: отражаем в учете

13.01.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС и налог на прибыль: отражаем в учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоги и взносы уплачиваются по общим реквизитам единого налогового платежа (ЕНП) на специальный счет Федерального казначейства, а не по разным реквизитам конкретных налогов. ЕНП зачитывается в счет уплаты конкретных налогов и взносов по сданным декларациям, расчетам и уведомлениям. Посмотреть распределение ЕНП можно будет в личном кабинете налогоплательщика (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ).

НДС: КОСГУ при безвозмездной передаче

За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.

Если учреждение выступает в роли налогового агента, то уплачивает НДС по кодам, сопровождаемым вознаграждение контрагенту, с которого налог удерживают. Например, при аренде имущества его отражают увязкой КОСГУ 224 и КВР 244, а при начислении налога в 15–17 разрядах счета 303.04 указывают КВР 244.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Приказы Минфина России № 61н, 100н, 103н

Поговорим подробнее о том, как применять приказ Минфина России 61н от 15.04.2021.

    В этом приказе упомянуты только электронные документы и регистры учета и указаны сроки начала их применения:
  • c 01.01.2022 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
  • c 01.01.2023 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

В утвержденном перечне 17 электронных первичных документов (ОКУД 0510ХХХ) и 3 электронных регистра бухгалтерского учета (ОКУД 0509ХХХ).

    Документы:
  • Ведомость группового начисления доходов (0510431)
  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433)
  • Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (0510432)
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434)
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435)
  • Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (0510436)
  • Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета (0510437)
  • Решение о проведении инвентаризации (0510439)
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440)
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441)
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442)
  • Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (0510445)
  • Решении о восстановлении кредиторской задолженности(0510446)
  • Изменение Решения о проведении инвентаризации (0510447)
  • Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (0510836)
  • Ведомость начисления доходов бюджета (0510837)
  • Ведомость выпадающих доходов (0510838)
    Регистры:
  • Журнал операций по забалансовому счету (0509213)
  • Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (0509095)
  • Карточка учета имущества в личном пользовании (0509097)

Видим, что в перечне документов и регистров не самые часто используемые формы.
В этом году вышел приказ Минфина № 100н, который дополнил приказ № 61н.

Применяется он
с 01.01.2023 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
с 01.01.2024 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

    Добавлено использование еще шести электронных документов:
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых (0510448)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450)
  • Требование-накладная (0510451)
  • Акт приемки товаров, работ, услуг (0510452)
  • Извещение о трансферте, передаваемом с условием (0510453)
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (0510521)
    И двух регистров:
  • Карточка капитальных вложений (0509211),
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214)

Как перенести переплату и недоимку на ЕНС

Чтобы скорректировать сальдо расчетов с ИФНС по единому счету, переплату и задолженности по налогам и санкциям по состоянию на 1 июля 2022 года надо перенести на сч. 68.90.

В качестве недоимки не считается текущая задолженность по:

  • страхвзносам, которые начислены за июнь 2022 года;
  • авансам по УСН, налогу на прибыль, НДС и иным налогам, которые начислены 30 июня 2022 года за II кв. 2022 года.

Допустим, ООО «Фитокерамика» использует УСН с объектом «доходы за вычетом расходов». С июля 2022 года компания перешла на ЕНП и по состоянию на 1 июля у нее есть подтвержденная налоговиками переплата пени по УСН — 2 тыс. руб.

Тогда в учете компании на 1 июля 2022 года имеется сальдо по Дт 68.12 «Налог при УСН» в разрезе аналитического учета — «Пени: доначислено/уплачено (самостоятельно)».

Чтобы перенести переплату по налогам, санкциям, и в т.ч. пени на сч. 68.90, нужно в форме списка операций по ЕНС по команде «Операция» выбрать вид «Корректировка счета». Для этого пользователь заходит в меню «Операции», выбирает «Единый налоговый счет» и переходит в «Операции по счету».

В открывшемся документе указывается дата переноса — 01.07.2022, а также заполняется таблица:

  • графа «Вид движения» — ставится «Пополнение» (второй вариант «Списание» здесь не указывается). В этой ситуации за счет переплаты пени производится пополнение, то есть увеличение суммы, которая уплачена как ЕНП;
  • графа «Платежный документ» — указывается документ, по которому получилась переплата. Предварительно выбирается тип данных — «Выдача наличных», «Операция», «Списание с расчетного счета»;
  • указывается размер переплаты;
  • указывается счет и аналитический счет, по которому появилась переплата.
Читайте также:  Стоимость техосмотра легковых автомобилей в 2023 году может увеличиться на 57%

Налоговый учет НДС в 1С 8.3

Необходимость раздельного учета может быть продиктована различными причинами (например, работа с экспортом, производство товаров, не облагаемых НДС и т.п.), но в любом случае требуется произвести определенные настройки в «Учетной политике» («Главное» — «Организации» — гиперссылка «Учетная политика»). Если вы (или ваш предшественник) уже настраивали учет НДС в программе «1С Бухгалтерия», то соответствующие параметры учетной политики можно изменить или отредактировать, можно также написать свой вариант с чистого листа, но помните, что каждое изменение настроек программы должно быть осознанным и ответственным, поскольку учетная политика — это совокупность реально используемых правил, а не пустая формальность. Итак, кнопка «Создать» — ссылка «Настройка налогов и отчетов».

Обязательство по аренде (ОА)

Обязательство по аренде признается в сумме приведенной стоимости будущих лизинговых платежей (включая выкупную стоимость) на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018). Эта стоимость определяется путем дисконтирования номинальных величин будущих лизинговых платежей. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка, при использовании которой приведенная стоимость будущих лизинговых платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета лизинга равна его справедливой стоимости.

Негарантированная ликвидационная стоимость – это предполагаемая справедливая стоимость предмета лизинга к концу срока лизинга за вычетом сумм, подлежащих оплате в связи с гарантиями выкупа этого предмета, которые учтены в составе лизинговых платежей. Справедливая стоимость (оценка, основанная на рыночных данных) определяется по правилам МСФО (п. 8 ФСБУ 25/2018).

Лизингополучатель, который вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих лизинговых платежей на дату этой оценки.

Величина обязательства по аренде после признания увеличивается на величину начисляемых процентов (процентный расход) и уменьшается на величину фактически уплаченных лизинговых платежей. Фактическая стоимость обязательства по аренде подлежит пересмотру в случае изменения условий договора лизинга или намерений сторон продлевать / сокращать срок лизинга.

Изменение величины обязательства по аренде относится на стоимость права пользования активом. Уменьшение обязательства по аренде сверх балансовой стоимости права пользования активом включается в доходы текущего периода.

Документ «Поступление в лизинг» (рис. 2 — 3):

  • Раздел: ОС и НМАПоступление в лизинг. Кнопка Создать.
    • Заполните основную часть документа:
    • В поле Документ № укажите данные акта приема-передачи объекта лизинга.
    • В соответствующих полях укажите контрагента, договор, проверьте счета учета в поле Счет расчетов (по умолчанию должен быть счет 76.07.1).
    • В поле Дата окончания укажите дату окончания договора лизинга.
    • Переключатель Принятие к учету установите в положение Позднее (если будут дополнительные затраты, связанные с получением предмета лизинга) или Этим документом (в иных случаях).
    • В полях Расходы по амортизации и Арендные платежи в НУ выберите из справочника Способы отражения расходов способ или создайте новый, указав счет затрат и аналитику, на которые будут относиться расходы по амортизации ППА в бухгалтерском учете и расходы по лизинговым платежам в налоговом учете.

Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:

  • в колонке Предмет аренды выберите (добавьте новый) соответствующий объект из справочника Основные средства;
  • в колонке Сумма укажите сумму договора лизинга (общую сумму лизинговых платежей, включая выкупную стоимость);
  • в колонке Срок использования укажите в месяцах СПИ предмета лизинга в соответствии с намерениями по его использованию, в том числе после окончания срока договора лизинга;
  • проверьте, что в колонках Счет учета, Счет амортизации и Счет НДС выбраны необходимые счета бухгалтерского учета (по умолчанию используются 01.03, 02.03 и 76.07.9 соответственно).

Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года

С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:

  • Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Учёт НДС в 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

  • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
  • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
  • I — программное обеспечение и базы данных;
  • D — иные объекты интеллектуальной собственности.

Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

  • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.

Читайте также:  Развод в ЗАГСе по обоюдному согласию

С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:

  • Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».

НДС-2020 в 1С: изменения, практика применения, подготовка к отчетности

Дополнен перечень операций, не подлежащих налогообложению (операции освобождены от НДС):

  • Услуги региональных операторов по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами). Компании могут получить льготу при условии оказания услуг по единым тарифам, установленным региональными властями.
  • Ввоз самолетов в Россию также входят в список операций, освобожденных от НДС. При этом необходимо предоставить в таможенный орган копии документов с отметкой о регистрации авиасудна в Государственном реестре Росавиации либо в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.
  • Ввоз запчастей и двигателей, которые используются для ремонта и модернизации гражданских самолетов при условии предоставления документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара.
  • Организаций и предпринимателей на ЕСХН, если доходы за 2019 год не превысили 90 млн. руб.

Применить нулевую ставку по НДС могут компании:

  • оказывающие услуги (работы) по транспортировке (перевозке) товаров (контейнеров, любого другого порожнего железнодорожного подвижного состава) с территории государства, которое не является членом ЕАЭС, через территорию РФ;
  • при продаже гражданских воздушных судов, по предоставлению работ и услуг по строительству самолетов, при передаче их в лизинг и для морских судов, которые регистрируются в российском международном реестре судов можно применить нулевую ставку по НДС.

Внесены изменения в декларацию по НДС:

  • дополнен перечень кодов операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, в связи с дополнением перечня операций. В декларациях по НДС нужно указывать новые коды операций с морскими и гражданскими воздушными судами;
  • уточнен порядок заполнения раздела 2 налоговыми агентами.

Для составления декларации в 1С:Бухгалтерия 8 предназначен регламентированный отчет «Декларация по НДС».

Правила восстановления НДС-2020 после реорганизации изменились.

Прежде данные правила не регулировались. Теперь они распространяются на такие случаи:

  • приобретение правопреемником товаров (работ, услуг) в счет авансов, перечисленных реорганизованной организацией для предстоящих поставок;
  • использование правопреемником товаров (работ, услуг) в операциях, не облагаемых НДС, а также при применении правопреемником специального режима налогообложения;
  • при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных реорганизованной организацией.

Подтверждение нулевой ставки.

Порядок утверждения нулевой ставки упростили.

Подтвердить нулевую ставку по НДС будет проще по ряду операций.

НДС и налог на прибыль: отражаем в учете

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Согласно пункту 9 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2020 № 209н, далее – Порядок № 209н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. А действующее налоговое законодательство не предусматривает особенностей исчисления НДС при реализации имущественных прав казенным учреждением. Например, если казенное учреждение выставляет на торги права на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, то такие операции облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-07-15/7660). Учреждение обязано дополнительно к цене передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю прав соответствующую сумму НДС (абз. 1 п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов: Следовательно, каждому типу организаций присущи индивидуальные особенности ведения бухгалтерского учета, а также отражения хозопераций бухгалтерскими проводками (плана счетов). учет в кредитной организации существенно отличается от БУ коммерческих фирм и государственного сектора.

Налог на добавленную стоимость в бюджетных организациях

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2020 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н.

Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль.

Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2020 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

  • 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68.02 — начисление записываются по кредиту, исчисленный и уплаченный в бюджет НДС проводят по Дт 68;
  • 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — для отражения входного, но не возмещенного из бюджета НДС.

Согласно п. 5 ст.

5 Закона № 57-З 1 Минфин утверждает стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Нацбанка РБ, банков, банковских групп, банковских холдингов).

В материале рассмотрены вопросы формирования первоначальной стоимости отдельных предметов в составе оборотных средств (далее – отдельные предметы), документального оформления поступления их в организацию, отпуска со склада, списания, а также отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с отдельными предметами.

С 2020 г. в состав прочих затрат, учитываемых при налогообложении, включены представительские расходы (ст. 171 НК 1).

При этом прочие затраты не должны превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и суммы доходов от аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования имуществом) с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Читайте также:  Раздел наследственного имущества

Для банков прочие затраты не могут превышать 1% суммы доходов, определяемой по ст. 176 НК, за вычетом сумм внереализационных доходов, определяемых по ст. 174 НК (кроме доходов, указанных в подп. 3.18 ст. 174 НК) (п. 3 ст. 171 НК).

Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н).

При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД.

К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.

В настоящее время компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет.

А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет.

Обратите внимание: п. 4 ст. 170 НК РФ указывает на пропорции, которые следует использовать при определении размера сумм входного НДС для облагаемых и необлагаемых операций. Тот же принцип действий допустим и при разделении налога, если действуют одновременно несколько систем налогообложения.

  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
  • передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ.

К ним, в частности, относится выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия, выделяемая из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (ПисьмоМинфина РФ от 18.03.2014 №03‑07‑15/11691).

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2020 — 2021 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2019 № 297н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

6 750

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

1 750

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

754 000

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

98 020

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

655 980

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

227 708

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

325 728

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

КРБ 040120200

«Расходы экономического субъекта»

983 458

(1 750 + 754 000 +227 708)

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.

Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.

При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.

Предусмотрены исключения:

  • реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реэкспорт;
  • реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.

Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
  • количество прослеживаемого товара.

При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.

Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:

  • заменены штрихкоды,
  • с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
  • в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
  • добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
  • введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
  • новые коды для IT-отрасли.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС, а также освобождаемых от обложения этим налогом, приведен в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. Кроме того, учреждения могут быть освобождены в целом от исполнения обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ при условии соблюдения предельного размера выручки, указанного в данной статье.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду таких товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.


Похожие записи: