Оказание бюджетным учреждением платных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание бюджетным учреждением платных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медицинские заведения располагают правом оказания услуг на платной основе в соответствии медицинскими услугами, перечисленными в их лицензиях на ведение медицинской деятельности. При предоставлении таких услуг законодательно установлены определенные ограничения. К ним в частности законодательство относит платную скорую помощь, также и специализированную, которую должны предоставлять государственные и муниципальные медицинские организации. Не является платной также экстренная форма помощи, предоставляемая прочими медучреждениями. Эти ограничения установлены Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 (ст. 11, ст.35).
Внесение платы за оказанные медуслуг может производиться по одному из следующих оснований:
- Договор, заключенный между пациентом и учреждением в области здравоохранения на оказание того или иного вида услуг – заключение такого документа является одним из обязательных условий. В нем прописываются следующие ключевые моменты: предмет договора, срок оказания услуги, а также ее стоимость и порядок расчета, права, обязанности и ответственность обеих сторон, срок действия договора, а также правила разрешения особых ситуаций.
- Полис ДМС – здесь речь идет о добровольном медицинском страховании. В данном случае пациент по своему желанию оплачивает страховку на случай развития болезни или возникновения травмы.
При наступлении страховой ситуации больница или клиника окажет платную ту или иную помощь, а покрывать эти расходы будет страховая компания.
Правила оказания платных услуг.
Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:
-
образовательные и медицинские услуги;
-
социальные услуги;
-
гостиничные услуги;
-
консультационные услуги;
-
издательская деятельность;
-
деятельность, связанная с торговлей;
-
предоставлением услуг общественного питания.
Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:
-
платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));
-
услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
-
платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
-
гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
-
платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).
Кто определяет размер платы за услуги
В Письме N 12-08-06/44036 Минфин приводит примеры норм Федеральных законов, указывающих на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание платных услуг:
- ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты;
- ст. 9 Закона о предоставлении госуслуг, согласно которой порядок определения размера платы за оказание услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов РФ государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления;
- ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. Так, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя.
Договор на оказание услуги со сторонней организацией
Если учреждение не может своими силами оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельности бюджетного учреждения, учреждение может заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги. Однако если договор составлен верно и не соблюдена процедура его принятия, то данное действие может быть квалифицированно как нарушение Закона о защите конкуренции. Рассмотрим в качестве примера Постановление ФАС СЗО от 25.10.2011 по делу N А66-12092/2010.
Предприятия, оказывающие ритуальные услуги, обратились в ФАС с коллективным заявлением, указав, что муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (далее — МУП) и муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» (далее — станция) заключили устное соглашение по обмену информацией, в результате чего МУП получило конкурентные преимущества.
О минусах платной медицины
Имея немалое количество существенных преимуществ, платная медицина является далеко неидеальной. Потраченные суммы (порой, значительные, учитывая цены на такие услуги) не гарантируют получения качественного лечения. К слову, удовольствие от посещения частной клиники часто также бывает сомнительным. Итак, к минусам платной медицины относят:
- Материальную заинтересованность в пациенте. Прибыль учреждения, будь это поликлиника или платный травмпункт, а также заработок его персонала зависят от числа больных, обратившихся за помощью. На это влияет и количество оказанных им услуг. Чем больше приёмов и обследований, тем большая денежная сумма окажется в кассе. Приходится констатировать, что врачам выгодна болезнь пациента. Они могут назначить предоставление совершенно ненужных платных медицинских услуг (обследования, анализы и т.д.), напугать больного необоснованным множеством диагнозов, назначить более дорогие методы лечения, чем нужно в конкретной ситуации.
- Стоимость лечения не гарантирует профессионализма и компетентности специалиста. И часто бывает не столько жаль потраченных денег, сколько упущенного времени. Ведь часто лечение не допускает отсрочки. Да и сама цена услуг в платных клиниках часто бывает необоснованно высокой.
Об отделе платных медицинских услуг
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская многопрофильная больница №2» (СПб ГБУЗ «ГМПБ №2», ГМПБ №2) предоставляет медицинскую помощь населению в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (включая высокотехнологичную медицинскую помощь — ВТМП).
Также медицинские и сервисные услуги больницы доступны в рамках ДМС и на платной основе. Договоры на платные медицинские и сервисные услуги оформляются в отделе платных медицинских услуг (1-ый этаж, слева от лифтовой площадки по направлению от центрального входа в больницу).
В рамках платных услуг вам доступно лечение во всех стационарных терапевтических (терапия, гастроэнтерология, пульмонология, кардиология, эндокринология), хирургических (челюстно-лицевая, общая, торакальная, сосудистая хирургия; отделения гинекологии, урологии, нейрохирургии, кардиохирургии; отделения лечения нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции, травматологии-ортопедии), неврологических и офтальмологических отделениях больницы, а также – в многопрофильном хозрасчётном отделении. В стоматологическом отделении вам предложат все виды стоматологических услуг, включая имплантацию и протезирование.
Вы можете амбулаторно получить консультативную помощь наших специалистов, а также – пройти необходимые лабораторные и диагностические исследования.
Мы предлагаем:
Запись на консультации (кроме оперирующих офтальмологов), исследования, лабораторные анализы |
338-48-46 |
Запись к оперирующим офтальмологам | 338-48-58 |
Запись в отделение лазерной микрохирургии глаза | 338-93-01 |
Запись на глазные исследования | 338-94-37 |
Запись на магнитно-резонансную томографию (МРТ) | 338-93-18 |
Запись на компьютерную томографию (КТ) | 338-94-53; 338-94-93 |
Запись на электронейромиографию (ЭНМГ) | 338-48-46 (по пятницам) |
Запись к пульмонологу | 338-93-31 |
Запись в отделение стоматологии | 338-93-88 |
Какие услуги можно получить бесплатно по ОМС
Перечень услуг, который доступен по программе ОМС, варьируется в зависимости от региона и клиники. Поэтому нужно предварительно уточнять, какие именно услуги оказывают в рамках ОМС, в частном медицинском центре по телефону или на сайте. Перечень бесплатных услуг обязательно подлежит публикации в открытом доступе.
По ОМС государство компенсирует только минимальный набор необходимых обследований и лечения: получить эксклюзивные методы диагностики и медпомощи по полису не получится.
Стандартно по полису ОМС в частной клинике можно:
- получить консультацию узкого специалиста (например, офтальмолога, травматолога и пр.);
- сдать необходимые анализы;
- пройти высокотехнологичные обследования (в частности, КТ или МРТ);
- сделать операцию;
- вылечить зубы;
- пройти процедуру гемодиализа;
- получить помощь при лечении онкологических заболеваний (хирургическую, лучевую и химиотерапию);
- сделать ЭКО.
Согласно статистике, частные клиники ориентированы на сложные высокотехнологические методы лечения по ОМС, которые оплачиваются государством по цене, близкой к рыночной.
Экстренную медицинскую помощь должны оказать в любой частной клинике, работающей по ОМС.
Что делать, если отказываются принимать и делать анализы
Частный врач обязан принять вас с результатами исследований, которые сделала лаборатория госклиники. Если коммерческая поликлиника отказывается и направляет на повторные анализы в свою лабораторию, то нарушает закон. Об этом «Прайму» рассказала председатель правления АНО «Центра урегулирования конфликтов в медицине» Ирина Гриценко.
Если в коммерческой клинике настаивают, что анализы платные, звоните в страховую компанию. Номер обычно указан на полисе ОМС. Уточните, можно ли сделать назначенные исследования бесплатно и попросите страховщика помочь вам.
Но бывает, что регистратура частной клиники отказывается делать обследования по ОМС, аргументирует отказ «внутренними правилами».
В таком случае придётся подавать жалобу главному врачу. Напишите заявление в двух экземплярах и зарегистрируйте в приёмной. Один оставьте себе с отметкой секретаря, второй отдайте главврачу.
Пишите жалобу в Роспотребнадзор и Фонд ОМС, если главврач не решил проблему.
Особенности организации лечебного процесса в государственной клинике в Москве
Если мы говорим о государственных клиниках Москвы, то это, как правило, учреждения здравоохранения с коечным фондом от 500 и выше и с огромным штатом медицинского персонала, который трудно управляется. Нередко в больших многопрофильных больницах Москвы у одного главного врача может быть около 20 заместителей.
Для государственных клиник — есть четкие директивы сверху, которые формируют отношение врачей к пациенту, определяют организацию лечебного процесса. Остановимся на двух основных существующих проблемных аспектах:
- Нежелание брать тяжелых больных;
- Соответствие стандартам ОМС и специфика самих медико-экономических стандартов;
Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.
Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.
В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.
[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.
[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.
[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.
[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).
[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.
[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.
[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».
[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».
Сроки оказания плановой медицинской госпитализации по ОМС
Все экстренные операции делают в самое ближайшее время по полису ОМС. Например, если пациент нуждается в операции по удалению аппендикса, ее делают в срочном порядке. В случаях, когда это плановая высокотехнологичная медицинская помощь, например, кардиохирургия, на нее нужно сначала получить квоту (деньги от государства). В начале года Минздрав распределяет квоты по профильным больницам, их ограниченное количество, сколько квот было распределено в вашем городе, можно узнать в региональном отделении Минздрава.
В течение 10 дней в Минздраве проверяют документы, и подтверждают необходимость операции. Еще 10 дней уходит на поиски профильной больницы, в которой будут проводить операцию по квоте. В случаях, когда пациент не прошел по квоте в текущем году, его очередь на операцию сохраняется на следующие периоды.
Другими словами, если операция не экстренная, например, оперативное вмешательство при глаукоме, то своей очереди можно прождать несколько лет. Узнать, когда подойдет очередь на квоту можно в подразделении Минздрава или у лечащего врача.
Когда квота получена, свою очередь на операцию можно отследить по номеру квоты на информационном портале Минздрава
Какие операции можно сделать по полису ОМС в 2022 году?
- Операции на глазах: по реконструкции глаз после травм, для лечения глаукомы, катаракты, косоглазия и других аномалий;
- По исправлению перегородки носа, нарушении дыхательной функции, потери обоняния, отеках слизистой оболочки и пр. аномалиях за исключением косметических дефектов;
- Операции на желчном пузыре при образовании камней, холецистите, холестерозе и пр.;
- Хирургические операции на мужских половых органах при болезненных ощущениях и дискомфорте в области мошонки;
- Хирургическое лечение на венах (по удалению вен из-за варикозных деформаций с ухудшением кровотока и тд.);
- Хирургические вмешательства на позвоночнике при наличии показаний (переломах, травмах, остеопорозе, горбе, грыжах, сколиозе с искривлением больше 40 градусов);
- Операции при грыжах в паху, пупке и тд.;
- Хирургическое лечение в урологии по удалению опухоли, кисты, камнях в почках и пр.;
- Операции на мениске коленного сустава;
- Гинекологические операции при наличии показаний;
- Оперативное лечение при онкологических заболеваниях;
- Операции на сердце, сосудах, нейрохирургическое лечение при патологиях и опухолях;
- Стоматологические хирургические вмешательства (например, по удалению зубов мудрости);
- Экстренные операции по показаниям (при травмах и воспалениях).